А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

З

Завалишина Динара Николаевна
Залкинд Арон Борисович
Залужный Александр Степанович
Занков Леонид Владимирович
Запорожец Александр Владимирович
Зейгарник Блюма Вульфовна
Зимняя Ирина Александровна
Зинченко Владимир Петрович
Зинченко Петр Иванович
Знаков Виктор Владимирович

Завалишина Динара Николаевна 1930 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1985). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1955), работала в НИИ ОиПП АПН СССР (1961-1974), с 1974 г. является сотрудником Института психологии РАН, в настоящее время - ведущий научный сотрудник.

Научные исследования З. посвящены разработке проблем инженерной психологии и связаны с решением практических задач оценки и совершенствования информационных панелей и пультов в АСУ, повышения эффективности труда человека-оператора. Ею развивается новое направление в исследовании процессов переработки информации человеком - оперативное мышление. Результатом обобщения теоретико-эмпирических разработок стало создание функционально-генетической концепции оперативного мышления, согласно которой оно выступает, с одной стороны, как разновидность практического мышления (направленного на реальное преобразование природного и социального мира), с другой стороны, - как момент единого интеллекта (Психологический анализ оперативного мышления. 1985).

C позиций системного подхода в работах З. осуществляется определение принципов и логики психологического анализа практического мышления, в первую очередь, его генетических аспектов. Ею предложена трехуровневая иерархическая структура способностей применительно к массовым профессиям, включающая в себя: общечеловеческие потенции (трудоспособность), общие способности, присущие человеку как "родовому" существу, и специальные способности (Развитие и диагностика способностей /в соавторстве. 1991).

 

Залкинд Арон Борисович (1888-1936)

Российский психолог, один из лидеров отечественной педологии, главный редактор журнала "Педология" (1928) и председатель комиссии по планированию исследовательской работы по педологии при Наркомпроссе (1928).

Окончил медицинский ф-т МГУ (1911), директор Петроградского психотерапевтического института (1917-1920), Московского Психологического института (1930).

Развивая идеи психоанализа, З. впоследствии являлся инициатором перестройки психологии на основе марксизма, возглавив в 1920 году социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. Будучи одним из лидеров отечественной детской психологии З. пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП (б) "О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена "лженаукой". Инфаркт, полученный им при чтении этого постановления, привел З. к скоропостижной смерти.

Рассматривая в своих работах "Педология в СССР" (1929), "Основные вопросы педологии"(1930) "Половое воспитание" (1928) закономерности развития детской психики, З. не отрицал большой роли биологических факторов, так как сама идея построения психологии на основе материализма исключала возможность игнорирования материальных основ психики. Однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. З. подчеркивал, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения З. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, З. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помощи целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Таким образом, основной спор между Блонским и З. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей. Их разногласия были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система и каковы границы воздействия на нее среды, возможности изменения этапов и темпа психического развития.

Исследования феномена "вожачества" (лидерства), привели З. к мысли о том, что лидеры не только организуют коллектив, но и помогают направить избыток энергии группы в нужное русло. З. подчеркивал, что все дети должны пройти через школу лидерства, особенно это важно в подростковом возрасте, так как помогает нейтрализовать негативные последствия полового созревания в этот период. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, З. доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. В то же время он признавал необходимым управление процессом полового развития, поиск путей сублимации сексуальных влечений, утверждая, что активная социальная деятельность, общение со сверстниками поможет детям преодолеть негативные отклонения в половом созревании.

Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами - стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей. Эти идеи З. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв, в том числе и на Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. При этом З. уделял значительное внимание методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена "отверженности".

 

Залужный Александр Степанович (? -1941)

Украинский, российский психолог. За революционную деятельность был исключен из херсонской учительской семинарии, неоднократно подвергался арестам. В 1907 г. бежал из херсонской политической тюрьмы и эмигрировал во Францию, где учился в политехникуме г. Нанси, а за - тем в Парижском университете. Сотрудничал с известным философом и психологом Э.Дюркгеймом. Окончил университет во Владивостоке, был деканом педагогического факультета Владивостокского университета. Заведовал секцией педагогики коллектива в Харьковском НИИ педагогики (с 1924). С 1935 г. работал в Москве в Институте дефектологии.

Являясь одним из лидеров возглавляемого Залкиндом социогенетического направления, З. значительную роль в регуляции направления психического развития детей отводил детским коллективам, исследование которых стояло в центре его научных интересов. В своих ранних работах придерживался идей рефлексологии, затем пересмотрел свои позиции.

Он исходил из приоритета коллектива над личностью, утверждая в своих работах "Формирование социальных навыков у детей преддошкольного возраста" (1928), "Детский коллектив и методы его изучения" (1937), что не личность, но коллектив является главной проблемой для советской марксистской психологии, а потому исследовал, прежде всего, вопросы адаптации личности к коллективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требованиям группы.

Им также была создана одна из первых классификаций детских коллективов, основанная на двух признаках - степени организованности и времени существования. Исследуя динамику развития детских коллективов З. выделил основные эндо- и экзогенные факторы, влияющие на этот процесс, а также четыре типа поведения, являющиеся первыми формами совместной деятельности детей.

Заслуживают внимания и работы З. посвященные анализу связи между степенью организованности коллектива и дисциплинированностью его членов, а также изучающие роль лидеров (вожаков) в формировании коллектива. Им было выделено несколько типов лидеров и несколько типов отверженных детей, а также предложены способы коррекции процесса групповой дифференциации.

 

Занков Леонид Владимирович (1901-1977)

Российский психолог, дефектолог, педагог.

С 1918 г. работал учителем сельской школы, воспитателем, затем - заведующим детской сельскохозяйственной колонией в Тамбовской области. С 1929 по 1953 гг. работал в психологической лаборатории Института дефектологии АПН РСФСР, с 1955 г. заведовал лабораторией экспериментальной дидактики Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, а также возглавлял кафедру дефектологии Московского Государственного педагогического института им. Ленина. Действительный член АПН РСФСР (1955).

Во время Великой Отечественной войны занимался вопросами восстановления функций у раненых. В 40-е гг. изучал проблемы психологии памяти, исследовал соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания (Сочетание слова учителя и наглядности в обучении под ред. З. 1958).

З. - ученик и последователь Л.С. Выготского, в соответствие с его взглядами рассматривал проблему взаимоотношений обучения и развития. Им разрабатывалась система начального обучения, направленная на повышение качества усвоения знаний и разностороннее развитие ребенка.

Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития. Он одним из первых стал употреблять этот термин по отношению к тем детям, которых было принято называть "умственно отсталыми", подчеркивая тем самым качественное отличие их психического развития. Считал, что обучение во вспомогательной школе не должно быть цензовым, т.е. приравниваться к классам обычной школы. Ведущий принцип обучения во вспомогательной школе, согласно З., - повышение удельного веса словесных средств по сравнению с наглядными по мере продвижения из класса в класс.

 

Запорожец Александр Владимирович (1905–1981)

Российский психолог.

Доктор психологических наук (1959), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965-1967), член президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР.

Родился в Киеве. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ (1930) работал сначала лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931 году переезжает в Харьков, где работает старшим ассистентом, заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии (с 1938 г.) Харьковского педагогического института им. А. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны З. работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на факультете, психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960 г. - становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР.

Научная деятельность З. тесно связана с именем его учителя Л. С. Выготского и его ближайших соратников - А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и их последователей. Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. З., наряду с Лурией и Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского. Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики.

В конце 30-х гг. З., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие. Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников.

Особое место в научной биографии З. занимает исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы. Именно этот цикл работ он представил в качестве докторской диссертации и обобщил в известной монографии «Развитие произвольных движений» (1960).

Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, З. кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н. А. Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход З. от исследования установок личности, в том числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности.

Придя в науку из искусства (З. был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях «эмоциональных» действий. Нереализованной осталась мечта З. - развить идеи Л. С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе «Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии», и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций З.: «Роль Л. С. Выготского в развитии проблемы эмоций».

 

Зейгарник Блюма Вульфовна (1900-1988)

Российский психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965).

Закончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927). Начала свою научную работу под руководством Курта Левина. Обнаруженный З. в ее дипломной работе факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием "эффект (или феномен) Зейгарник". После возвращения в Россию работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С. Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы Великой Отечественной войны - в восстановительном госпитале (г. Кисегач). Возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР (1943-1967), одновременно осуществляла преподавательскую работу в МГУ (с 1949).

З. - один из основоположников отечественной экспериментальной патопсихологии, ею написаны одни из первых отечественных учебников по патопсихологии «Введение в патопсихологию» (1969), «Патопсихология» (1986). Плодотворно разрабатывала общие теоретические и прикладные проблемы патопсихологии, вопросы патологии познавательной деятельности (Нарушения мышления при психических заболеваниях. 1957; Патология мышления.1962).

В последние годы занималась изучением общепсихологических и патопсихологических аспектов личности, а также историей психологии личности (Личность и патология деятельности.1971, Теория личности К. Левина.1981; Теории личности в зарубежной психологии. 1982). Ее исследования заложили основы для изучения таких проблем, как формирование патологических потребностей и мотивов, нарушения самосознания при психических заболеваниях, соотношение развития и распада психики.

 

Зимняя Ирина Александровна 1931 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1973), профессор (1976), академик РАО (1995).

Окончила институт иностранных языков (МГПИИЯ) в 1954 году, защитив в 1961 году кандидатскую диссертацию «К вопросу о восприятии речи». Эта проблема получила дальнейшее исследование в докторской диссертации З. «Психология слушания и говорения». В 1974-1990 годах – заведующая кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза, с 1990 года – главный научный сотрудник Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

З. является ведущим специалистом в таких областях как психология речи и вербального общения, психолингвистике, обучения языку. Ею разработан личностно-деятельностный подход в обучении. Поученные в исследовании материалы нашли отражение в работах З. «Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках» (1978, 1985) и «Психологические основы обучения иностранному языку в школе» (1991).

В настоящее время она активно разрабатывает новое направление в психологии образования – подготовка и переподготовка социальных работников в общем, контексте гуманизации образования.

 

Зинченко Владимир Петрович 1931 г.р.

 

Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1968), академик РАО (1992).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1953). С1960 по 1982 г. преподавал в МГУ, организатор и первый заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1970). В 1969-1984 гг. - зав. отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР, с 1984 г. зав. кафедрой эргономики Московского института радиоэлектроники и автоматики. Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской Академии Образования (1992-1997).

Научные исследования З. связаны с проблемами теории и методологии психологии, психологии развития, когнитивной психологией, инженерной психологией и эргономикой.

З. экспериментально исследовал процессы формирования зрительного образа, опознания и идентификации элементов образа, информационный поиск и информационную подготовку решений, представил вариант функциональной модели зрительной кратковременной памяти, модель механизмов визуального мышления, как компонента творческой деятельности. Результаты использованы в рационализации существующих и проектировании новых информационных моделей систем управления техническими объектами, в формировании адекватных и эффективных образно-концептуальных моделей реальности в сознании операторов такого рода систем. На основе экспериментальных исследований разработана функциональная модель структуры предметного действия человека, развито учение о сознании как функциональном органе индивида, о структуре его основных компонентов и слоев. Труды З. внесли существенный вклад в дело гуманитаризации сферы труда, особенно в области информационных компьютерных технологий, а также в гуманитаризацию системы образования.

Труды З. нацелены на разработку концепции философско-психологической сущности жизнедеятельности и сознания человека (Человек развивающийся. Очерки российской психологии, 1994 (в соавт), Живое знание. Психологическая педагогика, 1997). Их научно-практическая направленность особенно значима для современного образования.

В работе (Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. 1997) З. рассматривает проблематику психологии развития через поэтическое наследие О.Э.Мандельштама и философские идеи М.К.Мамардашвили. Порождаемые человеком аффективно-смысловые образования, продукты его творческой деятельности выступают в роли явлений объективной реальности, создающей неповторимую духовную атмосферу культурной жизни общества. В этом З. видит обоснование «неклассичности» и «органичности» культурно-исторической теории психологии и психологической теории деятельности. В книге излагается гипотеза З. о «геноме» культурного и духовного развития человека, представления о «медиаторах» духовного развития, «духовном слое сознания», о «хронотопе» сознательной и бессознательной жизни.

З. - автор первых в стране отечественных учебников по эргономике для вузов: «Основы эргономики» (в соавт.1979), «Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды» (в соавт, 1998). Он является одним из инициаторов формирования новой вузовской специальности: «эргономика».

 

Зинченко Петр Иванович (1903–1969)

Российский психолог, основатель кафедры психологии Харьковского университета, один из создателей Харьковской психологической школы.

Получив среднее педагогическое образование, З. с 1921 г. работал учителем и инспектором отдела народного образования. В 1930 г. окончил Харьковский институт народного образования, а в 1933 г. - аспирантуру при Украинском научно-исследовательском институте педагогики. С 1933 г. З. успешно работает в различных научно-исследовательских и учебных заведениях, с 1960 г. - становится профессором Харьковского университета, где по его инициативе была организована кафедра психологии и психологическая лаборатория. Его первые исследования были проведены в Украинском научно-исследовательском институте педагогики и во Всеукраинской психоневрологической академии (1932 - 1936 гг.) под руководством А. Н. Леонтьева.

В области психологии памяти З. открыл и разработал новую самостоятельную проблему - проблему непроизвольного запоминания. Им было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических исследований, в которых раскрывались многие важнейшие закономерности человеческой памяти и рассматривались возможности управления ее развитием.

В 1936 г. З. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О забывании и воспроизведении школьных знаний». Заслугой З. является обоснование гипотезы о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека разработка оригинальной, принципиально новой методики исследования процессов запоминания. Сформулированный Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым принцип единства психики и деятельности был теоретически разработан и экспериментально доказан З. применительно к психологии памяти.

В 1959 г. З. защитил докторскую диссертацию на тему «Непроизвольное запоминание», в 1961 г. выходит его монография «Непроизвольное запоминание», удостоенная премии им. К. Д. Ушинского. Это капитальный труд, обогативший психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи и факты, изложенные в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологической теории и практике обучения, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. Эти идеи имеют значение также и для разработки некоторых задач в области инженерной психологии и бионики. З. являлся членом Научного совета по бионики МВССО СССР.

Под руководством З. сотрудниками кафедры проводились исследования по проблемам общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В 1965 г. под редакцией З. издан сборник трудов кафедры «Проблемы инженерной психологии», а в 1969 г. - сборник «Проблемы психологии памяти».

Другая важнейшая область, в которой велись исследования под руководством З. - это проблема повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Созданная под его руководством лаборатория психологии обучения стала признанным центром пропаганды психологических знаний среди учителей. В 1968 г. издан сборник «Проблемы памяти и обучения».

Проведенные З. исследования закономерностей памяти обусловили постановку и ряда других новых проблем: сравнительного изучения функциональных механизмов непроизвольного и произвольного запоминания, кратковременной и долговременной памяти с целью выявления оптимальных способов управления памятью человека.

 

Знаков Виктор Владимирович 1950 г.р.

В 1974 г. закончил факультет психологии Ленинградского университета. 1974-1977 - аспирантура Института психологии АН СССР. В 1978 г. в этом институте защитил кандидатскую диссертацию, а в 1995 - докторскую.

Профессор (1997), специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.

С 1996 по 2000 г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 - заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 – главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН.

Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999), член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации (1999-2002).

Член редколлегий журналов «Человек», "Психологический журнал", редакционных советов «Ярославского психологического вестника», «Сибирского психологического журнала», «Человек. Сообщество. Управление» (Кубанский госуниверситет).

Член диссертационных советов Института психологии РАН и факультета психологии МГУ.

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН