История

Официальная история ИП РАНа начинается с декабря 1971 г., когда впервые в системе Академии наук СССР был подписан приказ о создании института психологии. Директором был назначен Борис Федорович Ломов. Весной-летом 1972 года создавались научные подразделения нового института, набирались научные сотрудники. Осенью того же года в полном своем составе  из института философии АН СССР перешло в институт психологии целое научное подразделение - сектор философских проблем психологии под руководством Екатерины Васильевны Шороховой. С 1972 г. в новом институте начинается активная деятельность: научная (работают семинары, на которых выступают и дискутируют сотрудники всех лабораторий, готовятся первые публикации), строительно-ремонтная (при участии всех сотрудников происходит перепланировка помещений, готовятся первые экспериментальные комплексы) и общественная.

Член-корреспондент АН СССР, доктор психологических наук, профессор  Борис Федорович Ломов руководил институтом с 1971 по 1989 г. С 1989 по 2002 г. директором института был Андрей Владимирович Брушлинский - ученик С.Л. Рубинштейна, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН. С 2002 г. институт возглавляет член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Анатолий Лактионович Журавлев.


Вклад Института психологии РАН в развитие космической психологии

Источник: статья профессора Л.Г. Дикой в «Национальном психологическом журнале»  (№1, 2011, с. 78-84)

 

С первых дней своего существования Институт психологии РАН (тогда АН СССР) поддерживал научно-организационные отношения с НИИ авиационной и космической медицины, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Институтом медико-биологических проблем МЗ СССР и АН СССР. Руководство этих организаций активно поддерживало создание нашего института. В дальнейшем эти отношения привели к активному участию сотрудников ИП РАН в исследованиях деятельности космонавтов.

Особо тесное сотрудничество сложилось между лабораторией специальных прикладных проблем Института психологии, возглавляемой кандидатом медицинских наук В.А. Поповым; лабораторией НИИ авиационной и космической медицины под руководством доктора медицинских наук Л.С. Хачатурьянца; лабораторией ИМБП, которой заведовал доктор медицинских наук В.И. Мясников, а также физиологами и психологами Центра подготовки космонавтов. Его возглавлял Г.Т. Береговой, который в 1974 г. успешно защитил при научном консультировании Б.Ф. Ломова кандидатскую диссертацию по военной психологии на тему «К вопросу о роли человеческого фактора в космическом пространстве».

С самого начала и на всем протяжении периода сотрудничества ведущую роль в нем играла лаборатория специальных прикладных проблем (СПП), созданная в 1972 году – в год основания Института. Основное научное направлением исследований этой лаборатории – решение проблем в области авиационной и космической психологии. С 1972 г. по 1983 г. лабораторию возглавлял ученик С.Г. Гелерштейна кандидат медицинских наук Владимир Алексеевич Попов, один из первых летчиков-врачей, изучавших особенности деятельности пилотов по управлению самолетом и влияние на нее неблагоприятных факторов полета.

В развитии деятельности лаборатории СПП можно выделить 3 этапа.

Первый этап – с 1973 по 1976 г.г. В эти годы эксперименты по исследованию профессиональной деятельности космонавтов и кандидатов в космонавты проводились в Институте космической и авиационной медицины в лаборатории под руководством доктора медицинских наук Л.С. Хачатурьянца и доктора медицинских наук Л.П. Гримака. Моделирование условий космического полета осуществлялось в условиях сурдокамеры, длительность работы испытателей (группа из 3х человек) составляла от 30 до 90 суток, в течение которых они работали по специально разработанным программам, включая разные виды операторской деятельности, выполнение психофизических задач, психологических тестов. В исследованиях, проводимых под руководством Л.П. Гримака, психофизиологические состояния моделировались с помощью факторов гиподинамии, длительности работы, использовались психофармакологические воздействия, гипноз и аутотренинг. В этих исследованиях активное участие принимали сотрудники лаборатории СПП кандидат медицинских наук Л.А. Китаев-Смык, кандидат технических наук В.А. Чурсинов, кандидат психологических наук Л.Г. Дикая, Ю.Б. Пиковский, А.А. Гостев, Е.А. Черенкова, О.М. Салманина. Исследования носили комплексный характер, поэтому участвовали также сотрудники Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН доктор биологических наук М.В. Фролов, доктор биологических наук А.А. Волков, Н.В. Лебедева, сотрудники Института мозга АН СССР кандидат медицинских наук. А.М. Зингерман, доктор медицинских наук Д.Н. Меницкий, научные сотрудники Центра подготовки космонавтов и многие другие. Кроме сотрудников лаборатории СПП в этот период в проведении эмпирических исследований принимали участие заместитель директора Института психологии доктор психологический наук, заведующий лаборатории психофизики, Ю. М. Забродин, заведующий лабораторией математической психологии доктор физико-математических наук В.Ю.Крылов, сотрудники руководимой им  лаборатории кандидат психологических наук Н.В.Крылова.

В этот период основными задачами, поставленными практиками перед учеными, были: разработка математических методов оценки качества деятельности в условиях космического полета, исследование слуховой чувствительности в условиях шума разной интенсивности, разработка психофизиологических критериев, позволяющих оценивать работоспособность, надежность космонавта, целесообразность его включения в систему управления сложными объектами. Результаты проведенных исследований были обобщены в ряде публикаций, в том числе, в монографии «Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях» (1976), авторами которой были Л.С. Хачатурьянц, Л.П. Гримак и Е.В. Хрунов, космонавт, принявший участие в экспериментальных исследованиях в качестве испытуемого и исследователя.

С 1976 по 1980 г.г. основной акцент был перенесен с  исследований психофизиологии космического труда на исследование психологических аспектов подготовки космонавтов к полетам. Поэтому в Институте психологии для дальнейших исследований было принято решение об организации собственной экспериментальной базы. Эту идею поддержало руководство Института во главе с Б.Ф. Ломовым и обеспечило начало работы по созданию собственной экспериментальной лаборатории, в которой можно было моделировать деятельность и некоторые условия космического полета. Особенностью данного периода работы лаборатории стало создание плавучего экспериментального стенда на парусной яхте, что было уникальным явлением для отечественной психологии труда. На яхте на созданном В.А. Чурсиновым уникальном автоматизированном  экспериментальном комплексе (АЭК) «Амфитон  моделировались режимы управления сближением, спуском, нештатные ситуации в бортовых системах транспортного космического корабля «Союз Т», а также совместная  деятельность 3-х операторов в составе экипажа.  Создание такого стенда было обосновано тем, что во время плавания в условиях сложной волновой обстановки у операторов возникает состояние «укачивания», близкое по воздействию на человека состояния невесомости. При этом использовался реальный пульт космонавтов транспортного корабля «Союз Т».

Для анализа деятельности испытателей и контроля их функционального состояния кроме разнообразных тестовых методик использовался широкий набор измерения физиологических функций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР и ЭОГ. Для моделирования измененных функциональных состояний, кроме воздействия укачивания, использовался режим непрерывной деятельности с депривацией сна испытуемых в течение 72х часов (РНД), изучались особенности воздействия психофармакологических препаратов, гиподинамии, факторов сенсорной, коммуникативной и социальной депривации (научный руководитель, ответственный исполнитель кандидат психологических наук Л.Г. Дикая).

Исследования на плавучем стенде-яхте проводились в экспедициях с 1977 по 1989 год в северо-восточной акватории Ладожского озера в условиях устойчивого повышенного волнения. Эти исследования стали возможными в связи с увеличением С 1977 г. объема хоздоговорных работ, заказчиком которых выступило предприятие-разработчик космической техники НПО (ныне РКК) «Энергия».

Эти исследования проводились в соответствии со следующими темами плана НИР:

 - Психологические проблемы управления движущимися объектами» и «Психологические  психофизиологические проблемы деятельности человека при авиационных и космических полетах,

- Психологические исследования деятельности человека-оператора в специальных системах управления движущимися объектами.

 - Исследования методов психической регуляции деятельности операторов специализированных систем управления.

В экспедиционных исследованиях приняли участие: заведующий лабораторией СПП, кандидат медицинских наук В.А. Попов (научный руководитель и начальник экспедиции),  кандидат психологических наук Л.Г. Дикая (заместитель начальника по научной части), кандидат технических наук В.А. Чурсинов (заместитель начальника по организационным вопросам и техническому обеспечению), доктор  психологических наук А.К. Попов, кандидат медицинских наук Л.А. Китаев-Смык, доктор медицинских наук М.Д. Емельянов, кандидат технических наук В.В. Суходоев, кандидат филологических наук А.Н. Занковский, а также А.В. Никонов, Ю.Б. Пиковский, Б.Н. Митрофанов, А.А. Гостев, позже защитившие  кандидатские диссертации, другие сотрудники лаборатории СПП.  Кроме того, в экспедициях активно работали сотрудники лаборатории психофизики: В.Н. Носуленко, И.Г. Скотникова, Е.Г. Епифанов; кандидат психологических наук Г.Е. Журавлев, сотрудники лаборатории индивидуальных различий; а также коллеги с кафедры инженерной психологии Ярославского государственного университета (Л.А. Карташева, С.В. Михайлова и др.); сотрудники НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского государственного университета (О.В. Аллахвердова и др.), Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (М.Б. Михалевская, А.Н. Гусев и др.), факультетов психологии Саратовского, Ереванского и Тбилисского государственных университетов, НИИ авиационной и космической медицины МО СССР, Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, МАИ, МВТУ им. Баумана, НИИК и ЭН. В качестве испытуемых в экспериментах на этом стенде принимали участие космонавты Е.В. Хрунов, А.Н. Баландин, М.Х. Манаров, П.В. Виноградов, М.В. Тюрин, специалисты по профессиональной подготовке космонавтов от НПО «Энергия»: кандидата технических наук Ю.Я. Голиков, Г.И. Антонов, Н.С. Банных, С.В. Бедзюк, О.Н. Кукин, А.Л. Феоктистов, Ю.А. Богданов, А.Н. Хаустов и другие. Позже Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин, Г.И. Антонов, Н.С. Банных, С.В.Бедзюк перешли работать в Институт психологии. Все они  позже под научным руководстом Ю.М. Забродина и Ю.Я. Голикова по материалам этих исследований защитили кандидатские диссертации.

Всего в 1977–1983 г.г. в экспедициях участвовало более 150 исследователей.

Методологической основой научных исследований, проводимых по данной тематике, был системный подход, основателем которого в психологии, особенно в инженерной психологии и психологии труда, был создатель и директор Института психологии АН СССР Б.Ф. Ломов.

В результате выполнения этих исследований был собран большой объем теоретических и экспериментальных по исследованию механизмов психической регуляции деятельности и функциональных состояний космонавтов в различных режимах управления; изменений в психологической структуре деятельности; принятия решений в сложных ситуациях, связанных с отказами в бортовых системах; изменения психических образов, возникающих в режимах ручного сближения космического корабля с орбитальной станцией; динамики стресса, утомления, усталости под воздействием экстремальных условий; групповой деятельности и межличностных отношений в экипаже

Полученные результаты послужили основой разработки практических рекомендаций для Института космической и авиационной медицины, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, МАИ, ЦКБМ, МВТУ им. Баумана, п/я 2572 и других учреждений по совершенствованию системы профессионального обучения космонавтов на тренажерах; по разработке специальных тренировок («тренировочных зон») на борту орбитальных станций в длительных космических полетах; по структуре и принципам использования бортовых тренажеров; по внедрению новых психологических методов анализа и оценки деятельности космонавтов на тренажерах.

С 1981 по 1985 г.г. лаборатория работала по теме «Теория и методология психологии трудовой деятельности в особых и экстремальных условиях». В группу исследователей данной тематики включились кандидаты психологических наук В.Г. Зазыкин  В.А. Денисов,  Н.А. Тарасова, Ж.Д. Ляскина, А.В. Мельников, С.С. Бубнова и др. Соисполнителями работ по этой проблематике были лаборатория инженерной психологии и лаборатория индивидуальных различий ИП АНСССР, Институт космической и авиационной ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЯрГУ, НИИКСИ при ЛГУ, МАИ,ЦКБМ, НИИК и ЭН.

В эти годы экспериментальные исследования на плавучем стенде продолжались. Кроме того, в лаборатории психологии труда в здании Института были созданы  экспериментальные комплексы: для моделированию деятельности космонавта в ситуациях стыковки и спуска, разработанный В.А. Чурсиновым на базе автоматизированного экспериментального комплекса (АЭК) «Амфитон», и комплекс по оценке функциональных состояний уникальный экспериментальный комплекс на базе современной специализированной ЭВМ «PlurimatS» (старший инженер С.А. Варашкевич). Поэтому появилась возможность проводить 3-х суточные эксперименты с 72- часовой депривацией сна уже на собственной лабораторной базе. В этот период было проведено девятнадцать таких экспериментов, в которых приняли участие сотрудники лабораторий Института, ЦПК им.Ю.А. Гагарина, ИМБП, Минздрава СССР, МВТУ, ЯрГУ, НИИКСИ при ЛГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.

Объектами исследований являлись: деятельность операторов сложных СЧМ (в том числе робототехнических и гибких автоматизированных» систем), трудовая деятельность лиц умственного труда (в том числе по взаимодействию человека и ЭВМ), деятельность операторов спецобъектов (в том числе по управлению системами современных движущихся объектов и технических комплексов), профессиональная подготовка операторов в лабораторных условиях, в полунатурных условиях искаженной афферентации и измененного функционального состояния, регуляции неблагоприятных функциональных состояний с помощью разных способов: аутотренинга, дыхательных упражнений по системе «йога», экстрасенсорных воздействий.

С 1986 г., когда заведующей лабораторией стала кандидат психологических наук Л.Г. Дикая, экспериментальные исследования на яхте и на экспериментальном комплексе в Институте психологии были продолжены. В них приняли активное участие новые сотрудники лаборатории психологии труда: С.А. Шапкин, Б.Н. Шкопоров, С.Л. Шор, О.Л. Дубнер, и аспиранты В.В. Семикин, А.В. Махнач и др.

Коллективом лаборатории под руководством зам. директора Ю.М. Забродина  проводилась координационная работа на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве с шестнадцатью организациями: ИМБП МЗ СССР; факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Особым конструкторским бюро биологической и медицинской кибернетики; НИИ радиофизики им. акад. А.А. Расплетина; НИИ комплексных социальных исследований при ЛГУ, НИИ «Волна» (г. Загорск); НИИ проектно-конструкторских работ; Технологическим институтом источников тока; НИИ ГА; Донецким медицинским институтом; МВТУ им. Баумана; п/я А1233; ВНИИТ; Тюменским университетом и Тренажерным центром Западного бассейна; Петрозаводским госуниверситетом; Балашовским пединститутом и др. В организации и проведении полевых исследований в условиях экспедиции участвовало более 35 научных сотрудников из указанных выше организаций. Совместно с ИМБП МЗ СССР и при его финансировании проведены трех и восьмисуточные эксперименты по исследованию работоспособности человека-оператора в условиях 4-х, 6-х и 8-ми часовых сдвигов режима труда и отдыха и частичной или полной 72-часовой депривации сна.

В качестве основных результатов можно выделить следующие:

1. На основе экспериментальных исследований напряженности деятельности человека предложено теоретическое обоснование понятия надежности как функции включенности резервных возможностей человека в деятельности,  разработаны критерии оценки  степени надежности деятельности, выделены общие и специфические компоненты надежности, относящиеся к разным действиям, определены значимые индивидуальные различия в надежности деятельности. Предложена психорегуляционная концепция психической надежности человека-оператора, обосновывающая распределение функций между человеком и машиной.

2. Разработан равнозначный подход к взаимодействию человека и техники и принцип взаимного резервирования оператора и автоматики. Предложено структурно-динамическое описание операторской деятельности как иерархической структуры, элементы которой динамически упорядочены во времени определенными способами регуляции, что позволяет организовать процесс проектирования деятельности с учетом ее психологического содержания.

3. Сформулирован новый теоретико-методологический подход к функциональному состоянию как результату системного взаимодействия между психологической системой операторской деятельности и психологической системой деятельности по регуляции состояния, что позволяет направленно управлять состоянием и деятельностью человека при кратковременных и длительных экстремальных воздействиях.

4. Разработана оригинальная концепция стресса в особых и экстремальных условиях деятельности.

5. На основе содержательного и количественного анализа психологической системы деятельности определена степень включенности регулятивных систем разного уровня в структуру деятельности на разных стадиях обучения и в экстремальных условиях деятельности; выявлены способы стабилизации статически неустойчивых объектов; определены в системе профессионально важных качеств подсистемы, отвечающие за надежность и устойчивость деятельности.

7. 8. На основе анализа психологического подобия деятельности в ситуациях различного класса разработан метод повышения эффективности профессиональной подготовки операторов к деятельности в аварийных ситуациях.

9. Разработаны принципы психологической классификации и критерии эффективности разных форм, методов и способов психофизиологической саморегуляции состояния человека - оператора, позволяющие повысить стрессоустойчивость, надежность и резервные возможности его психики в экстремальных условиях деятельности.

10. Разработаны рекомендации по повышению эффективности операторской деятельности в условиях нормированного сдвига режимов труда и отдыха и по организации вахтенного режима работы экипажей операторов в условиях длительной изоляции. Разработаны также инженерно-психологические рекомендации по аттестации рабочих мест, рекомендации по оптимизации деятельности и функционального состояния оператора в системах управления динамическими объектами и техническими комплексами.

11. Разработан метод комплексной оперативной оценки эффективности деятельности операторов-испытуемых, обеспечивающий повышение мотивации к выполнению исследуемых задач управления.

12. На основе анализа экспериментальных данных исследования пространственной ориентации операторов установлено, что основой ориентации в динамически измененной пространственной среде является формирование оператором полимодального пространственного представления на основе различных сигналов пространственного положения (от различных анализаторных систол).

13. Разработаны рекомендации по введению на учебно-тренировочных средствах системы оценок деятельности оператора, состоящей из подсистемы оперативного контроля деятельности операторов, направленной на оценку преимущественно количественных характеристик деятельности, и подсистемы углубленного контроля деятельности, предназначенной для общей оценки деятельности с учетом содержательного психологического анализа.

16. На основе психофизического анализа, оценки спектрально-корреляционных параметров ЭЭГ и амплитудно-временных параметров связанных с событием вызванных потенциалов разработаны и апробированы методы оценки бдительности оператора-наблюдателя и резервов его внимания в особых условиях деятельности, сопровождающейся значительными изменениями функционального состояния.

17. Разработан и подготовлен для внедрения в практику подготовки космонавтов (заказчик НПО «Энергия») экспериментальный образец технического средства обучения (ТО) операторов, включающий микро-ЭВМ и графический дисплей, ориентированный на использование в качестве промежуточного обучающего средства между теоретическим курсом обучения и комплексными тренировками операторов-космонавтов.

Результаты исследований, выполненных за этот период, широко внедрялись в практику народного хозяйства: в промышленные организации, в том числе оборонного значения:

1. Для ИМБП МЗ СССР успешно завершена работа по направлению«БТС» и НИР «Исследование специфики формирования и сохранения профессиональных сенсомоторных навыков и разработка метода диагностики функционального состояния на основе анализа вызванных потенциалов при сдвигах режима труда и отдыха». По той же теме выполнена работа для ВНИИ профтехобразования.

2. Факультету психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и НИИКСИ при ЛГУ переданы:

«Модифицированный метод регистрации кожногальванической реакции при групповой деятельности,

«Комплекс методик по изучению операторской деятельности при управлении сложными динамически ми объектами»,

«Методика исследования сенсомоторных координаций при гравитоинерционных воздействиях»,

«Методика исследования функционального состояния человекаоператора в процессе обнаружения звукового сигнала методом вызванных потенциалов».

3. В учебный процесс МАИ внедрено методическое пособие «Методы исследований информационного взаимодействия в АСУ», в НИОКР в/ч 52682 внедрены инструкция пр профотбору и методическая разработка по теме «Конфликты в коллективе и пути их преодоления».

4. В ИМБП МЗ СССР переданы «Комплекс методик по изучению операторской деятельности при управлении сложными динамическими объектами», «Методика исследования сенсомоторных координаций при гравитоинерционных воздействиях».

5. Получена бронзовая медаль ВДНХ за монографию «Психологические проблемы деятельности в особых условиях» (диплом ВДНХ за 1986 г.).

Начиная с 1979 г. лаборатория регулярно организовывала или участвовала в организации международной, Всесоюзных конференций и межведомственных рабочих совещаний по проблемам операторской деятельности в особых и экстремальных условиях.

Результаты исследований по космической психологии регулярно докладывались на всесоюзных и международных конференциях. По материалам этих исследований были подготовлены и защищены более 22  докторских и кандидатских диссертаций.

За этот период по указанным выше темам исследований лаборатории

были опубликованы следующие монографии и сборники:

• Психологические проблемы космических полетов. – М.: Наука, 1982;

• Психические состояния и эффективность деятельности. – М.: Наука, 1983;

• КитаевСмык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983;

• Проблемы управления состоянием человека. – М.: ИП АН, 1984;

• Психологическая устойчивость профессиональной деятельности /Под ред. Ю.М. Забродина, Л.Г. Дикой, А.Я. Чебыкина, Е.С. Романовой. – Одесса, 1984;

• Психологические проблемы деятельности человекаоператора в

особых условиях. – М.: Наука, 1985;

• Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой.– М.: ИП АН, 1987;

• Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: ИП АН СССР,1987;

• Методики исследования и диагностики функциональных состояний и работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях / Под ред. Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. – М.: ИП АН СССР, 1989;

• Психическая напряженность в трудовой деятельности /Под ред.Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского.М.: ИП АН СССР, 1989;

• Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. /Под ред.Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского.. М.: ИПАН СССР, 1992;

• Методики анализа операторской деятельности и диагностики психических состояний. / Под ред. Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. – М.: ИП АН СССР,1991;

• Методики исследования и диагностики функциональных состоянийи работоспособности человека-оператора в экстремальных условиях / Под ред. Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР,1989;

• Психическая напряженность в трудовой деятельности / Под ред.Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. –М.: ИП АН СССР, 1989;

• Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. – М.: ИП РАН, 1992;

• Методики анализа операторской деятельности и диагностики психических состояний / Под ред.Л.Г. Дикой. – М.: ИП РАН, 1994.

1991 год – год финансового кризиса для России и кризиса в нашем сотрудничестве с Космосом.

Но мы с благодарностью вспоминаем прошедшее время и всех коллег, принявших участие в наших исследованиях, и надеемся, что наши знания и достижения будут востребованы вновь.

Институт психологии РАН

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН