Алдашева А.А., Баканов А.С., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Самоопределение и профессиональный менталитет субъекта труда в период пандемии и кризиса


Фрагмент статьи

Аннотация. Негативные тенденции на рынке труда, детерминированные экономическим кризисом и пандемией COVID-19, привели к сокращению рабочих мест во многих отраслях экономики. В результате резко возросло число безработных, а работники многих профессиональных сфер (по данным Минтруда пострадавшими признаны 42 сферы труда), вынуждены менять место работы и профессию. Дополнительным фактором, вызывающим усиление стресса и появление страхов, является неопределенность экономической ситуации, невозможность планирования и выстраивания профессиональной перспективы. Необходимость трудоустройства, профессиональной переориентации и психологической поддержки большого числа людей, обусловило актуальность и практическую значимость научных исследований в данной области психологии труда. Целью представленной работы выступило выявление психологических детерминант, способствующих успешности профессионального самоопределения и переориентаций в условиях экономической неопределенности и пандемии. Была разработана специальная анкета, направленная на выявление особенностей профессионального и личностного самоопределения в ситуации кризиса, связанного с пандемией. Исследование проводилось в онлайн-режиме; всего обследовано 250 человек.  Вся выборка респондентов была разделена на 3 группы: «самозанятые», «безработные»,  «работающие по найму». Статистическая обработка включала частотный анализ, методы сравнительного и корреляционного анализа. Результаты исследования показали, что «безработные» и «самозанятые» по сравнению с респондентами, «работающими по найму» в большей степени переживают состояние психологической напряженности и неудовлетворенности в связи с ограничениями, веденными из-за коронавируса. Установлена роль таких психологических характеристик как уверенность в себе (вера в свои силы, способности и успех), умение быстро оценивать и принимать решения в ситуации неопределенности, высокая самооценка квалификации и готовность действовать в сложных ситуациях как предикторов профессиональной успешности в условиях кризиса. Показана роль оптимизма, как характеристики, отражающей готовность субъекта труда активно решать проблемы, связанные с профессиональным самоопределением в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение, менталитет, экономический кризис, безработные, самозанятые, перспектива будущего, оптимизм

ВЕДЕНИЕ

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вызвала масштабные социально-экономические изменения в мире и затронула все сферы жизнедеятельности человека. Перерыв в работе и закрытие компаний и предприятий привели к переменам на рынке труда, росту безработицы, существенно снизили качество жизни миллионов людей. Согласно опросам социологов, половина российских компаний малого и среднего бизнеса, определила свое положение как «кризисное» и «катастрофическое» и лишь 13,4% опрошенных выразили уверенность в том, что смогут продолжить работу после полного снятия ограничений (Полякова, Старостина, 2020).

Уровень безработицы в России, согласно данным Министерства труда и социальной защиты, превысил 2 млн. человек. Сразу после введения режима самоизоляции работу потеряли 10% респондентов, 30% сообщили, что после начала эпидемии без места остался кто-то из членов их семей. При этом две трети российских предпринимателей заявили, что должны будут в ближайшее время сократить численность сотрудников не менее чем на 16%.

Опрос, проведенный после снятия ограничений исследовательской компанией Magram Market Research показал, что 35% опрошенных испытывают сильный «страх потерять работу и неуверенность в завтрашнем дне», а 18% россиян уже намерены искать новую работу (Каледина, 2020). По оценкам экспертов Boston Consulting Group (BCG) основные проблемы на российском рынке труда только начинаются и количество безработных в России может достигнуть 15% (Боговид, 2020). Некоторые экономисты и бизнесмены полагают, что восстановление экономики России до уровня докризисного периода потребует 2-3 года (Троценко, 2020).

Многими футурологами и обозревателями, последствия, вызванные пандемией коронавируса, рассматриваются как переходный период между эпохой мировой стабильности и вхождением в мрачную эру конфликтов и экономических потрясений, всеобщего роста безработицы, долговой нагрузки, деглобализации, перехода к еще большему социальному расслоению общества (Warner, 2020). Согласно социологической теории Э. Гидденса, кризисы (включая пандемии) относится к «роковым» событиям (high-consequencerisk), кардинально меняющим жизнь отдельной личности и человечества в целом. Как всякое «роковое» событие, пандемия предполагает «нежелательные исходы», значительные негативные последствия, трансформацию общественных структур и «структурацию» господствующих смыслов, норм и власти. В роковые моменты человек оказывается на перепутье своего бытия, испытывает тревогу за сохранение «самоидентичности», вынужден оценивать высокозначимые риски, среди которых риск потери работы является наиболее серьезным (Giddens, 1991).

Отсутствие возможности прогнозировать свою жизнь и оказывать влияние на происходящее, высокая степень неопределенности экономической ситуации, вызывают стресс и, как следствие, эмоциональное истощение, которые лишают человека уверенности в себе, приводят к появлению чувства жизненной нестабильности и утраты перспективы будущего. Информация в СМИ и соцсетях усиливает тревогу и опасения людей, способствует развитию дезадаптивных психических состояний, вызывает  рост агрессии во взаимоотношениях между людьми. Вовлеченность человека в негативное информационное пространство и длительное пребывание в условиях неопределенности вызывает снижение активности, блокирует желание и способность находить и использовать даже простые алгоритмы преодоления трудных ситуаций. Результатом является появление признаков депрессии, развитие депрессивного синдрома, психосоматические нарушения (Бодров, 2000; Garfin et. al., 2020; Okruszek, Aniszewska-Stańczuk, Piejka, Wiśniewska, &Żurek, 2020).

Анализ литературы показал, что преодоление ситуационной неопределенности во многом определяют следующие внутренние переменные (психологические ресурсы субъекта деятельности):

1.         толерантность к неопределенности как интегральная характеристика, отражающая способность индивида успешно действовать в условиях непредвиденных изменений, зашумленности или неполноты информации (Ломов, 1967; Небылицын, 1961);

2.         стрессоустойчивость как резистентность индивида к воздействию негативных стресс-факторов и способность активно противостоять и действовать в условиях нестабильности и изменения ситуации (Бодров, 2006);

3.         доверие к себе как личностная самоэффективность (self-efficacy), уверенность индивида в своей компетентности и действенности усилий, направленных на достижение целей и желаемых результатов (Bandura, 1997);

4.         сформированная бдительность как результат жизненного и профессионального опыта индивида (Алдашева, 1995).

Выступая переломными моментами в истории общества, пандемии и экономические кризисы сопровождаются безработицей. Как показывают исследования, потеря работы на начальном этапе переживается не столько в связи со снижением материального уровня жизни, сколько с отсутствием возможности удовлетворять свои высшие потребности – потребность в самореализации, социальном статусе, взаимодействии с привычным окружением (Маслоу, 1999). Лишившись работы, люди теряют возможность удовлетворять потребности, связанные с самодетерминацией, самоактуализацией, самосохранением, а также - с самоотдачей, аффилиацией, потребностью в единении и любви (Нюттен, 2004). Если поиск работы затягивается, то постепенно происходит нарушение целостности и иерархии всей структуры мотивов индивида, включая мотивацию к труду и профессиональной деятельности.

МЕТОДИКА

Методы исследования. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования на основе специально разработанной анкеты «Профессиональное самоопределение в период пандемии и кризиса», направленной на выявление особенностей личностного и профессионального самоопределения респондентов.

Сбор эмпирического материала осуществлялся в течение апреля-мая 2020 года во время введения ограничений на территории России в связи с пандемией COVID 19, который получил название «период самоизоляции».

В процессе анкетирования респонденты должны были оценить 42 утверждения, характеризующие личностные качества, профессиональные установки, особенности принятия решений и планирования, а также характер переживаний в связи с пандемией COVID-19. Использовалась 4-х балльная шкала, имеющая следующую градацию: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно».

Проверка уровня надежности анкеты показала, что альфа Кронбаха  составляет α= 0,7,  что соответствует  среднему уровню надежности.

Участники исследования. В исследовании приняли участи 250 человек: средний возраст - М=38,78±10,58; лет; женщин – 68,2%, мужчин – 31,8%; стаж работы – М=17,5±10,76; семейное положение: состоят в браке – 60,8%; имеют на иждивении детей или больных родственников - 61,2%; образование – 79,1% респондентов имеют высшее образование. Профессия: 68,3% обследованных - специалисты, работающие в сфере «человек-человек» (педагоги, психологи, менеджеры и др.); 31,7% – специалисты, работающие в сфере «человек- техника, знак» (инженеры, пилоты, технологи, дизайнеры и др.).

В процессе обработки и анализа данных вся выборка респондентов была  разделена на следующие группы: 1. «самозанятые» - группа респондентов, получающих доход от своей личной трудовой деятельности, не имеющих работодателя и наемных работников; 2. «безработные» - группа респондентов, не имеющих работы на момент обследования; 3. «работающие по найму» - группа респондентов, сохранивших работу в период пандемии и работающих по найму в государственной или частной организации.

Статистическая обработка первичных данных включала метод частотного анализа, корреляционный анализ (коэффициент r-Спирмена), сравнительный анализ (U-критерий Манна-Уитни). Использовался пакет статистических программ SPSS 22.0.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ситуации экономического кризиса, связанной с распространением COVID-19, социум столкнулся с большими проблемами, вызванными изменениями в сфере экономики, на рынке труда, пространстве социального взаимодействия и межличностных отношений. Пандемия и связанные с ней ограничения привели к появлению больших социальных групп людей, включающих целые профессиональные сообщества, психологическое благополучие и качество жизни которых оказались под угрозой разрушения. Период вынужденного прекращения деятельности компаний и предприятий в связи с опасностью распространения коронавируса, «самоизоляция» и высокая вероятность потери работы, поставили людей перед необходимостью анализа меняющихся экономических и социальных реалий, личностного и профессионального самоопределения, пересмотра профессиональных ориентаций  и карьерных возможностей.

Проведенное эмпирическое исследование позволило охарактеризовать индивидуально-личностные особенности и профессиональные установки групп людей, находящихся в зоне повышенного риска потери социально-экономического и профессионального статуса из-за пандемии - «безработных» и «самозанятых». Показана роль таких внутренних ресурсов субъекта труда, детерминирующих сохранение психологического благополучия и позитивной перспективы будущего,  как уверенность в себе, способность быстро и адекватно оценивать происходящие и принимать решения в ситуациях неопределенности и дефицита времени, высокая самооценка квалификационных умений, вера в свои силы и успех. Выделена роль оптимизма, как важной характеристики личности, определяющей готовность индивида активно действовать и решать проблемы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением в сложной и неопределенной ситуации экономической нестабильности.

Полученные в исследовании результаты могут быть учтены при разработке программ профессионального обучения и профессионального переобучения, построенных с учетом механизмов вхождения в профессию и становления профессионала. А также для повышения эффективности программ, направленных на устранение последствий пандемии COVID-19 в сфере проблем профессиональной ориентации и переквалификации специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алдашева А.А. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.03. Бишкек, 1995.  - 381 с.

Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как ресурс успешности социальных воспитателей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 23-47.

Баканов А.С. Профессиональный менталитет как фактор эффективности принятия решений в профессиональной деятельности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 1. С. 77-93.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб: прайм_ ЕВРОЗНАК, 2003.

Боговид М.  BCG привела три сценария роста безработицы в России //© РИА Новости от 29.05.2020. URL: https://ria.ru/20200529/1572149975.html (дата обращения 13.06.2020)

Глуханюк Н.С., Колобкова А.И., Печеркина А.А. Психология безработицы: Результаты исследований. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2003. 86 с.

Дробышева Т.В., Тихонова Э.В. Факторы коллективного символического коупинга безработных в условиях вторичной экономической социализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 60 – 73. DOI: 10 .18384/2310-7235-2018-2-60-73.

Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. –М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

Зеленова М.Е. Активность в структуре факторов преодоления негативных

последствий военной травмы у ветеранов боевых действий в Афганистане // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006) / Отв.ред. А.Л. Журавлев, Т.И. Артемьева.- М.: Изд-во ИП РАН,  2006. С. 84-94.

Каледина А. Выход по требованию: что россияне первым делом сделают после самоизоляции // Известия. №65 (30544). 10 июня 2020. URL : https://cdn.iz.ru/sites/default/files/pdf/2020/10_06_2020.pdf (дата обращения 20.06.2020).

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.

Ломов Б.Ф. Инженерная психология в СССР // Проблемы инженерной психологии. М.: Наука, 1967. C. 3 – 57.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77 – 105.

Небылицын В.Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах. «Вопросы психологии», 1961. № 6. С. 9 – 18.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.

Поляков В., Старостина Ю. Половина малых и средних компаний назвали свое положение катастрофой // РБК Бизнес от 22.05.2020. URL: https://www.rbc.ru/business/22/05/2020/5ec742969a79470ab2d31eb9?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения 21.06.2020)

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: Академия, 2008. — 320 с.

Троценко Р. Общее влияние пандемии в России продлится 24-30 месяцев // Онлайн-саммит «Сценарии выхода из COVID-кризиса» от 10.06.2020. URL: https://transforma1.ru/tpost/apf8ub2dfs-roman-trotsenko-obschee-vliyanie-pandemi (дата обращения 21.06.2020).

Bandura, A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: W. H. Freeman. 1997. 604 p.

Emmons R.A. The Psychology of Ultimate Concerns: Motivation and Spirituality in Personality.  New York: The Guilford Press. 2003. 230 р.

Garfin D.R., Silver R.C., Holman E.A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. 39(5). Р.355–357. https://doi.org/10.1037/hea0000875

Giddens, A. Fate, Risk and Security. In: A. Giddens. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991. p.109 –143.

Furnham A., Heaven P. Personality and Sosial Вehaviour.  London: Arnold, 1999.  356 p.

Maddi, S.R. (2006) Hardiness: The courage to grow from stresses. Journal of Positive Psychology, 1, 160–168.

Okruszek, Ł., Aniszewska-Stańczuk, A., Piejka, A., Wiśniewska, M., & Żurek, K. (2020, April 10). Safe but lonely? Loneliness, mental health symptoms and COVID-19. https://doi.org/10.31234/osf.io/9njps.

Warner J. Covid-19 is launching us into a new era of poverty, crisis and global conflict. Daily Telegraph, 28 May 2020 URL: https://www.telegraph.co.uk/opinion/2020/05/28/covid-19-launching-us-new-era-poverty-crisis-global-conflict/ (дата обращения 22.06.2020).

Более подробно можно ознакомится со статьей в журнале Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 2

Алдашева А.А., Баканов А.С., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Самоопределение и профессиональный менталитет субъекта труда в период пандемии и кризиса // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 2. С. 166-195.

DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2020.15.2.009.



[1]Работа выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0159-2020-0001.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"