М.А Падун: Рекомендации населению

1.       Создать структуру дня, приближенную к привычной: не отменять обычные действия, которые делаются регулярно: принять душ, одеться, причесаться. Выделить время для дистанционной работы, не смешивать его с временем для досуга. Ставить цели для каждого дня, делить их на задачи, последовательно работать. По возможности придерживаться созданной структуры!

2.      В предназначенное для досуга время по возможности делать то, что нравится. Стараться сосредоточиться на положительных чувствах в процессе этого. Разрешить себе делать больше того, что нравится, чем в обычной жизни. Возможно, попробовать открыть для себя что-то новое в этой сфере.

3.      Обеспечить он-лайн контакт с другими людьми (позаботиться об интернет-связи!). Уделять больше времени удаленному общению, на которое раньше не хватало времени! По возможности использовать камеру для усиления личного контакта! При переживании тревоги и/или подавленности обращаться за поддержкой к друзьям и знакомым!

4.      При переживании негативных эмоций в связи с изоляцией ПРИНЯТЬ эти чувства как НОРМАЛЬНЫЕ для данной ситуации. Развивать убеждение в том, что трудные ситуации и связанные с ними негативные эмоции – это часть жизни любого человека.

5.      В случае сильной тревоги рационально оценить свою способность контролировать ситуацию. Управлять ситуацией в тех сферах, где она поддается контролю (соблюдать режим самоизоляции, мыть руки и т.п.). Отказаться от контроля над тем, чем невозможно управлять  (действия властей, врачей, других людей и т.п.). ПРИНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ в способности контролировать жизнь!

6.      Развивать способность мочь оставить тревожащую тему. Выделить время для изучения новостей, их обдумывания и анализа.  В остальное время заниматься другими делами. Если в голову приходят тревожные мысли, отстраняться и откладывать обдумывание на специально выделенное для этого время.

7.      По возможности задаться вопросом: «Что в режиме самоизоляции может быть хорошего (важного, полезного) для меня?». Рассмотреть возможности  (совершенствовать навыки, учиться готовить,  помочь тому, кому тяжелее и т.д.). НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПОЛЕЗНОЕ, если на это нет сил и энергии.

 При перепечатке ссылка на сайт ИП РАН обязательна!

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"