Выступление А.А. Гостева на радиостанции "Радонеж" (2013 год)

Мы часто слышим призывы к борьбе с националистическими взглядами и осуждение их как неправильных, даже шовинистических. Насколько справедливы такие упреки? Попытаемся разобраться в этом вопросе, опираясь на творческое наследие выдающегося отечественного философа XX века Ивана Александровича Ильина.

Тема патриотизма актуальна в плане сохранения национально-культурного многообразия человечества под воздействием унифицирующих процессов глобализации. В России продолжается разрушение национально-культурной традиции. Прозападная часть национальной элиты преднамеренно (или непроизвольно) работает на «дрейф» страны под глобальное управление. Поэтому нужно учитывать несогласие людей с такими формами нового мироустройства. Антиглобализм с нравственной и глубинно-психологической точек зрения несет в себе идею протеста против все более очевидной (хотя пока достаточно успешно маскируемой) «новой тоталитарности». Осмыслению подлежит также «слепота» людей на происходящее и неадекватный социальный оптимизм. Восприятие людьми глобализм-проекта как войны против традиционного в национальных культурах, самобытности народов имеет под собой основание и должно учитываться .

Один из главных ударов информационно-психологического оружия против России направлен на область национального самосознания. И понятно, почему. В набирающей силу борьбе за Новый мировой порядок и передел планетарных ресурсов дополнением ее экономического, политического аспекта выступает борьба идеологическая и «духовно-метаисторическая», т.е. война высших духовных смыслов и отрицательных метафизических сил (в православном христианстве последние метко называются «тайной беззакония»). Изъять богатства у страны легче, если в ней национальные ценности размыты, населяющие её народы страдают этноцентризмом, идентичность государствообразующего народа ослаблена и в нем культивируется чувство стыда за национальную культуру, ложной ответственности за прошлое страны и ее роль в мировой истории. Без воспитания чувства патриотизма России невозможно будет вернуть себе «геополитический голос».

Тема становления национального сознания, его духовно-нравственных характеристик, патриотического чувства занимает значительное место в творчестве И.А. Ильина . Глубоко раскрывая круг вопросов, связанных с данной темой, он  помогает отвечать на вызовы современности и лучше понимать происходящее в мире и России. Новой, посткоммунистической России, указывал И.А. Ильин, предвидя наше время, предстоит выработать новую систему национального воспитания, и именно от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь.

Национальный характер народа определяется его творческой обращенностью к сфере божественного. Всей своей историей и культурой каждый народ служит Богу, как умеет; «и те народы, которые служат Ему творчески и вдохновенно, становятся великими и духовно ведущими народами в истории». Патриотизм рассматривается как духовная любовь к Родине. Для такого патриотизма характерна не приверженность к формальным признакам быта своего народа, но любовь к его духовным проявлениям, признание объективного достоинства, присущего его Родине. Духовно разложившийся народ – лишь возможность Родины. Поэтому для обретения «чувства Родины» человеку нужно стать духовной личностью, что поможет избежать попадания в ловушку национального шовинизма. И.А. Ильин понимает истинный национализм как сильное чувство, что «мой народ тоже получил дары Духа Святого» и творчески претворил их по-своему. Поэтому народ должен отстаивать свою драгоценную духовную «самосиянность». Истинный патриотизм принимает творческие свершения своего народа как свою духовную почву, для сохранения которой в народе должен бодрствовать инстинкт национального самосохранения.

Истинный патриот как духовная личность совершает акт духовного самоопределения, которым он отождествляет свою судьбу с духовной судьбой своего народа. В мире есть множество несчастных людей, которые не могут любить свою Родину потому, что они живут эгоистическим или классовым интересом. Обретение же Родины есть акт духовного самоопределения, указывающий человеку его собственную творческую почву и обусловливающий духовную плодотворность его жизни. 

Духовное сокровище Родины живет в душе человека, и надо обратиться к своему духу и узнать «духовное лоно своего народа». Этот процесс называется актом патриотического самопознания. Тогда человек, подобно сказочному герою, припавшему к земле ухом, услышит свою Родину: как она в его душе вздыхает и стонет, поет, плачет и ликует, определяет и направляет, и оплодотворяет его личную жизнь. И.А. Ильину удалось осмыслить, осознать основы того чувства любви к Родине, которое делало русского солдата бесстрашным воином, спокойно, и даже буднично жизнь свою готовым положить в бою.

И.А. Ильин обращает внимание на основные направления национально-патриотического воспитания. Философ подчеркивает необходимость воспитания детей в рамках национальной культуры: всё, пробуждающее духовную сферу ребенка, должно быть национальным. Язык, «таинственным образом» вмещающий в себя прошлое народа, его духовный уклад и «творческие замыслы». Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания ребенка  совершалось на его родном языке. Не следует учить ребенка чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит на родном. Ребенок должен слышать национальную песню еще в колыбели. С первых лет жизни надо вдохнуть в ребенка самобытную молитву. Важна сказка, которая дает ребенку чувство героического. Преклонение перед святыми и национальными героями возвышает душу, дает ей смирение, чувство ранга.  Как только ребенок начнет говорить и читать, национальные поэты должны дать радость стиха. Знакомя детей с историей своего народа, необходимо пробудить в ребенке уверенность, что эта история – источник мудрости и силы. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии, осознавать, что просторы России добыты кровью и трудом.

Постижение русской культуры как культуры православной И.А. Ильин считал принципиальным условием адекватного понимания особенностей развития России, ее проблем в истории. Отход России от православной культуры был, по мнению мыслителя, причиной бед Отечества и главной его трагедии – революции. При этом философ указывал: корень национальной идеи – в духовном единстве России. Оно выработало у народов России сходство душевного уклада, близость в обычаях, то единство в восприятии мира, которым русские народы без различия «племени» отличаются от западноевропейских народов. Таким образом, Россия рассматривалась философом как система духовного единства, созидаемая русско-национальным духовным актом. Чтобы быть поистине русским человеком, необходимо принять национальный духовный акт своей родины. Родина – не место на земле, где человек «произошел на свет» или где он «привык жить», но то духовное место, где он родился духом и откуда он исходит в своем жизненном творчестве.

И.А. Ильин предвидел, что в посткоммунистическом будущем страна может вскипеть жаждой мести, крови и имущественного передела. Появится масса авантюристов, из которых три четверти будут «работать» на иностранные деньги, и ни у одного из них не будет национальной идеи. А эта идея должна быть государственно-исторически-национальной, государственно-патриотической, государственно-религиозной. Это идея воспитания и самовоспитания в русском народе национального духовного характера. 

Очень важна сегодня мысль философа о том, что Россия нуждается в самостоятельном национальном творчестве самосозидания. Россия не спасется никаким западничеством. Механическое заимствование у других народов не принесет добра. Россия не должна «гоняться» за чужими формами жизни: нет, и не может быть единой государственной формы, которая оказалась бы наилучшей для всех времен и народов. Русский человек должен перестать поклоняться «чужим идолам», он должен вернуться к корням своей национальной культуры. Мечта о социально-политической «панацее» всегда беспочвенна. России полезны только те политические и хозяйственные формы, которые учитывают уровень национального характера и которые способны воспитывать и одухотворять его в людях. 

Значимость идей И.А. Ильина определяется также тем, что сфера национального самосознания являются табуированным кругом вопросов, ответы на которые требуют пересмотра ряда стереотипов. Философ помогает формировать такое социальное восприятие, при котором образ свободной, богатой России неотделим от темы «исторической России» в ее возрождении. В частности, это предполагает признание русского народа государствообразующим, а русской культуры – «стержнем уникальной полиэтнической российской цивилизации». Без этого Россия будет лишь одноименным названием территории, захваченной иными этносами и наднациональными силами. Мысли философа позволяют не обращать внимания на обвинения в «великорусском шовинизме», позволяют ставить вопрос о необходимости более широкого вхождения носителей русского национального сознания во власть для защиты отечественной истории и культуры от русофобии в стране и за рубежом. И.А. Ильин помогает различать псевдо-патриотов. И это очень важно, так как сегодня часто встречается мысль, что олигарх, разбогатевший на грабеже национального достояния России, может искренне считать себя ее патриотом – как не любить такой объем национального богатства потенциально в своем кармане. Но создается впечатление, что западно-ориентированная элита страны боится возрождения национального сознания именно русского народа. Возрождение национального духа названо «национализмом», понимаемым как «русский фашизм». Эти понятия ложно определены и впечатаны в представления людей о национальных отношениях. Но не является ли этот страх выражением русофобии «пятой колонны» в стране? И.А. Ильина «расколдовывает» подмены понятий, показывая, что истинный национализм является духовно-нравственной категорией, содержанием которой является естественной заботой нации о себе при заботе о других народах, уважении к ним. 

Часть пророческих предвидений и опасений И.А. Ильина мы уже видим «претворяющимися в жизнь». Но наследие великого мыслителя полно оптимистических идей о будущем России. Он подчеркивал, что Россия – это прежде всего великий народ, не отчаявшийся в своем призвании. Придет час, когда он восстанет и потребует свои права.

А.А. Гостев, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН

Источник

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН