А.А. Гостев: "Иван Ильин о патриотизме. К юбилею великого русского мыслителя" (2013 год)

Сегодня для понимания происходящего на планете особую значимость обретает осмысление патриотизма с духовно-нравственных позиций. Именно такой подход позволяет бить тревогу — человечество может потерять свое многообразие. Под лозунгом перемен в мире происходит разрушение национально-культурных традиций, подчинение народов наднациональным целям и ценностям. Идеи нового мироустроения предполагают формирование наднационального планетарного управления (о мировом правительстве уже говорится достаточно прямо) и, соответственно, потерю традиционными государствами своего реального политического суверенитета, экономическое ослабление национальных экономик (вплоть до захвата контроля над природными ресурсами стран), культурную (и религиозную) унификацию с потерей укорененности в национальной культуре и утратой людьми чувства национальной идентичности.

Исследователь темы патриотизма должен исходить из понимания того, что в России на область национального самосознания людей не случайно направлен мощный информационно-психологический удар. Наднациональный контроль легче осуществить, если патриотические ценности утрачены и размыты, если культивируется комплекс вины за историческое прошлое страны[1].

Также раскрытие темы статьи предполагает осознание того, что со словом «патриот» многие люди связывают негативные представления, чувства. И это происходит не только в силу развиваемой в течение вот уже более 20 лет манипуляции сознанием, в силу навязывания такого негатива, но и потому, что понятие «патриотизм» не рассматривается — и не обосновывается в психологии — как духовно-нравственное качество личности, способное противодействовать негативным тенденциям в мире и в нашей стране. Патриотизм — это любовь к Родине и уважение к другим культурам и народам. В статье предпринимается попытка рассмотреть понятие патриотизма именно в таком прочтении, привлекая для этого и психологическое знание, и историко-психологические данные — творческое наследие выдающегося отечественного мыслителя И.А. Ильина.

В качестве предваряющего замечания отметим, что понимание социально-политической, экономической, идеологической подоплеки, а главное — духовнойсущности происходящих в мире процессов выводит исследователя на изучение иллюзий восприятия социально-политических явлений, связанных с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые невозможны вне нравственного и религиозного измерений (Гостев, 2007, 2008).

Образы во внутреннем мире человека, актуализируясь и проецируясь вовне, формируют действительность. Соответственно, патриот как духовно-нравственная личность обладает следующими качествами: а) стремится преодолевать иллюзорность восприятия социальной реальности, в частности, относительно и «искренних социальных утопий», и «апокалиптических ожиданий» (например, это относится к «восторженно-оптимистичным» представлениям о наступлении эры «рая на земле» (пусть с некоторыми проблемами переходного периода), к эсхатологическим пессимистическим образам высоко-кризисных моментов в будущем)); б) ориентируется на баланс интегративных тенденций в мире и сохранения национально-культурного разнообразия человечества; в) распознает многоаспектную подмену духовных смыслов[2]; г) различает глобализацию — как процессы усиления взаимозависимости (в первую очередь, экономического плана) стран, культур — и глобализм, т.е. проект по претворению в жизнь элитарного мироустройства для «золотого миллиарда», и, соответственно, понимает антиглобалистические установки как протест человека против «новой демократической тоталитарности» как ответ на предчувствуемый «шок нового мира». Патриотическое сознание требует исследования представлений людей о мировойполитике: а) о реальности суверенитета государств; б) о геополитических центрах силы, включая «теневые»; в) об оппозиции «стран золотого миллиарда» и «стран-изгоев»; г) о «демократии» и «защите прав человека» как «дымовой завесе» установления нового мироустройства.

Изучение представлений о духовно-нравственной сфере помогает патриотическому сознанию видеть, что на планете идет многоплановая борьба мировоззрений (скрытая и явная) и что она направлена на разрушение отечественной традиции. Неприемлемо для патриота, носителя нравственных качеств, и «общество тотальной Сети», предполагающее коренную реорганизацию социального управления, итог которой уже получил название «компьютерного концлагеря». Патриотическое сознание должно понимать причины планетарных угроз — вплоть до масштабных войн, возникающих при перекройке мира и переделе его ресурсов.

В статье не представляется возможным приводить дополнительные иллюстрации того, в каком смысле тема патриотизма как качества духовно-нравственной личности является теоретически и практически значимой для психологической науки. Поэтому посмотрим на то, насколько данная тема привлекла внимание психологии.

К сожалению, проблема патриотизма практически исчезла из поля зрения психологов. Не раскрыта отнесенность патриотизма к духовно-нравственной сфере человека. Одним из немногих исключений является работа В.А. Кольцовой и В.А. Соснина (Кольцова, Соснин, 2005). В.А. Кольцова и В.А. Соснин отмечают, что концепция патриотизма в общественных науках восходит к теории этноцентризма У. Самнера, которая базируется на принципе борьбы за существование между людьми и группами. Носителями этноцентризма являются сообщества, объединяемые по этническим, религиозным, социальным и другим признакам. Они рассматривают себя как «мы», а всех остальных как «они». Позитивные характеристики своей группы подчеркиваются и преувеличиваются; показатели других групп и их членов оцениваются по стандартам собственной группы и часто принижаются.

Говоря о национальном самосознании, В.А. Кольцова и В.А. Соснин подчеркивают процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей национальной/этнической общностью по общими признакам: происхождению, культуре, языку, территории и т.д. Самосознанию нации свойственны стремление к сохранению этих общих признаков (и через них — своей самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время — способность ассимилировать полезное новое (на почве своей культуры). При таком типе национального самосознания его носители признают право всех «других» на их самобытность, ценность и т.п. Подобное самосознание составляет основу нормального, здорового чувства патриотизма, отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни других общностей. Патриотизм, следовательно,— одна из базовых составляющих национального самосознания, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.

Читать материал полностью

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН