А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

П

Павлов Иван Петрович
Парыгин Борис Дмитриевич
Петражицкий Лев Иосифович
Петренко Виктор Федорович
Петровская Лариса Андреевна
Петровский Артур Владимирович
Платонов Константин Константинович
Поддъяков Николай Николаевич
Подольский Андрей Ильич
Поливанова Катерина Николаевна
Поляков Юрий Федорович
Пономарев Яков Александрович
Пономаренко Владимир Александрович
Потебня Александр Афанасьевич
Прихожан Анна Михайловна
Пушкин Вениамин Ноевич

Павлов Иван Петрович (1849-1936)

Известный русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшего физиологию и психологию и обогатившего медицину, педагогику и другие науки о человеке.

Павлов исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма, как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система (принцип "нервизма"). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма, механизмов его адаптации к окружающей среде и факторов, которые определяют приобретение им новых форм, адекватных задачам адаптации. Отклонив традиционные представления о том, что эти процессы определяются внетелесным началом (сознанием, душой), П. на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен П.), реализуемый высшими нервными центрами (корой больших полушарий головного мозга и ближайшей пордкоркой). Были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможения, иррадиации, концентрации и др.), которая обуславливает внешние проявления поведения.

Наряду с условными рефлексами, были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Органы чувств П. трактовал как анализаторы, видя в них целостные "приборы" (включающие наряду с периферийными блоками, центральные локализованные в коре больших полушарий). Следуя Сеченову, П .взаимодействие организма со средой мыслил не по типу механической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и благодаря этому эффективно действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды, предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы-ощущения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым сигналам, в результате анализа и синтеза чувственных образов, возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку оно регулируется только нервной сигнальной системой и человека, у которого обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.). Если сигнал ведет к успеху ( подкрепляется) между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Тем не менее, она является временной и если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения, гаснет. Организм постоянно учится различать сигналы (процесс дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение. Тем самым были доказаны преимущества детерминистского и объективного подхода в противовес концепциям, исходящим из субъективного метода анализа сознания.

П. и его школа всесторонне изучили динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв механизмы многих нервно-психических проявлений, в том числе-неврозов. П., вопреки утверждениям его критиков будто он представляет организм чисто механическим устройством, автоматически реагирующим на внешние импульсы, твердо отстаивал идею об объективном характере поведения. Условный рефлекс предполагает деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей, ее неотделимость от внутренних побуждений (потребностей) организма.

П. изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный или, как он его называл рефлекс "Что такое?" Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался и наилучшим образом "вычислить" то, что представляет для него наибольшую ценность.

П. разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и др.

Отношение П. к психологии изменялось в различные периоды творчества. Ряд лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

В научном сообществе учение П. было повсеместно оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Учение П. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, выраженное в утверждении объективного и причинного метода исследования сложнейших жизненных процессов и доказательстве целостности организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности которой нераздельны.

В годы сталинского тоталитаризма П. мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право личности на свободу и независимость от партийно-государственного диктата. П. создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему было присвоено учеными единственное звание "старейшины физиологов мира".

Парыгин Борис Дмитриевич 1930 г.р.

Российский психолог, философ, социолог, доктор философских наук (1968), профессор (1969). Являлся профессором, заведующим кафедрой философии Ленинградского государственного педагогического института социально-экономических проблем АН СССР (Ленинград), в настоящее время (с 1992 )-заведующий кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета Профсоюзов. Область научных исследований-история и методология психологии, социальная психология.

П. разработана концепция развития отечественной социальной психологии как системы научного знания, прослежена история становления социально-психологической мысли в России и ее место в системе наук, выделено и описано проблемное поле современной социально-психологической науки, включая актуальные направления, отражающие инновационные изменения во всех сферах жизни общества (Социальная психология как наука. 1965; Основы социально-психологической теории. 1971). Определены природа, роль и механизмы формирования общественного настроения как важнейшего индикатора психологического состояния общества (Общественное настроение.1966). Исследованы проблемы социальной психологии личности, определяемой П. как совокупность психических особенностей человека, выражающихся в его способности выбора жизненных ценностей, принятия решений и их реализации и обусловленных специфическим для него способом социальной жизнедеятельности, конкpетно-истоpическими условиями его существования.

Рассмотpена социально-психологическая структура личности, прослежены тенденции ее динамики в контексте исторического процесса. Предложены методы диагностики и регуляции социально-психологического климата коллектива (Социально-психологический климат коллектива. 1981). Обоснованы способы оценки социально-психологической готовности органов территориального самоуправления к эффективной деятельности. Разработана технология постдиагностического тренинга партнерского общения.

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931)

Русский юрист, психолог и философ. Зав. кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете (1898), депутат 1 Государственной думы. В 1918 году эмигрировал в Польшу, став профессором и зав. Кафедрой философии Варшавского университета.

Развивая теорию психологизма, П. связывал психологию с юриспруденцией в своих работах, посвященных развитию нравственных и правовых чувств: "Введение в психологию права и нравственности. Основы эмоциональной психологии"(1908), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1909), "Новое учение о праве и нравственности"(1910). П. доказывал, что право есть психический фактор общественной жизни и потому оно действует изнутри, через психику, а не извне, через давление общества. Таким образом, право (как и наука и искусство) существует только в переживаниях отдельных людей и является кристализованной формой индивидуально-психической деятельности. Действие права состоит, доказывал ученый, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям и во-вторых в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других, то есть в воспитании народной психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием права, а второе его педагогическим действием. Таким образом, П. пересмотрел современные ему взгляды на проблему и предмет права, переводя его во внутренний план и исследуя прежде всего способы формирования правовой или нравственной мотивации.

Говоря о недостатках современной ему психологии, П. доказывал необходимость построения новой психологии эмоций, причем на первый план выдвигал исследование проблемы мотивов. Создание научной теории мотивации поведения, подчеркивал П., есть необходимое условие для научного построения не только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с человеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальными явлениями, их историей и другими подобными дисциплинами.

П. высказывал гипотезу, что все внутренние переживания, которые имеют двойную пассивно-активную природу, следует, для целей построения научной психологии, объединить в один класс психических феноменов, противопоставляя их известным ранее односторонним элементам, имеющим одностороне-пассивную природу (сюда он относит познание и чувства) или односторонне-активную природу-сюда он относит волю. Этот новый класс психических явлений он предлагает назвать эмоциями. Связывая психику с биологическими и механическими законами, (прежде всего с законом сохранения энергии), П. писал, что эмоции представляют собой по своей двойственной, раздражительно-моторной природе, коррелят двойственной, центростремительно-центробежной анатомической структуры нервной системы, являясь прототипом психической жизни вообще, с ее двойственным, пассивно-активных характером.

Связывая развитие эмоций с формированием нравственного и правового самосознания индивида, П. доказывал, что существуют специальные интеллектуально-эмоциональные образования, которые являются ассоциациями между определенными представлениями и эмоциями долга и которые он называет представлениями нормативных фактов.Содержанием таких представлений являются позитивные нормы общества. Этические же убеждения, в которых нет таких дополнительных ассоциаций с нормаивными фактами, П. называет интуитивными или автономными, как бы показывая, что первые имеют связь с общественными нормами и требованиями, а вторые вырабатываеются самим индивидом, автономно, без дополнительного влияния общества. Кроме моральных норм существуют еще и нормы права, которые ученый называет аттрибутивными, обязательно-притязательными нормами и которые отличаются от нравственных норм именно своей обязательностью, а не добровольностью исполнения. Он считал, что между чисто императивными этическими явлениями (моралью) и императивно-аттрибутивною их ветвью (правом) существуют два важных с точки зрения их влияния на поведение, различия. Этической психике, морали чужда активная мотивация, свойственная праву, а атрибутивный характер правосознания сообщает пассивной этической мотивации особую силу, так что эта мотивация решительнее и надежнее, нежели чисто моральная. При этом П. доказывал, что переход от моральных, необязательных, к правовым обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, так как то социально-разумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь более выдающимися в этическом плане людьми, превращается в общее и правильное социальное явление. Он также доказывал, что колебания уровня правового сознания, его высокий или низкий уровень у народа, не является какой-то врожденной особенностью национального духа, а отражает влияние культуры и социального окружения, показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной исторический момент.

Таким образом, он делает вывод о том, что без знания и принятия во внимание императивно-аттрибутивной правовой психики и ее моторного действия нет и не может быть понимания человеческой жизни, индивидуального и массового поведения, психических пружин и причин экономических и иных общественных процессов и их истории. Говоря о формировании социально активной и нравственной личности, П. подчеркивал, что отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэтому необходимо как можно раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые аттрибутивные эмоции. Такой подход дал ему возможность прийти к важному положению своей теории-обоснованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации человека, в процессе усвоения им нравственных и правовых норм.

Петренко Виктор Федорович 1948 г.р.

Российский психолог, доктоp психологических наук (1989), профессор (1994). Закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1973). Является заведующим лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ (с 1991).

Области научных исследований П.-общая психология, экспериментальная психосемантика. П.- один из лидеров нового направления в отечественной психологии-"экспериментальной психосемантики", теоретические основания которой восходят к работам Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия; в инструментальном плане указанное направление реализует и развивает методы Ч. Осгуда (семантический дифференциал), Дж. Келли (репертуарные решетки) и Дж. Миллера (сортировки с последующим кластеранализом).

Применение методов математической статистики (фактерного, кластерного анализа, многомерного шкалирования) для построения семантических пространств делает необходимым широкое использование ЭВМ и обеспечивает связь этой проблематики с исследованиями в области когнитивной психологии, искусственного интеллекта. Семантические пространства выступают операциональной моделью категориальных структур индивидуального и общественного сознания и их построение позволяет реконструировать картину мира, присущую как отдельному субъекту, так и некоей социальной группе, этнической общности и др. В этой связи психосемантический подход находит широкое приложение в изучении общественного менталитета, в этно-политической психологии, в теории массовых коммуникаций и психолингвистике ( Психосемантический анализ динамики качества жизни россиян ( период 1917-1995)/ Психологический журнал. 1995).

Особое направление работы - изучение семантики измененных состояний сознания (Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. 1982; Психосемантика сознания. 1988).

Петровская Лариса Андреевна 1937 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1986); профессор (c 1990) кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончила философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1960).

Область научных исследований: психология межличностного общения (повседневного, педагогического, семейного); социально-психологический тренинг как метод развития компетентного общения и коррекции психологических трудностей. П.- инициатор становления социально-психологического тренинга в отечественной психологии и ее преподавания в университете. Она является соавтором разработки программы подготовки специалистов по социальной психологии, принимала непосредственное участие в создании лекционных курсов: "История социальной психологии", "Психология педагогического общения", "Современная социальная психология на Западе". (Современная социальная психология на Западе, 1978; Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, 1982; Введение в практическую социальную психологию, 1994 (соредактор и один из авторов).

Петровский Артур Владимирович (1924-2006)

Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корр. АПН СССР (1968). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968-1976). Действительный член АПН СССР (1971). В 1972-73 гг. член Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллективной монографии "Learning to be" (изданной в 40 странах, за исключением СССР). Вице-президент АПН СССР (1976-79). В 1991 - президент-организатор Российской академии образования. Действительный член РАО (1992). Президент РАО (1992-1997). Заслуженный деятель науки РФ (1994). Кавалер ордена "Знак Почета" (1983) и ордена "Великой отечественной войны". Участник ВОВ.

После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действующую армию. В 1947 г. окончил факультет русского языка и литературы Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина, затем аспирантуру по психологии, в 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию под руководством Г. А. Фортунатова. Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психологии Вологодского пединститута (1950-1952). С 1952 г. - ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемкина. В 1956-1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям педагогических вузов Китая. В 1960г. (после слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и МГПИ им. Ленина) Петровский - доцент кафедры психологии. С 1966 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина. С 1968 г. работает в системе АПН СССР.

Область научных интересов П.-история и теории психологии («Теория и история психологии», совместно с М. Г. Ярошевским), социальная психология и психология личности. Создатель теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (стратометрической концепции). По ее результатам написаны книги «Социальная психология коллектива» (совместно с В. В. Шпалинским), «Психологическая теория коллектива», «Личность. Деятельность. Коллектив» и др. В основу исследований по психологии личности им была положена гипотеза о существовании «потребности и способности индивида быть личностью» («Психология развивающейся личности»). Один из авторов учебников "Психология" (М., 1956, 1957, 1958); "Общая психология" (1970, 1976, 1977, 1986), "Возрастная и педагогическая психология" (1973, 1980). Редактор ряда психологических словарей.

Подробнее

Послесловие В.А. Петровского к книге А.В.Петровского «Психология и время»

Платонов Константин Константинович (1906-1984)

 

Российский психолог, вpач. Родился в семье потомственных врачей. П. окончил Хаpьковский медицинский институт и биологический факультет Хаpьковского института народного образования (1929), доктор медицинских и доктор психологических наук, профессор (1954).

Научная деятельность П. началась в 20-е гг.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте; проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу. В 30-е гг. П. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывая пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводя психологический анализ профессий.

С середины 30-х гг. П. начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Им впервые был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков, совместно с Л.М.Шваpцем подготовлено одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности (Очеpки психологии для летчиков. 1948). Им и под его редакцией подготовлен ряд трудов и учебных пособий по авиационной психологии (Психология летного труда. 1960; Авиационная психология. 1963). В послевоенные годы сферой его исследования становятся: психология труда психология личности, социальная психология. С 1960 г. П.- сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем-Института психологии АН СССР (1972-1984).

В это время в его работах значительное внимание уделяется рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений. С этих позиций им строится и исследуется вся система психологической науки (Система психологии и теория отражения. 1982).

Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, П. выделял категории 2-х уровней: общепсихологические (психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает, согласно П., основанием их систематизации. Исходной категорией он определял категорию "взаимодействие", через которую объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. С позиции стpуктуpно-генетического подхода разрабатывается П. проблема личности, включающая рассмотрение как ее структуры, так и взаимодействия разных ее компонентов в процессе развития. Методическим средством целостного описания личности в соответствии с концепцией динамической функциональной структуры личности стала разработанная П. карта личности, заполняемая по методу обобщения независимых характеристик. Исследования личности в учении П. органически связаны с разработкой проблем коллектива. Коллектив определяется им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества, то есть акцентирован деятельностный и содержательно-ценностной аспект группового взаимодействия.

Важным аспектом научной деятельности П. являлись его исследования в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности).

Поддъяков Николай Николаевич 1926 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук, действительный член российской академии образования РАО (1990), директор института Дошкольного воспитания (1981-1992). Окончив в 1953 году ф-т психологии МГУ, он в 1960 году защищает кондидатскую, а в 1974-докторскую диссертацию "Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве".

Научные интересы П. Связаны, прежде всего, с изучением познавательного развития дошкольников, особенностями их мышления, формированием основных логических операций в этом возрасте. Им было проанализировано развитие образного мышления, его достоинства и недостатки, механизмы его становления в дошкольном возрасте и методы его диагностики и развития. Разработанные П. экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ.

Описанный П. феномен "бескорыстного мышления" открывает новые аспекты творческой активности дошкольников. В последние годы П. наряду с исследованием интеллектуального развития занимается проблемами игры, анализируя влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации. Автор многочисленных трудов, в том числе "Развитие элементарных форм мышления в дошкольном детстве" (1973), "Мышление дошкольника" (1974), "Творческое развитие детей дошкольного возраста" (1994).

Подольский Андрей Ильич 1947 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1987), профессор (1991). Закончил психологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1970).Заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ ( с 1989 ) и специальным отделением по переподготовке практических психологов (с 1989). Президент Российского отделения Международного общества по исследованию развития поведения (ISSBD) (с 1993); председатель Российского отделения Европейского общества по исследованиям в области учения и обучения (EARLI).

Области научной деятельности П.- общая и прикладная психология, возрастная и педагогическая психология. Занимается исследованием формирования и развития умственной деятельности. Разработал ряд оригинальных исследовательских и прикладных методик формирования разных видов и форм познавательной деятельности человека в условиях учебной и трудовой деятельности. Наибольшее внимание уделяется им рассмотрению механизмов становления сокращенных (симультанных) форм познавательной деятельности человека, иерархического и гетерархического подходов к их описанию (Формирование симультанного опознания. 1977; Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. 1987). Исследует условия и механизмы планомерного (управляемого) формирования сложных видов профессиональной деятельности; научно-методические основы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов в сфере образования и занятости населения. Изучает процессы развития, учения и обучения как у детей, так и в зрелом возрасте (Психология подготовки специалистов на современном производстве. 1992; Процессы психического развития: в поисках новых подходов / в соавтоpстве. 1995).

Поливанова Катерина Николаевна 1952 г.р.

Российский психолог. Закончила Московский государственный педагогический институт (1974), с 1974 г. работает в Психологическом институте РАО (ранее – Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР). В настоящее время – ведущий научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем психологии развития. В 1999 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Психологический анализ кризисов возрастного развития» (Психология возрастных кризисов 2000).

Область научных интересов: психология развития, возрастная психология. П. выявлена и описана специфика протекания возрастных кризисов на разных этапах онтогенеза. На основе полученного в исследовании материала разработан спецкурс «Психология возрастных кризисов», выделены новые тенденции в динамике и соотношении разных этапов критических периодов в разном возрасте.

Важным моментом в исследованиях П. является анализ поисковой деятельности детей, которая связывается ею, в том числе, и с особенностями развития детей и подростков в период кризиса. Предметом исследования П. является проблема готовности детей к школе, где ею получены новые данные, связанные с изучением и диагностикой мотивационной и познавательной компонентов психологической готовности 6-летних детей к школе (Введение в школьную жизнь, 2003. /в соавторстве с Г.А.Цукерман, Такие разные шестилетки, 2003).

Разработки в области психологии развития привели П. к переосмыслению понятия ведущей деятельности в подростковом возрасте, ею выдвинуто предположение о деятельности моделирования как наиболее значимой на этом этапе онтогенеза (Периодизация психического развития: опыт понимания / Вопр. психол. 2004). В последние годы принимает участие в проектах в области общего образования. Научный руководитель программы «Коммуникации, образование, технологии» в МВШСЭН.

Поляков Юрий Федорович (1927–1999)

Российский психолог. Закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1951), доктор психологических наук (1968), профессор (1969), заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии (1980-1999?). П.-специалист в области клинической психологии, ученик Б.В.Зейгарник.

В центре его научных интересов было исследование патологии познавательных процессов. Работа в Институте судебной психиатрии позволила собрать уникальный материал о формах патологии мышления при различных психических заболеваниях. Изучены и структурированы психологические синдромы при шизофрении и других формах психических заболеваний. Впервые в отечественной психологии П. обращается к проблемам клинической психологии, способствуя формированию этого нового направления психологической науки.

Клиническая психология рассматривается П. как междисциплинарная область, связанная с клинической практикой, физиологией, анатомией, биохимией, психофармакологией, генетикой, педагогикой, юриспруденцией и др. Она вбирает опыт изучения и профилактики психосоматических заболеваний, методы их психодиагностики и психокоррекции, психологической "терапии". Отдельный раздел клинической психологии составляют различные виды психологической экспертизы (в рамках экспертизы врачебно-трудовой, судебно-психолого-психиатрической, военно-медицинской и др.).

Участвуя в решении научно-практических задач, клиническая психология обладает мощным потенциалом в решении также и фундаментальных общепсихологических проблем. Так, в частности, на общепсихологической основе рассматриваются проблемы "психологии телесности", проблемы психической "нормы", ее типологии, критерии дифференциальной диагностики (включая методы нейропсихологической диагностики) и пр. Нейропсихология в целом также составляет раздел клинической психологии. П. выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития, или программу своего рода "общей патопсихологии", внес значительный вклад в разработку образовательных программ, стандартов университетской подготовки психологов по новой специальности: "клинической психологии".

Пономарев Яков Александрович (1920-1999)

 

cайт научной школы Я.А. Пономарева

Российский психолог, доктор психологических наук (1972), профессор. Закончил отделение психологии философского факультета МГУ (1951). Работал в Институте психологии АПH РСФСР (1961-1966) и в Институте истории естествознания и техники АH СССР (1966 -1973). С 1973 г.- сотрудник института психологии АH СССР. За научные заслуги П. удостоен золотой медали им. В.М. Бехтерева (1991).

Специалист в области психологии творчества, психологии развития и методологии психологии. П. разработана концепция творчества, согласно которой творчество понимается в широком смысле как механизм движения, а гносеологический механизм психологии творчества строится путем экстраполяции представления об этапах развития способности человека действовать "в уме". Обосновывается стратегия комплексного исследования творчества и место психологии в этой стратегии. Вскрывается психологический механизм творчества, разрабатываются проблемы развития и использования творческого потенциала человека, рассматриваются пути и возможности приложения психологии творчества к решению общепсихологических проблем и перспективы ее развития.

В ходе исследований на основе сконструированных П. оригинальных экспериментальных методов и процедур ("творческие задачи")выявлено подобие форм поведения детей на этапах развития способности действовать "в уме" и умственно развитых взрослых на фазах решения творческих задач; выявлен феномен преобразования этапов развития способности человека действовать "в уме" в структурные уровни организации психологического механизма решения задач. Это приводит П. к более широкому обобщению, выраженному в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий (Психология творческого мышления. 1960; Знания, мышление и умственное развитие. 1967; Психика и интуиция. 1967; Психология творчества. 1976; Методологическое введение в психологию. 1983).

Пономаренко Владимир Александрович 1933 г.р.

Российский психолог, врач, доктор медицинских наук (1974), профессор (1980), действительный член АПН СССР (1990) и РАО (1993). Закончил военно-медицинский факультет Саpатовского медицинского института по специальности авиационная медицина (1956).

Основными направлениями научной деятельности П. является разработка проблем психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека, инженерной психологии. Применение системного подхода в авиационной психологии позволило сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах "летчик-самолет", "космонавт-космический корабль" (Методы инженерно-психологических исследований в авиации. 1975; Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. 1978).

Исследуя деятельность оператора, П. выдвигает концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую основой решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения ( Образ в системе психической регуляции деятельности. 1986 совместно с Б.Ф.Ломовым и H.Д.Заваловой ).

Сеpьезное внимание уделяется П. проблемам профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях, максимально актуализирующих и раскрывающих психологические резервы человека. Тем самым заложены основы теории опасных профессий. С этим же связана постановка проблемы психологической надежности профессионала в особых и экстремальных условиях деятельности.

Под руководством П. созданы тренажерные комплексы, внедренные в практику профобучения.

Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891)

Российский, украинский филолог и психолог.

Создал новаторскую концепцию развития мысли, основанную на принципе внутренней связи этой мысли с историей языка, как органа народного творчества (“Мысль и язык”, 1862). При этом в противовес индивидуалистической трактовке языковых форм, сводящих их к динамике процессов в сознании отдельного субъекта с одной стороны и выведения их из рационально-логических правил организации знания с другой, доказывал, что язык и его внутреннее строение (определяющее умственную работу индивида) имеет свои уникальные объективные законы. Под их действием формируются психические процессы, которые в конечном счете являются “произведением народа как одного мыслителя-единого философа”. Сознание зарождается с языком на определенной ступени развития психики. Досознательному уровню психической жизни собственно чувственное познание, преобразуемое и приобретающее качественно новое строение благодаря вовлеченности его субъекта в речевое общение. Причем слово только в устах другого может стать понятным для говорящего.

На фактах истории языка П. доказывал, что врожденных категорий времени, пространства, причины и других люди не имеют, что они рождаются только со способностью чувственного восприятия и оформляются при овладении словом. Используя издавна применяемое в психологии понятие об апперцепции он трансформировал его, выдвинув положение об “апперцепции в слове”. Тем самым акт сознания субъекта выступал в качестве производного от языковой структуры, которая объективна и не зависит от индивидуальных свойств личности и понимание которой обусловлено принадлежностью к одному и тому же народу.

Психология, согласно взглядам П., призвана стать генетической наукой с тем, чтобы исследовать “историю возникновения душевных явлений в пределах личной, племенной, народной жизни”. Орудием построения ее предмета служит язык, который есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее, не отражение сложившегося миросозерцания, а составляющая его деятельности. Из этого в качестве ключевой для психологии выступает задача показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношение личности к природе. Проводя аналогию между развитием сознания в филогенезе и в онтогенезе, П. полаг

ал, что язык потому есть условие прогресса народов, почему он орган мысли отдельного лица. Исходя из этого он считал, что законы языка требуют создания нового отдела в психологии, содержанием которого должно быть исследование отношений личного развития к народному. Он широко использовал данные о психологии ребенка в качестве примеров в пользу своих общетеоретических положений о роли слова в построении понятия о предмете, в решении вопроса о корнях слов, в полемике о наследственности их внутренней формы. Причем зависимость индивидуальной психики от надиндивидуальных творений народа вовсе не означает в понимании П. их пассивного восприятия.

Он неизменно отстаивал принцип активного отношения отдельных лиц к действительности, настаивал на том, что во всех случаях их жизнь следует трактовать как самодеятельность, ставя в центр объяснения отношений между мыслью и языком творческое начало в жизни личности. П. стимулировал появление ориентированной на его идеи научной школы, поставившей задачу разработки проблем теории и психологии творчества и издававшей специальный журнал, посвященный этой проблематике.

Идеи П. имели основополагающее значение для развития культурно-исторического направления в русской психологии.

Прихожан Анна Михайловна 1946 г.р.

Российский психолог. Окончила филологический факультет Московского государственного педагогического института (в настоящее время МПГУ, 1968), с этого же времени начала свою научную деятельность в Институте психологии АПН (Психологический институт РАО), в настоящее время ведущий научный сотрудник лаборатории научных основ практической психологии, зав лаб. Психологии эмоций РГГУ (с 2004).

В 1996 году защитила докторскую диссертацию, посвященную исследованию тревожности у детей у подростков, материалы которой нашли отражение в монографии «Тревожность у детей подростков – психологическая природа и возрастная динамика». Эта проблема стала одной из центральных в творчестве П. Ею дана классификация тревожности, выявлены факторы, влияющие на ее развитие в онтогенезе, сконструированы методики на выявление ситуативной и личностной тревоги.

Таким образом, в творчестве П. соединились исследования, связанные с психологией личности, психологией развития и психологией эмоций. Еще одним важным направлением научной деятельности П. является разработка основных принципов практической психологии в системе образования. Ею, совместно с И.В. Дубровиной и коллегами по лаборатории, было создано первое положение о практической психологии в системе образования, написаны учебники и учебные пособия, посвященные деятельности практических психологов в этой сфере, а также серия учебников по психологии для школы.

Значительное место в творчестве П. занимают работы, посвященные психологии детей, оставшихся без попечения родителей (Психология сиротства, совместно с Н. Толстых), проблеме отклонений в психическом развитии в подростковом возрасте, а также психологии неудачника. На основании полученных в этих исследованиях материалов ею впервые разработан курс «Социально-возрастная психология».

Пушкин Вениамин Ноевич (1931-1979)

Российский психолог, доктор психологических наук (1967), профессор (1972). Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1956). С 1967 г. возглавлял в Институте психологии АПН СССР лабораторию эвристики, где под его руководством разрабатывались проблемы творческого мышления. Первые исследования П. были посвящены инженерной психологии и психологии труда: он занимался экспериментальной и теоретической разработкой проблем психологии диспетчерского труда, исследованием готовности к экстренному действию на железнодорожном транспорте, разработал концепцию оперативного мышления человека, осуществлял поиск в области методов изучения мышления (Оперативное мышление в больших системах.1965; Железнодорожная психология совместно с Л.С.Нерсесяном. 1972).

Модифированная методика изучения оперативного мышления П. используется при выявлении психологической подготовленности спортсменов и подборе кадров в ряде операторских профессий. Им был разработан принцип быстрого извлечения информации из большого информационного хранилища. П. теоретически доказал, что метод ситуационного управления может быть использован в программированном обучении, кибернетике, при создании новых способов моделирования мыслительной деятельности, намечены пути развития психолого-кибернетических исследований, направленных на создание активных кибернетических систем, способных самостоятельно формировать цели. (Мышление и автоматы совместно с Д.А. Поспеловым. 1972; Психология и кибернетика. 1971).

На основе принципа системности и саморегуляции интеллектуальных процессов П. стремился рассмотреть природу творческого мышления, его механизмы, найти наиболее адекватные методы исследования, раскрывающие процесс мышления на разных уровнях: личностном, операторном, нейропсихологическом, психофизиологическом, психоэнергетическом (Эвристика-наука о творческом мышлении, 1967).

В 70-е г.г. он приступает к исследованию проблем паро- психологии и психоэнергетической регуляции деятельности, выдвигая ряд идей, изменяющих традиционные представления о сущности психического, о психологических возможностях человека (Парапсихология и современное естествознание совмест. с Л.С. Нерсесяном. 1972). Из признания единого фундамента и жизни и психики, из понимания Вселенной как голографической и квантово-механической системы вытекало и определение психики как содержащей в себе элементы голографии и имеющей квантово-волновую природу.

П. утверждал о существовании фундаментальных психических процессов, на языке которых осуществляется построение образов предметного мира; таким языком он считал волновой язык, язык голограмм.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"