Татарко С.А. Перспективы развития системно-эволюционного подхода в психологии

С.А. Татарко

 

Перспективы развития системно- эволюционного подхода в психологии

 

В настоящее время в психологии отсутствует единое описание процессов формирования, актуализации, реорганизации и взаимного согласования психологических структур в ходе приобретения индивидом опыта (знаний, компетенции, навыков). Психологическая структура зачастую понимается как логическая совокупность множества разнородных явлений. Для обозначения формы фиксацииинформации в разных научных программах и парадигмах применяются термины различной степени общности с пересекающимися смысловыми полями («энграмма», «образ мира», «репрезентация», «скрипт», «схема», «сценарий», «прототип», «имплицитные представления», «социальные стереотипы» и т.д.). Без общепринятого решения остается вопрос о том, каковы пути извлечения информации из тех структур, в которых она сохраняется (линейное стимул-зависимое воспроизведение, микрогенез и т.д.). Дискуссионными остаются также вопросы о многообразии фиксируемых признаков (фиксируются все или только релевантные признаки – отдельные аспекты окружающего мира, действий) и фиксирующих структур (клеточная память, множество ментальных структур с гипотетическим статусом существования) и о соотношении прежде сформированного и вновь приобретаемого опыта (замещение старого опыта новым, его формирование независимо от старого и «надстраивание» над ним – элементаристская версия целостности, различные формы модификации старого опыта при приобретении нового) (Андреева, 2000, 2005; Ребеко, 2004; Ребеко, Сакбаев, 2004).

Преодолеть ограничения подхода к структурам как гипостазируемым логическим совокупностям их качеств и перейти к установлению общих закономерностей организации структур, статус существования которых может быть доказан, возможно исходя из современных представлений об эволюционных закономерностях индивидуального развития и концепции психологического развивающего взаимодействия. Эти представления последовательно реализуются в системно-эволюционном подходе (СЭП), в основе которого лежат положения теорий П.К. Анохина (Анохин, 1968, 1975, 1978), В.Б. Швыркова (Швырков, 1988, 1995), Я.А. Пономарева (Пономарев, 1983) и работ И.О. Александрова и Н.Е. Максимовой с коллегами (Александров, 2006; Максимова и др., 2004).

СЭП является одной из современных психологических концепций, которая позволяет описывать развивающиеся объекты в терминах эволюционирующих систем в соответствии с постулатами синтетической теории эволюции (Воронцов, 1999). Положения СЭП хорошо согласуются эволюционистской версией принципа развития, представленной в психологии принципом взаимодействия/развития (Пономарев, 1983). Единство взаимодействия и развития позволяет утверждать, что процессы формирования нового (развитие) могут происходить только в рамках популяций, групп, наборов организмов, компонентов структур и т.п., между которыми осуществляется процесс взаимодействия. В качестве наиболее общих взаимосвязанных компонентов психологических взаимодействий с позиций СЭП рассматриваются социальные общности индивидов и предметные области (Максимова и др., 2004).

Психологическая специфика развивающего взаимодействия раскрывается через рассмотрение его информационного, сигнального, целостного социально-предметного характера. Информационный характер взаимодействия предполагает возможность формирования и актуализации моделей – информационного эквивалента (гомоморфных отображений) взаимодействий. Модели фиксируются независимо от субстрата, на котором было реализовано взаимодействие, и отражают всё многообразие характеристик процесса взаимодействия индивида (социальной общности) с предметной областью. В методических целях специально рассматриваются результаты взаимодействия, условия и способы их достижения, однако эти характеристики являются необходимыми, но не достаточными для полного описания и однозначной идентификации процесса взаимодействия. Сигнальность предполагает опосредованность взаимодействия его гомоморфными отображениями, существование отношений подобия между целостным взаимодействием и моделями этого взаимодействия. Целостный характер взаимодействия состоит в единстве, неделимой связности его социального (социальные общности) и предметного (предметные области) компонентов, несводимости описания взаимодействия исключительно ни к его социальной, ни к предметной стороне.

Реализуемые в СТЭ системные представления развиваются как современная, соответствующая положениям теории эволюции версия принципа целостности (Ломов, 1984; Пономарев, 1983, 2006); их появление в психологии связано с оформлением общей теории функциональных систем П.К.  Анохина (Анохин, 1978). СЭП развивает эту теорию и опирается на представление о субъекте поведения как структуре индивидуального (субъективного) опыта, т.е. совокупности функциональных систем поведенческих актов различного фило- и онтогенетического возраста, относительно которых специализируются нейроны (Александров, 2003; Швырков, 1988, 1995). При взаимодействии социальной общности с предметной областью происходит актуалгенез моделей целостных взаимодействий. Понятие «актуалгенез» подчеркивает единство и синхроничность процессов актуализации ранее зафиксированных и генеза вновь формируемых моделей взаимодействия, фиксация которых происходит в наборах поведенчески специализированных нейронов у индивидов, являющихся членами социальных общностей. Поведенческая специализация нейронов относительно новых приобретаемых на разных стадиях индивидуального развития компонентов опыта формируется в процессе обучения (приобретения компетентности) путем отбора из резерва ранее «мол­чавших» нейронов различной морфологи­ческой принадлежности тех из них, активность которых приводит к полезному адаптивному результату (например, созданию определенного соотношения индивида с предметной областью, разрешающего проблемную ситуацию).

Совокупность фиксируемых в нейронах моделей взаимодействия, каждая из которых формируется как функциональная система по принципу системогенеза (предполагающему порождение многообразия новообразований путем дифференциации форм-предшественников и последующую селекцию из этого многообразия), образует структуру психологического субъекта (ПС) (Максимова и др., 2004). Соответствие принципу системогенеза (Анохин, 1978) означает, в частности, необходимость взаимного согласования – «взаимоСОдействия» – ранее зафиксированных и вновь формируемых моделей, что наряду с общностью происхождения компонентов данной структуры является одним из оснований целостности (системности) ПС. Поскольку компоненты ПС распределены по членам социальной общности, ее можно рассматривать как коллективный субъект (КС). Поскольку она фиксируется в наборах специализированных нейронов у индивидов, эту структуру можно рассматривать также как интегральный индивидуальный субъект (ИИС) – совокупность моделей взаимодействия, фиксирующих уникальную индивидуальную историю взаимодействий индивида как члена разных социальных общностей с различными предметными областями.

Таким образом, с позиции СЭП могут быть сформулированы следующие непротиворечивые варианты решения актуальных вопросов описания психологических структур:

    • что фиксируется в структурах? – все характеристики взаимодействия индивида (социальной общности) с предметной областью,
    • в какой форме происходит фиксация опыта? – в форме информационных эквивалентов взаимодействий (моделей взаимодействия),
    • в каких структурах осуществляется фиксация? – модели взаимодействия фиксируются в наборах поведенчески специализированных нейронов индивида,
    • как соотносятся старый и новый опыт? – происходит взаимное согласование прежде и вновь приобретенного опыта через общность происхождения различных компонентов опыта и отношения взаимоСОдействия между ними (системная версия целостности),
    • к ак актуализируется опыт? – путем актуалгенеза: одновременно происходит актуализация ранее зафиксированных и генез вновь формируемых моделей взаимодействия.

К настоящему времени в рамках СЭП впервые обоснована гипотеза об онтологическом статусе психологических структур, приобретаемых в процессе взаимодействия индивида с его предметным и социальным окружением, а также предложены способы операционализации и верификации их описания (Максимова и др., 2004; Татарко, Живова, Сергеевцева, 2006). С целью формального описания одного из компонентов ПС – структуры индивидуального знания в определенной предметной области (СИЗ) построены алгоритмы формального описания предметной области и процесса взаимодействия с ней, разработана оригинальная методика, позволяющая контролировать процесс формирования компетенции в определенной предметной области – стратегической игре двух партнеров (Александров и др., 1999; Александров, 2006). Операционализировано понятие целостности как характеристики системной организации через оценку связности подмножеств компонентов системы в терминах энтропии. Сформулировано представление о гомоморфизме психологических структур, лежащих в основе взаимодействия индивида с множествами предметных областей (Александров, 2006).

Актуальными задачами СЭП являются описание основных компонентов и отношений в структуре ИИС, реконструкция истории их формирования; описание основных компонентов и отношений в структуре КС, актуалгенеза этой структуры и специфики согласования и взаимоСОдействия индивидуальных субъектов при актуалгенезе КС. Формальное описание структуры ИИС может быть дано при условии, что будет построена типологии множества предметных областей и социальных общностей, с которыми взаимодействует конкретный индивид на протяжении жизни. Установить принадлежность индивида к различным социальным группам и ее значимость для индивида возможно на основе социально-психологических методик на измерение различных видов социальной идентичности и статусно-ролевых характеристик индивида.

На основании сопряженности половых и гендерных особенностей индивида (по которым оценивались характеристики ИИС) и гендерных особенностей, приписываемых им потенциальному брачному партнеру (по которым оценивалось возможное разнообразие КС в определенной предметной области), была верифицирована гипотеза о взаимной согласованности характеристик ИИС и КС (Татарко, 2006). Можно предположить, что существует сопряженность (например, корреляция, комплементарность) между характеристиками структурных компонентов ИИС и СИЗ, и на основании этой сопряженности могут быть реконструированы отношения подобия (гомоморфизма) между закономерностями организации ИИС и СИЗ. Данную гипотезу предполагается верифицировать в последующих эмпирических исследованиях.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН