Казаневская В.В. Категориальный уровень в структуре психологической науки

В.В. Казаневская

Категориальный уровень в структуре психологической науки

 

Ключевые слова: психология личности, категории диалектической логики, категориально-системная методология, категориальное мышление, категориально-системная психология личности, функциональная психическая детерминация.

 

Статья посвящена новому – категориально-системному – подходу к построению психологии личности. Его новизна в том, что его системные представления основаны на системе диалектической логики, не освоенной до настоящего времени. Категории этой логики и ее принципы составляют методологический уровень психологии личности. Этот уровень является местом расположения не только категорий, но и принципов, которые рассматривают как законы личностной психики. Этот уровень является дедуктивным относительно теоретического уровня различных направлений в психологии личности.

Современной психология имеет такое количество проблем во всех сферах своего существования, что желание говорить о них быстро угасает под их тяжестью. Тем не менее, назовем две важнейшие проблемы: (1) отставание, практически отсутствие анализирующих классифицирующих исследований; (2) неопределенность центрального объекта всей психологической науки и общего адекватного взгляда на его методологическое и теоретическое положение. Именно богатство накопленного психологического материала позволяет и требует принципиальных изменений в постановке всех основных вопросов психологии. Богатство психологических материалов при этом понимается не как источник для всей последующей психологии, но как материал для осмысления и переосмысления результатов, как материал для жестких оценок для всех основных и известных требований, предъявляемых к любой науке, как материал для поиска и формулирования новых подходов, для проявления самого свободного мышления и в том числе интуиции. Нужно осознать назревшую потребность в новых методах и в новых взглядах; нужно осознать, что малыми средствами и осторожными изменениями ограничиться невозможно, то нужен глубокий анализ самых оснований, не огульное отрицание имеющихся накоплений, но ювелирный анализ, который бы вместе с водой не выплеснул и ребенка.

Но заранее рассуждения о подобном анализе вызывают также мысль о том, что наиболее продуктивным путем может стать не столько анализ, столь традиционный в науке, но новый взгляд, новый подход, несущий в себе новую методологию, отвечающую на насущные проблемы современной психологии. Опыт такого нового – категориально-системного – подхода предлагается в данной статье.

Этот подход разрешает многие методологические проблемы современной психологии и, в том числе, обе вышеназванные проблемы. Сам по себе категориально-системный подход является классифицирующим; более того, он является обобщенным теоретическим уровнем и поэтому является основой для интеграции психологических теорий (личности). Категориально-системный подход содержит новый взгляд на личность: он позволяет описывать и исследовать отдельную конкретную личность. Эта возможность обусловлена всем построением категориального уровня, его методологией и его теоретическим содержанием: категориальный уровень общие законы т терминологию; эти законы принадлежат также и уровню конкретной личности, но в этом случае они проявляются в условиях фиксированных величин, констант, существование которых обусловлено также общими законами. Присутствие констант в составе категориально-системной методологии и теории открывает совершенно новые горизонты в исследовании конкретной личности, позволяет решать самые насущные задачи психологии личности, начиная с того, что в этом подходе совершенно конкретно определется, чем один человек отличается от другого, чем человек отличается от самого себя по мере прохождения собственной жизни, при изменении условий собственной жизни, успешен он или движется к кризису и т.д.

Размеры данной статьи позволяет лишь бегло коснуться других особенностей категориально-системного подхода. Все утверждения и конструкции котегориального-системного подхода могут рассматриваться, как развитая теоретизированная гипотеза, что не мешает ни его изучению, ни применению.

Новизна и необычность категориального подхода имеет совершенно определенный смысл, определенные признаки, важные как в конструктивном плане, так и для его понимания. Новизна в целом состоит в том, что категориальныйуровень психологической науки имеет дедуктивные отношения с теоретическим уровнем; категориальный уровень готов для освоения в практике психологической работы, так как он имеет практический смысл и практическое выражение.

Категориальный уровень выстроен в системе новых для психологии понятий (категорий) и категориальныхпринципов, что порождает новую систему теоретического и практического психологическогомышления. Самое главное значение категориального уровня для психологического понимания личности в том, что категориальный уровень является автономным уровнем в составе структуры психики и в составе психологического представления о ней; категориальный уровень имеет собственный язык и собственные законы. С этой точки зрения отсутствие выделенного категориального уровня в современной психологии является, по нашему мнению, узким местом, а именно – недостаточной структурированностью теоретических представлений, преодоление которого имело бы положительные результаты для психологического исследования и понимания. Но данная статья сосредоточена на объяснении только одного вопроса – что такое категориальный подход, или, в более конкретном выражении, что такое категориально-системный подход.

Категориально-системный подход означает изменение системы психологического мышления.

Это изменение заключается в освоении комплекса категориально-системных понятий и принципов, составляющий категориальный методологический уровень, в освоении связи категориальных понятий и понятиями теоретического уровня, а также в освоении двухуровневого мышления, включающего категориальный и теоретический уровень. Соответственно к освоению этого мышления относится и умение применять данное мышление на практике, то есть уметь воспринимать реальные ситуации и проблемы в этом языке, интерпретировать и строить в нем психологические события, проблемы и способы психологической работы. Большой вклад в новизну всего подхода вносит еще авторская категориальная теория систем, которая представляет собой современную интерпретацию диалектической логики Гегеля. Категории этой системы образуют замкнутую, но развивающуюся систему; определения ряда категорий отличается по смыслу от существующих в современных системных представлениях; некоторые из этих отличий будут упомянуты в данной статье.

Категориально-системная методология имеет целый ряд принципиальных отличий от сложившихся к настоящему времени методологий психологических исследований, но этот чрезвычайно обширный вопрос никак невозможно поместить в данную статью, некоторые основные положения этого вопроса можно найти в данной статье мы остановимся только на вопросе о категориальности как таковой и о конкретной категориальной системе, взятой за основу системных исследований автора.

Что такое категориальность и в чем ее назначение в научном исследовании? Обращение к категориальности, как полагает автор, навеяно общесистемной интуицией о целостности системы; категориальность может быть местом детерминацииисохраненияцелостности системы. Возможно, что связь категориальности с целостностью является самой глубокой и перспективной стороной этого подхода. Каковы основные признаки категориальности? Категориальность – это обобщенность, многоаспектность, элементарность, абстрактность, фундаментальность, аналитичность; то есть каждая категория обладает всеми перечисленными свойствами. Для категориальной системы еще имеет место свойство целостности. Категориальность – отнюдь не новое понятие для исследующего мышления, однако, понятия имеют свойство развиваться по мере ходя исторического процесса познания и приобретать новые детерминации.

Всякая категория является понятием, но не всякое понятие является категорией; лишь некоторые понятия в процессе развития науки приобретают категориальный статус, становятся категориями. Когда некоторые понятия начинают выделяться в своем категориальном значении, становиться категориями; то в этом процессе сама наука начинает приобретать свой категориальный статус, приобретать категориальный уровень. Таким образом, конкретная наука может находиться в разных стадиях своего категориального развития и уровень этого категориального развития, уровень ее категориального статуса можно оценить.

Исследование категорий свойственно философскому мышлению; в русле этих исследований выработаны не только отдельные категории, но и известны категориальные системы (Спиноза, Кант, Гегель и др.). Масштаб психологических наук и их современное состояние, как считает автор данной статьи, выдвигает повышенные требования к состоянию их методологического уровня. Наиболее совершенным состоянием методологического уровня является такое его состояние, когда методологический уровень является уровнем категориальным. Но чем он должен быть заполнен? Можно, конечно, ставить задачу выработки категориальной системы собственными силами психологии, но можно и обратиться к опыту и результатам философских исследований и среди существующих философских категориальных систем выбрать наиболее подходящую для описания и исследования психики человека. Из существующих категориальных систем автор данной статьи выбрал гегелевскую диалектическую логику, переработав ее в соответствии с современными представлениями о системных категориях. Последующая психологическая интерпретация этих категорий показала их полную адекватность поставленной задаче.

Понятие категориальности, как это следует из логики вопроса, для объяснения его особенностей следует сопоставить с просто понятием. И категория и понятие – оба являются понятиями. Но категория имеет, по сравнению с понятием, следующие особенности: фундаментальность в данной сфере исследований, более высокий (или самый высокий) уровень обобщенности, большую абстрактность и отношение дедуктивности с рядом понятий нижнего относительно данной категории уровня. То есть между категорией и понятиями, для которых она является категорией, должна находиться операция категориальногообобщения. Абстрактность категории по сравнению с соответствующими понятиями означает, что содержание категориального понятия относится к содержанию понятия как более абстрактное, полученное путем применения операции абстрагирования или операции категориальногообобщения. В отношении категориального обобщения присутствует еще свойство многоаспектности: все категории многоаспектны, то есть в зависимости от условий применений, их не основной, но дополнительный смысл может принимать различные значения. Именно это обстоятельство позволяет одной категории быть абстрактным значением нескольких понятий при сохранении собственного смысла. Фундаментальность категории означает, что она сходит в состав описания фундаментальных, самых основных, самых необходимых процессов и соотношений. Отношение категориального обобщения может существовать между рядом понятий и одной категорией, смысл которой является общей абстракцией для всех этих понятий.

Число категорий должно быть и бывает меньше числа понятий, для которых они составляют категориальный уровень, иначе это – не категории. Замечательно, что отношение категориальности может выполняться не только на понятиях, но и на отдельных смысловых образованиях – законах и принципах.

Свойство категориальности должно выполняться и в применении: описание объекта, ситуации может быть выполнено как на теоретическом, так и на категориальном уровне, и между этими описаниями должно быть отношение категориального обобщения. Принципы категориального уровня относительно соответствующих смысловых единиц нижнего теоретического уровня должны находиться в отношении категориального общего.

Главная цель категориальных построений и исследований состоит в том, что по определению самые фундаментальные законы некоей сферы исследований находятся именно на категориальном уровне, а на теоретическом уровне они только лишь проявляются. Отсюда следует, что и исследовать эти закономерности можно именно на категориальном уровне, а на теоретическом уровне обнаружить их невозможно. Именно таково, по убеждению автора данной статьи, положение дел в психологии: законы психики – категориальные законы, и для их постижения нужно исследовать категориальный уровень, тем самым выстраивая его.

Конкретная категориальная система, о которой здесь идет речь – это система категорий Диалектической логики, переработанная автором статьи с ориентацией на современные системные представления и выстроенная как общая категориальная теория систем или современная диалектическая логика. Конкретность категориальной системы означает, что эта система имеет собственный состав категорий и собственный состав принципов. Уточним еще раз, что речь идет о современной интерпретации диалектических категорий, отличающейся от ее классического представления как по составу, так и по стилю, но не по смыслу и логике. Современное изложение, как надеется автор, более прозрачно и отвечает современному стилю мышления. За выбором диалектической системы категорий и в переработанной форме кроется еще предположение о том, что именно диалектическая логика является адекватной для описания и исследования психической системы. Автор при этом осознает, что подтверждение этого положения возможно лишь на пути его успешного теоретического и практического освоения.

Результаты данного исследования приведены в монографии автора: Казаневская В.В. Интегральная теоретическая психология личности. Томск: изд-во Том. Ун-та, 2000 г.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН