1990 год

История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии / Отв. ред. Е.А. Будилова, В.А. Кольцова. М., 1990. 294 с.

Книга представляет собой исследование исторических и методологических проблем становления и развития экспериментальных методов в отечественной психологии. На материале деятельности первых экспериментальных лабораторий, а также научного наследия известных отечественных психологов прослеживается специфика экспериментально-психологических исследований в нашей стране, история развития экспериментальной методологии в различных областях и школах психологической науки. На основе конкретных разработок анализируется современное состояние экспериментально-психологических исследований.

   

История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, Е.А. Будилова, В.А. Кольцова. М., 1990. 201 с.

В книге рассмотрены теоретические, методические и прикладные аспекты экспериментально-психологических исследований, описана история их становления и развития в отечественной психологической науке. Глубокое освещение получили материалы по развитию экспериментального направления, проанализирована деятельность первой экспериментально-психологической лаборатории, созданной В.М. Бехтеревым. Раскрыто плодотворное влияние экспериментального метода на формирование психологии как самостоятельной научной дисциплины.

   

Практическое мышление: функционирование и развитие / Отв. ред. Д.Н. Завалишина. М.: ИП АН, 1990. 138 с.

В сборнике представлены эмпирические, экспериментальные и теоретические исследования практического мышления. Особое внимание уделено генетическому плану анализа: исследуется становление и развитие интегративных психических структур в ходе профессионализации специалиста, регулирующих его трудовую деятельность. Обсуждены важные теоретические вопросы, касающиеся принципов изучения мышления, включенного в реальную деятельность, структуры и виды проблемности в этой деятельности. Описан ряд оригинальных методик изучения и формирования отдельных видов и сторон практического мышления.

   

Принципы и методы повышения эффективности тренажерной подготовки (психологические аспекты) / Ред. колл.: В.А. Бодров, Н.А. Графинина, Н.В. Крылова. М.: ИП АН, 1990. 251 с.

В сборнике представлены материалы теоретико-экспериментальных исследований в области психологического обоснования путей, принципов и методов совершенствования тренажерной подготовки операторов. Дается анализ состояния и перспектив психологических исследований и практических решений в интересах развития методов и средств для тренажерной подготовки. Рассматриваются психологические (инженерно-психологические) и психофизиологические проблемы использования новых средств и способов подготовки, оценки ее качества, моделирования учебных задач, проектирования рабочих места инструктора и оператора.

Сборник предназначен для специалистов по психологии труда, инженерной психологии, эргономистов, практических психологов и инженеров, связанных с проектированием и эксплуатацией тренажерных средств.

   

Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, К.А. АбульхановаСлавская. М., 1990. 213 с.

Книга представляет собой вторую часть коллективного труда психологов социалистических стран, посвященную проблемам личности.

Общепсихологические аспекты изучения личности представлены в статьях Л.И. Анцыферовой (динамичность связи личности и деятельности, К.А. Абульхановой-Славской (личностная регуляция времени), В. Лукашевски (личность как основание регуляции поведения).

Психофизиологические аспекты изучения личности и современные данные исследований раскрываются в статьях В.М. Русалова (природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности), М. Мортон (типологический подход к проблемам активации), а также в статье О. Микшика, где обсуждаются типы активности в критических ситуациях.

Личность в жизненном пути в контексте культуры и на разных стадиях развития представлена в статьях М. Тышковой, К.К. Байчинской, Т.Б. Карцевой, а также в статье Н.Н. Авдеевой, М.Г. Елагиной, С.Ю. Мещеряковой (развитие личности на ранних этапах детства). Соотношение когнитивного и морального развития личности рассмотрено в статье М.И. Воловиковой и Т.А. Ребеко.

Проблемы личности и творчества обсуждаются Л. Халасом (личность и креативность) и М. Кодымом (психология способностей и талантливая молодежь). Личность в группе и общности рассмотрена К. Яро и М. Драгановым, которые исследуют групповые и идентификационные механизмы. Г. Йолов приводит интересные данные исследований поведения личности в экстремальных ситуациях. Наконец, общим проблемам методов изучения личности посвящена статья Я. Котасковой, а специальным проблемам патологии личности — статьи Б.В. Зейгарник, Л. Гжесюк.

   

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М., 1990. 210 с.

В книге даны обобщающие характеристики психологии творчества: общая линия развития, преобразование форм, динамика изменения положения в системе наук, преобразования во внутренней структуре, оценка современного состояния и перспективы развития. Изложена системно-структурная теория психологического механизма творчества; рассмотрены проблемы организации творческого мышления и его рефлексивных механизмов; опыт системного анализа рефлексивно-инновационного процесса.

   

Современные модели психологии речи и психолингвистики / Ред. колл.: Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, В.А. Цепцов. М., 1990. 243 с.

В сборник вошли статьи, отражающие основные структуры и закономерности функционирования речевой системы человека. Теоретико-экспериментальные исследования и прикладные модели речевого процесса охватывают важнейшие проблемные области: текст — личность, развитие речи и коммуникативных навыков ребенка, речь в системе «человек—техника». Наряду с традиционными задачами психологии речи, существенное внимание уделено работам, в которых предлагаются новые направления исследований.

Книга ориентированна на специалистов в области психологии речи, психолингвистики, инженерной психологии, а также может оказаться полезной представителям смежных дисциплин: лингвистам, литературоведам, педагогам.

   

Управление движениями / Отв. ред.: А.А. Митькин, Г. Пик. М., 1990. 184 с.

В книге отражены две возможные тенденции в изучении моторики: в одном случае за исходный пункт принимаются интегративные категории типа «образ пространства», «моторная задача» и т.п., в другом случае — исследователи пытаются идти как бы «снизу», выделяя физические и физиологические элементы и блоки, из которых интегрируется целостное моторное поведение. Оба пути анализа дополняют друг друга, подтверждая, тем самым, необходимость разноуровневого и многоаспектного (т.е. системного) анализа рассматриваемой проблемы. При решении ряда задач данной проблемы авторы исходили из разных подходов, касающихся взаимодействия психологического, нейрофизиологического, биомеханического и математического уровней. Данный сборник подводит некоторые итоги научных контактов советских и американских специалистов, отражая разные аспекты проблемы организации движений.

В книге исследовались: теоретические подходы к проблеме управления движениями; представлен материал, посвященный экспериментальному поиску психофизиологических механизмов двигательной активности; рассмотрены проблемы зрительного контроля движений, действий и поведения. Дан анализ нейрофизиологических механизмов управления движениями.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН