1988 год

Активность и жизненная позиция личности / Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М.: ИП АН, 1988. 228 с.

Книга охватывает широкий круг вопросов психологии активности личности: от проблем типологии активности сознания, психологического времени человека — до результатов экспериментов по исследованию активности личности в построении самооценки, организации субъективного опыта и в решении моральных задач. В книге также содержится сравнительный анализ понимания сознания личности в истории психологии (в концепциях З. Фрейда и К. Юнга), в народных играх и в восточных практиках психотренинга. Авторами статей являются ученые, разделяющие взгляды на проблему активности сознания выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Книга посвящена 100-летию со дня рождения ученого.

   

Актуальные вопросы психологии личности / Отв. ред. И.И. Чеснокова. М.: ИП АН, 1988. 244 с.

Коллективный труд болгарских и советских психологов отражает результаты теоретического, экспериментального и прикладного исследования ряда проблем личности в НРБ и в СССР.

В первой части сборника рассматриваются теоретические проблемы психологии личности — зависимость от социокультурных традиций в общем историческом процессе развития, ее активность, порождающая такие социальные качества как ответственность и жизненную позицию, свойства мотивационно-побудительной сферы личности.

Вторая часть сборника посвящена вопросам нравственного развития личности. Нравственное развитие личности прослеживается в его истоках в условиях семейного воспитания, а также в связи с потребностями в самооценке личности, ее просоциальным поведением.

Третий раздел показывает возможности изучения личности в труде и обучении. Исследования выявляют возрастные особенности развития, реализации и самореализации личности в условиях трудовой деятельности и обучения. Две статьи посвящены тренингу (биографическому и социально-психологическому), показано, как овладение его приемами способствует психологической коррекции личности.

   

Бригадная форма организации труда в разных видах трудовых коллективов (социально-психологические особенности) / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ИП АН, 1988. 176 с.

В сборнике представлены результаты теоретических, конкретных эмпирических и прикладных социально-психологических исследований бригадной формы организации труда (БФОТ) в разных отраслях народного хозяйства и трудовых коллективов. В первом разделе сборника рассматриваются организационно-экономические типы производственных бригад и социально-психологические особенности внедрения БФОТ в таких отраслях как судоремонт, легкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля. Во втором разделе анализируются социально-психологические проблемы БФОТ в комсомольско-молодежных, многонациональных, вахтовых, учебно-трудовых коллективах, в бригадах-диадах, а также отношение рабочих к БФОТ.

В результате сравнительного анализа представленных результатов выделены социально-психологические феномены, наиболее типичные для различных коллективов, а также характерные для них трудности и недостатки внедрения БФОТ. В ряде статей исследуются социально-психологические проблемы, связанные со спецификой производства и организацией труда: особенностями технологии, пространственной и временной организацией трудового процесса, его экономическими и социальными аспектами и т.д.

Приводятся социально-психологические методики для изучения бригад, даются практические предложения по совершенствованию их деятельности.

  

Диагностика профессиональных и познавательных способностей /Ред. колл.: В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, В.Б. Степанов. М., 1988. 262 с.

Сборник посвящен актуальной проблеме диагностики психологических способностей, факторам, определяющим их развитие в ходе школьного обучения и профессиональной деятельности. С позиций системного подхода раскрывается содержание основных понятий теории способностей, намечаются методические подходы к их исследованию.

В книге излагаются результаты психодиагностических исследований и разработок, приводится описание новых тестовых методик, применимых в условиях реального обучения, профессиональной консультации.

  

Индивидуально-психологические различия и биоэлектрическая активность мозга человека / Отв. ред. В.М. Русалов. М., 1988. 177 с.

В книге подводятся итоги систематических исследований взаимосвязей разных уровней в структуре свойств целостной индивидуальности. Все работы выполнены с позиций специальной теории индивидуальности, рассматривающей законы порождения, становления и развития особого типа индивидуально-психологических особенностей, которые возникают и формируются при системообразующей роли генетически детерминированных биологических факторов.

В статьях сборника представлены разные области дифференциальной психофизиологии. Они показывают как кардинальную реконструкцию теоретических основ концептуального аппарата и методических приемов в этой области психологии, так и историческую инвариантность идей советской школы дифференциальной психофизиологии, базирующихся на работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Авторами сформулированы принципиально новые подходы к изучению интегральных характеристик биоэлектрической активности мозга человека в структуре индивидуально-психологических различий. Так, изучены формально-динамические характеристики пластичности; исследован общепопуляционный набор (алфавит) квазистационарных сегментов ЭЭГ; выявлены индивидуально-типологические факторы процессов антиципации, реализующей вероятностно-прогностическую деятельность; рассмотрены межсистемные мозговые отношения в период антиципации и сличение в соотнесении их с параметрами стратегии деятельности; определены показатели эмоциональности и их биоэлектрические корреляции.

  

Методологические и теоретические проблемы современной психологии / Отв. ред. М.В. Бодунов, В.Н. Носуленко и др. М.: ИП АН, 1988. 265 с.

Сборник посвящен рассмотрению методологических и теоретических проблем современной психологии. В нем представлен широкий круг вопросов, связанных с психологией личности, индивидуальности и мышления. В ряде работ отражены социальный и историко-психологический аспекты личности. Сборник составлен из статей, содержащих новые методологические и теоретические концепции, отражающие современный уровень психологических исследований и историко-психологический анализ вопросов по основным разделам психологии.

   

Наука — о человеке / Ред. колл.: Б.Ф. Ломов (отв. ред.), Е.В. Филиппова, И.О. Александров, В.Н. Дружинин, Н.В. Крылова. М., 1988. 270 с.

В сборнике обсуждаются проблемы комплексного изучения человека. Диапазон их чрезвычайно широк. Это и глобальные проблемы—эволюция и происхождение человека, взаимосвязь человека с природой и угроза разрыва этих связей, перспективы человека, — и конкретные исследования человека, проведенные в рамках отдельных дисциплин. Среди авторов книги —философы, психологи, биологи, медики, историки, экономисты, юристы, писатели.

Такое разнообразие тем и участников определяет и разнообразие жанров — от строго и сугубо научного до открыто публицистического. Высказываются смелые гипотезы о природе человека, о законах его развития. Книга отражает современное состояние комплексных исследований человека. Сборник предназначен для специалистов в области общественных и естественных наук.

  

Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Отв. ред. Е.Д. Хомская. М., 1988. 206 с.

В сборнике публикуются материалы, характеризующие вклад нейропсихологии в изучение полушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Книга состоит из трех разделов.

Первый раздел «Межполушарная асимметрия мозга как проблема нейропсихологии» включает статьи, освещающие различные аспекты нейропсихологического изучения данной проблемы. Это и теоретические представления о структурной и функциональной организации левого и правого полушарий мозга и их взаимодействии, и конкретные исследования, демонстрирующие различные направления нейропсихологических работ по данной проблеме.

Во втором разделе «Латеральные особенности нарушений высших психических процессов» представлены исследования нарушений различных психических функций: разных видов восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы.

В третьем разделе «Психофизиологическое изучение межполушарной асимметрии мозга» излагаются результаты изучения биоэлектрических показателей нарушения эмоциональных процессов, произвольных движений и действий, материалы о модальных характеристиках латеральной асимметрии по ВР и о межполушарных различиях нарушений чтения по глазодвигательным реакциям, а также материалы о церебральной гемодинамике левого и правого полушарий при интеллектуальной деятельности.

Почти все статьи сборника содержат результаты, полученные на больных с локальными поражениями головного мозга. В этом состоит принципиальное отличие этого издания от других, посвященных той же проблеме.

   

Познание и общение / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, А.В. Беляева, М. Коул. М., 1988. 208 с.

В книге представлены теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, которые охватывают области от психофизики до социальной психологии и проблем межэтнического общения. С позиций системного подхода и культурно-исторической теории рассмотрены различные аспекты взаимосвязи познания и общения; диалога в процессе мышления и в совместной познавательной деятельности, механизмы опосредствования и референции в коллективном взаимодействии, познавательное и коммуникативное развитие в условиях современных информационно-коммуникативных технологий.

  

Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажных средств / Отв. ред. В.А. Бодров. М.: ИП АН, 1988. 283 с.

Дается анализ применения психологических знаний при проектировании тренажных средств, рассматриваются вопросы организации подготовки операторов на этих средствах, изучаются проблемы психологического анализа профессиональной (учебной) деятельности операторов.

  

Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов / Отв. ред. К.В. Бардин. М.: ИП АН, 1988. 265 с.

В сборнике отражены развиваемые в Институте Психологии АН СССР подходы к системному анализу восприятия. Представлены результаты проведенных авторами исследований—преимущественно экспериментальных,— где с помощью сложных методических приемов выявляется тонкая внутренняя структура процессов ощущения и восприятия, а также теоретических, содержащих развернутый анализ современного состояния отечественных и зарубежных разработок в данной области. Полученные результаты исследований раскрывают вопрос, в чем проявляется системный характер психического на исходном сенсорно-перцептивном уровне отражения, базовом для всей познавательной сферы человека.

Статьи объединены в два раздела. В первом — проблема обсуждается применительно к генезису и функционированию зрительного восприятия. Обосновывается системность детерминант психического развития на материале раннего зрительного онтогенеза, иерархической мультисенсорной организации пространственной ориентации при ведущей роли визуальных механизмов.

Во втором разделе анализируются проблемы порогового восприятия. Представлена многомерная структурная организация слухового пространства и многомерная модель слухового отражения, системное единство операциональных и индивидуальных механизмов сенсорной деятельности.

  

Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / Отв. ред.: Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988. 166 с.

В сборнике представлены материалы, обсуждавшиеся на советско-венгерском симпозиуме в Москве, проходившем в октябре 1986 года.

В первом разделе рассматривается ряд актуальных в современных условиях методологических и теоретических проблем развития личности; изучение личности в условиях ускорения социально-экономического развития; социально-психологические проблемы смены поколений; проблемы активности личности.

Анализируется общественный идеал, как объект социально-психологического исследования, а также психологический аспект политического развития личности.

Во втором разделе представлены психологические проблемы психологии личности: самосознания, мотивации и нравственного развития личности; мотивационные особенности нравственной регуляции поведения; осознание личностью своих способностей при выборе профессии; нравственные аспекты развития и формирования потребностей личности; процесс формирования самосознания и «Я — образа» у подростков; прослеживаются периоды развития автономии в подростковом возрасте; представлена новая методика для оценки индивидуально-психологических характеристик темперамента.

В третьем разделе рассматриваются социально-психологические проблемы исследования личности: роль личности руководителя в управленческой деятельности; влияние личностных свойств на динамику социально-психологического климата в группе в экстремальных условиях; проблемы профессионального становления личности, влияние педагогической установки мастера на формирование профессиональной мотивации, сценарии межличностных ситуаций. В этом разделе представлены также исследования, посвященные изучению нравственных аспектов взаимоотношений в семье и в деятельности работников торговли.

  

Теоретические и прикладные исследования психологии речи / Ред.: Т.Н. Ушакова, Н.Д. Павлова, И.А. Зачесова. М.: ИП АН, 1988. 260 с.

В настоящий сборник по результатам анализа представлений о современном статусе и тенденциях развития психологии речи включены статьи, имеющие практическую направленность. Большое место отведено исследованию онтогенеза речи и рассмотрению современных задач педагогики. Обсуждаются возможности и предлагаются пути использования речи как диагностического показателя многих сторон психики человека: функционального состояния, уровня речевого развития, совершенствования речевых способностей.

Представленные в сборнике статьи сгруппированы в три основных раздела. В первом обсуждаются общие вопросы организации речи. Включенные во второй раздел исследования онтогенеза детской речи помогают решать вопросы воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В третьем разделе рассматривается особый аспект речевой проблематики — общение человека с техникой, автоматическое регулирование речевой функции, оптимизация операторской деятельности.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН