1987 год

Нейрофизиологические детерминанты процессов переработки информации человеком / Под ред. А.Н. Лебедева, А.В. Пасынковой. М.: Изд. ИП АН, 1987. 260 с.

В данном сборнике рассматриваются закономерности обработки информации человеком, открытые в результате системного анализа психических явлений и процессов.

Исследования показали, что выявленные закономерности обработки информации человеком существенно отличаются от известных в психологии законов и правил. Предложенные новые формулы обработки отличают большая точность прогноза опытных данных и более широкий диапазон условий, в которых действенны выражаемые ими закономерности. В этих формулах впервые учтены системные нейрофизиологические параметры. Частота доминирующего в покое альфа-ритма в фокусе его максимальной активности и максимальная длительность одиночных веретен альфа-ритма позволяют правильно оценивать объективные, физиологически заданные границы психофизиологических возможностей человека. В книге содержится информация, необходимая для последующей разработки допустимых норм психических нагрузок.

Материалы сборника имеют отношение к проблеме компьютеризированных методик для объективных оценок умственной работоспособности человека и безошибочности его действий. Эти методики могут найти применение также и при обучении различного рода специалистов в области спорта, космонавтики и т.д., там, где требуется оценка предельных психофизиологических возможностей человека.

В сборнике также раскрыты основные закономерности нейрофизиологических основ восприятия и памяти, отраженные в более ранних публикациях.

  

Психологическая наука и общественная практика: Тезисы докладов IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов / Под ред. М.В. Бодунова, В.Н. Носуленко, А.К. Боковикова, Т.В. Галкиной, Ю.Н. Олейника и др. М.: Институт психологии АН СССР, 1987. 282 с.

В сборнике приведены тезисы докладов участников IV Всесоюзной школы-семинара молодых психологов. Тезисы посвящены проблемам психологической службы в современном обществе, психологическим проблемам формирования деятельности профессионала, проблемам обучения и воспитания, психологическим проблемам личности и индивидуальности.

    

Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой и др. М., 1987. 219 с.

Книга содержит материалы докладов, представленных на двух симпозиумах советских и финских психологов в 1982 и 1984 годах по проблемам личности и образа жизни.

В первом разделе рассматриваются актуальные проблемы теории и методологии исследования личности: типология активности личности, соотношение значимого и незначимого в формировании личности, классификация форм активности в свете теории установки, моральное развитие личности и др.

Во втором разделе личность представлена в динамике ее взаимоотношений с обществом в системах деятельности и общения.

В третьем разделе рассмотрены прикладные проблемы и методы исследования личности: формирование личности в семье, реабилитация больных с психическими расстройствами, исследование психических заболеваний и др.

Четвертый раздел посвящен методологическим и теоретическим проблемам образа жизни: раскрывается соотношение социологического и социально-психологического подходов к изучению личности; рассматривается категория «социальное благополучие» как интегративный показатель качества жизни; анализируется проблема классификации ситуаций образа жизни.

В пятом разделе представлены проблемы, связанные с изучением ценностных и профессиональных ориентаций личности.

В шестом разделе исследуется динамика жизненного пути личности.

Седьмой раздел знакомит и лонгитюдными исследованиями жизненного пути личности.

В восьмом разделе рассмотрен образ жизни больших групп: городского и сельского населения, этнических и возрастных групп.

Девятый раздел посвящен проблемам семьи и образа жизни.

   

Социально-психологические проблемы бригадной организации труда / Отв. ред.: Е.В. Шорохова, А.Л. Журавлев. М., 1987. 214 с.

Первый раздел сборника посвящен теоретическим проблемам социально-психологического исследования бригад. В него включены работы по историибригадного движения, по анализу факторов эффективности деятельности бригад, влиянию технико-технологических факторов на их деятельность, а также обсуждаются вопросы конфликтов в условиях совместного выполнения производственных заданий.

Во втором разделе сборника рассматриваются социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия работников в бригаде. Здесь представлены результаты исследований социально-психологического климата в коллективе и межличностного взаимодействия, раскрыты психологические проблемы коллективного распределения заработка, влияния групповых установок на социально-психологические характеристики совместной деятельности; обсуждаются проблемы дисциплины труда, вопросы внутрибригадного соревнования.

В третьем — публикуются работы, посвященные проблемам управления и самоуправления в бригадах. Рассматривается специфика управления бригадами с различной структурой организации совместной деятельности, предлагаются социально-психологические методы воздействия на членов бригады при необоснованном отказе выполнять работу. Осуждаются проблемы группового планирования совместной деятельности на основе сетевых моделей.

Проводится анализ деятельности совета бригады, анализируется роль мастера, деятельность практического психолога в условиях работы с бригадами.

   

Социально-психологические факторы эффективности деятельности бригад / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ИП АН, 1987. 172 с.

Сборник посвящен анализу социально-психологических исследований бригадной формы организации труда, которая в настоящее время, в связи с внедрением хозрасчета, приобретает особое значение.

В первом разделе сборника рассматриваются возможные пути увеличения производительности труда в бригадах, вопросы повышения удовлетворенности трудом. В этот раздел включены материалы исследований группового планирования совместной деятельности; социально-психологических факторов деятельности совета бригады; проблемы ориентации индивидуального соревнования; коллективной установки.

Во втором разделе дан анализ методов работы психолога в условиях бригадной формы организации труда; рассмотрены методы согласования управленческого взаимодействия в условиях бригадной формы; анализируется возможность рассматривать групповой уровень притязаний как средство повышения эффективности совместной деятельности; обсуждаются психологические проблемы пропаганды бригадной формы труда; психологические трудности ее внедрения, а также вопросы обучения бригадиров социально-психологическим основам управления.

   

Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности / Отв. ред.: Л.Г. Дикая, А.Н. Занковский. М.: ИП АН, 1987. 290 с.

Сборник посвящен проблемам моделирования и изучения функциональных состояний (ФС) и деятельности человека-оператора в экстремальных условиях. Показано, что экспериментальная модель РНД является методом моделирования и системного анализа деятельности человека в экстремальных условиях и позволяет всесторонне исследовать психологические и психофизиологические механизмы регуляции деятельности и состояния, выявить динамику изменений эффективности деятельности оператора. Дается анализ и обобщение результатов, полученных в лабораторных и натурных исследованиях, намечены дальнейшие перспективы изучения проблемы.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН