2011 год

Барабанщиков В.А. (отв. ред.)
Современная экспериментальная психология: В 2-x т., том 1
ISBN: 978-5-9270-0225-2
555 стр., 70х100/16|пер

Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ теоретических и методологических (в широком значении) проблем экспериментальной психологии; обсуждаются конкретные исследования в области психофизиологии, поведения и научения. Во втором томе представлены исследования познавательной сферы, функциональных состояний человека, его деятельности и общения, структуры личности и ее взаимоотношений с миром. Монография ориентирована на психологов, педагогов, психофизиологов, специалистов в области инженерной психологии, психологии труда, математической психологии, социальной психологии, а также может быть интересна тем, кому не безразличны проблемы современной российской науки.





Барабанщиков В.А. (отв. ред.)
Современная экспериментальная психология: В 2-x т., том 2
ISBN: 978-5-9270-0227-6
493 стр., 70х100/16|пер

Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена состоянию и тенденциям развития экспериментального метода в российской психологии. Рассматриваются вопросы истории, теории и методологии психологического эксперимента. Обсуждаются инструментарий, процедуры измерения и способы интерпретации полученных данных. Большое внимание уделено конкретным экспериментальным исследованиям различных аспектов психики и поведения человека. Книга состоит из двух томов. В первом томе проводится анализ теоретических и методологических (в широком значении) проблем экспериментальной психологии; обсуждаются конкретные исследования в области психофизиологии, поведения и научения. Во втором томе представлены исследования познавательной сферы, функциональных состояний человека, его деятельности и общения, структуры личности и ее взаимоотношений с миром. Монография ориентирована на психологов, педагогов, психофизиологов, специалистов в области инженерной психологии, психологии труда, математической психологии, социальной психологии, а также может быть интересна тем, кому не безразличны проблемы современной российской науки.




Под ред. В. А. Барабанщикова, В. Н. Носуленко, Е. С. Самойленко
Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту
ISBN: 978-5-9270-0219-1
527 стр., 60x90/16|пер

Коллективный труд посвящен современным разработкам проблемы взаимосвязи познания и общения. Наряду с обсуждением теоретико-методологических и практических тем в ее содержании сделан акцент на экспериментальной составляющей исследований: на вопросах аппаратного и информационного обеспечения экспериментов, их математического сопровождения, взаимосвязи теории, эксперимента и практики, соотношения экспериментальных и неэкспериментальных процедур. Получила дальнейшее развитие и эмпирическую проработку проблематика совместной деятельности. Книга содержит описания оригинальных представлений, методических решений, новых фактов и зависимостей и предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, а также работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, психотерапии. 







 
Баканов А. С., Обознов А
Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия
ISBN: 978-5-9270-0191-0
176 стр., 60x90/16|обл

В книге изложены основные понятия и определения эргономики, рассмотрены методы применения эргономических знаний при проектировании и создании пользовательского интерфейса. Книга рассчитана на специалистов в области проектирования человеко-компьютерного взаимодействия.



Содержание
Предисловие . . . . . . 5
Введение . . . . . . . 9
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК–КОМПЬЮТЕР» . . .. . . . . 11
1.1 Понятие человеческого фактора . . . . . . . . 11
1.2 Эргономические требования
к системе «человек–компьютер» . . . . . . . 14
1.3 Учет человеческого фактора при проектировании
пользовательского интерфейса . . . . .. . . 17
1.4 Эргономичный и «дружественный» интерфейс:
взаимодополняющие понятия . . . .. . . . 21
1.5 Методы эргономического оценивания
системы «человек–компьютер» . . . . . . . . 22
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
ПО ПРИЕМУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . 28
2.1 Сенсорно-перцептивные характеристики . . . . . 28
2.2 Мнемические характеристики . . . . . . . .. . . . . 40
2.3 Аттенционные характеристики . . . . . . . . . . . 44
ГЛАВА 3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОМУ
ИНТЕРФЕЙСУ . . . . . . . . . 51
3.1 Инженерно-психологические требования
к пользовательскому интерфейсу. . . . . . . 51
3.2 Композиционные средства проектирования
пользовательского интерфейса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.3 Стандарты и нормативные документы
по проектированию пользовательского интерфейса . . . . . . . . 64
ГЛАВА 4. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «ЭРГОМАСТЕР» . . . . . . . . 68
4.1 Описание программного комплекса «ЭргоМастер» . . . . . . . . . . 68
4.2 Проектирование пользовательского интерфейса
системы документационного обеспечения управления . . . . . . 79
4.3 Тестирование пользовательского интерфейса
с использованием программного комплекса «ЭргоМастер» . . . 86
ГЛАВА 5. МОДЕЛИРОВАНИЕ
«ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ . . . . 110
5.1 Проектирование пользовательского интерфейса
с использованием методов моделирования . . . . . . . 110
5.2 Разработка моделей «человеко-компьютерного»
взаимодействия на примере системы
планирования кабинных экипажей . . . . . . . 129
5.3 Модель действий . . . . . . . 132
5.4 Структурная модель . . . . . . . . . 137
5.5 Последовательно-динамическая модель . . . . . . 139
Литература . . . . . . . . . . . . . . 147
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . 153
Приложение 1. Структурная схема
эргономических свойств и показателей техники
(Зинченко В. П., Мунипов В. М., 1979) . . . . .. . . 155
Приложение 2. Сводная таблица эргономических требований
и рекомендаций к компоновке рабочего места
при работе на компьютере (по: Магазанник, Львов, 2005) . . . 156
Приложение 3. Перечень международных стандартов ISO
по эргономике . . . . . . . .. . . . . . 157
Приложение 4. Показатели эргономичности интерфейса . . . . . . . 160
Приложение 5. Анкета для оценки эргономичности
интерфейса пользователя . . . . . . . . . . 162
Приложение 6. Руководство пользователя
программного комплекса «ЭргоМастер» . . . . . . . . . . . 166
Свидетельство о регистрации программного комплекса
«ЭргоМастер» . . . . . . 175 


Воловикова М.И. (отв. ред.)
Проблемы нравственной и этической психологии в современной России
ISBN: 978-5-9270-0214-6
320 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

В коллективной монографии предпринята попытка концентрированного изложения проблем нравственной психологии – новой отрасли науки, которая особенно актуальна в период поиска нравственного идеала и перспектив развития современного российского общества. Эту книгу характеризует широкий охват затронутых проблем, глубина анализа, оригинальность подхода, многоаспектность освещения материала.

Содержание
Предисловие . . . . . . . 5
Раздел 1. Теоретические исследования
в российской психологии нравственных, этических
и духовно-нравственных проблем
М. И. Воловикова
Нравственная психология: задачи, методы
и современное состояние . . . . 21
Л. М. Попов
Нравственно-этическая психология:
предмет и методы исследования . . . . 40
А. Б. Купрейченко
Предмет и перспективы психологических
исследований нравственности . . . . 56
И. А. Джидарьян
Оптимистические основания триединства
веры, надежды и любви . . . . 75
С. А. Барсукова
Антропоцентрический подход к пониманию совести
в психологии . . . . . 105
М. Ю. Колпакова
Духовно-ориентированный подход в психологии
и проблемы нравственности . . . . 118
Раздел 2. Исторические предпосылки
нравственной психологии
А. А. Гостев
О нравственно-психологических проблемах теоретического
изучения и практической работы с образной
сферой человека: взгляд со святоотеческих позиций . . . 139
О. Е. Серова
Нравственные начала психологической реальности
в учении И. В. Киреевского . . . 162
Н. В. Борисова, А. А. Гостев
Духовно-нравственное становление личности
в философско-психологическом наследии
Ивана Александровича Ильина . . . . . . 181
Раздел 3. Исследования нравственного состояния
современного российского общества
Е. Ю. Стрижов
Социально-психологическая модель
нравственно-правовой надежности личности . . . . . 205
Е. П. Ермолаева
Социально-нравственные аспекты
реализации профессионала в науке . . . . . 226
Н. Я. Большунова
Социокультурное становление
как основа духовно-нравственного развития
дошкольников в формах детской субкультуры . . . 243
А. С. Чернышев
Социально-психологические условия формирования
духовно-нравственной основы мироощущения
и социального самоопределения современной
учащейся молодежи . . . . . 258
А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко
Стадии нравственного самоопределения молодежи . . . 274
М. И. Воловикова, Л. Л. Дикевич
Динамика представлений русских о нравственном идеале . . . 298
Сведения об авторах . . . 319 

Волкова Е. В.
Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход.
ISBN: 978-5-9270-0210-8
320 стр., 60x90/16|пер

Монография посвящена разработке методологии дифференционно-интеграционного подхода к исследованию природы специальных способностей. Психическим носителем общих и специальных способностей являются ментальные структуры, закономерности организации и формирования которых подчиняются дифференционно-интеграционному принципу развития. Теоретико-экспериментальная верификация данного подхода реализуется на примере многоуровневого обоснования (макро-, мезо- и микрогенез) онтологического статуса специальных химических способностей. Закономерности организации и формирования специальных химических способностей рассматриваются с позиций теории, эксперимента и практики. В работе представлен оригинальный инструментарий для выявления и исследования специальных способностей и диагностики показателей зрелости ментальных структур, лежащих в их основе.


Содержание
Н. И. Чуприкова. Предисловие 7
Введение 10
Глава 1. Теоретико-методологические основы
дифференционно-интеграционной концепции
специальных способностей 14
1.1 Содержание категории «способности» в психологии 14
1.2 Дифференционно-интеграционный принцип развития 24
1.3 Структуры ментального опыта субъекта 49
1.4 Выводы 70
Глава 2. Методология системного исследования
специальных способностей 72
2.1 Концептуальная схема системной методологии
реконструкции структур ментального опыта субъекта 72
2.2 Характеристика экспериментальной выборки 78
2.3 Комплекс диагностических методик 80
2.4 Методики оценки зрелости концептуальных структур
химии и показателей специальных способностей 81
2.5 Выводы 109
Глава 3. Химические способности
как психическая реальность и их развитие 111
3.1 Химия как объект деятельности 111
3.2 Химик как субъект деятельности 119
3.3 Соотношение общих и специальных способностей 203
3.4 Связи показателей зрелости концептуальных структур
химии и показателей химических способностей 226
3.5 Выводы 229
Глава 4. Культурогенез специальных способностей 232
4.1 Историко-культурные истоки
специальных способностей 232
4.2 Закономерности становления понятийной структуры
химии в историко-культурном развитии науки 241
4.3 Выводы 256
Глава 5. Динамика становления ментальных структур
и химических способностей в разные периоды
подросткового возраста 260
5.1 Постановка проблемы и организация
экспериментального исследования 260
5.2 Психологический смысл и содержание программы
формирующего эксперимента 262
5.3 Результаты экспериментального исследования 268
5.4 Выводы 292
Заключение 295
Литература 298 

Ермолаева Е. П.
Оценка реализации профессионала в системе «человек–профессия–общество»
ISBN: 978-5-9270-0211-5
176 стр., 60х90/16|обл

На основе проективно-реконструктивной исследовательской модели предлагаются методы позиционирования профессионалов на шкале «идентичность/маргинализм». Изложены основные методологические принципы изучения индивидуально-профессиональных, инструментально-профессиональных, корпоративных и социально-нравственных аспектов реализации профессионалов, представлены авторские методики для их оценки у представителей социально значимых профессий: чиновников, предпринимателей, менеджеров, операторов. Освещены методы определения психологических барьеров переидентификации в условиях реформ и глобализации, названы способы их преодоления, даны методики прогнозирования развития профессионального маргинализма у разных групп и идентификационных типов профессионалов. 

Пособие предназначено для психологов-исследователей и практиков, занимающихся проблемами профпригодности, карьерного роста и психокоррекции профессионалов.


Содержание
Введение . . . . . . 5
Глава 1. Проективно-реконструктивные принципы
и модели исследования профессионалов
в реальных условиях . . . . . 9
Глава 2. Методы оценки
социально-профессиональной пригодности
по шкале «идентичность/маргинализм» . . . . 26
Глава 3. Превентивные методы оценки
профессионального маргинализма
в социально значимых сферах . . . . 55
Глава 4. Идентификационные методы
прогнозирования карьерного роста . . . . 72
Глава 5. Методы определения гендерно-возрастной
динамики профессиональной идентичности . . . . 93
Глава 6. Методы оценки социальной адекватности
профессионалов в средах оперативного типа . . . . 107
Глава 7. Методы диагностики и преодоления
психологических барьеров при смене профессии . . . 125
Глава 8. Методы оценки социальной адаптации
профессионала в условиях реформ и глобализации . . . 146
Заключение . . . . 169
Литература . . . . 170 

Гуцыкова С. В.
Метод экспертных оценок: теория и практика
ISBN: 978-5-9270-0209-2
144 стр., 6x90/16|обл

В книге рассмотрены некоторые аспекты практического использования метода экспертных оценок при отборе и аттестации персонала. Особое внимание уделено описанию метрологических и процедурных параметров оценочной процедуры, а также анализу влияния индивидуально-психологических характеристик эксперта на качество решения оценочных задач. Книга адресована специалистам по управлению персоналом, исследователям в области организационной психологии и эргономики, а также слушателям факультетов инженерной психологии и переподготовки специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.



Содержание
Предисловие . . . . . 5
Глава 1. Метод экспертных оценок
в диагностике персонала . . . . . 7
Методы оценки персонала, источники
оценочной информации и метод экспертных оценок . . . . . . . 7
Метод экспертных оценок и конструкт работы . . . . . 27
Измерительные техники оценки работы . . . . . 32
Точность экспертных оценок и возможные искажения . . . . 40
Влияние властных позиций экспертов на оценки
и различные типы оценивающих . . . . . 46
Самооценки и экспертные оценки . . . . . 50
Планирование экспертизы
профессиональной пригодности . . . . . . 59
Глава 2. Характеристики и предикторы
экспертного оценивания . . 77
Личностные особенности эксперта
и экспертное исполнение . . . . . 77
Одаренность эксперта, возраст,
профессиональная подготовка . . . . . 81
Особенности познавательных процессов экспертов . . . . 83
Суждения и принятие решений . . . . . . . 84
Маркеры принятия решений . . . . . . . 86
Когнитивные и эмоциональные оценки . . . . . 88
Подходы к анализу сущности экспертизы
и типология экспертного знания . . . . . . 94
Литература . . . .101
Приложения . . . . 117 

Рябов В. Б.
Гуманитарная технология организационного проектирования и развития
ISBN: 978-5-9270-0207-8
224 стр., 6x90/16|обл

Книга представляет одну из первых попыток создания технологии комплексного анализа разнородных факторов при принятии управленческих решений в организациях с учетом ближайших и отдаленных реакций участвующих в их деятельности людей. Для этой цели автор использует оригинальную нормативную модель качества трудовой жизни. Созданные на ее основе процедуры организационного проектирования и развития позволяют, в частности, решать задачу согласования интересов организации и персонала. Книга адресована руководителям организаций, работникам служб персонала, специалистам по управлению качеством деятельности предприятий, консультантам по организационному управлению, а также исследователям в области организационной психологии, эргономики и субъективного качества жизни. 








Морозов В.П.
Невербальная коммуникация: Экспериментальнопсихологические исследования
ISBN: 978-5-9270-0187-3
528 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Достижения в психологии

Монография обобщает многолетний опыт автора в форме избранных трудов (статьи, монографии, патенты и др.) по экспериментально-психологическому исследованию невербальной коммуникации (НК) в системе речевого общения и вокального искусства. В соответствии со сложной психофизиологической и акустической природой предмета исследования - речи и голоса человека - в работе реализован междисциплинарный, комплексный и системный подход с применением акустических, физиологических, психологических методов и специально разработанных автором компьютерных технологий. 

Представлена наиболее полная классификация различных видов НК и даются их психологические характеристики. Описываются особенности НК по сравнению с вербальной речью. Обосновывается предложенная автором теоретическая модель двухканальной (вербально-невербальной) структуры речевого общения. Работа вносит ряд новых понятий в теорию речевого общения и вокального искусства - "эмоциональный слух", "вокальный слух", "психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи (голоса)", "психологический детектор лжи" и др.

На основе исследований невербальных особенностей голоса вокалистов разных профессиональных уровней и квалификации, включая выдающихся мастеров вокального искусства, разработаны основы резонансной теории искусства пения, компьютерные методы диагностики и развития вокальной одаренности.

Разработанные новые методы и результаты исследований ориентированы на широкое научно-практическое применение при психологическом тестировании, профессиональном отборе, в педагогике, лингвистике, сценической речи, ораторском, дикторском, вокальном и других видах искусства, в имиджелогии, медицинской психологии, фониатрии, криминалистике и в других дисциплинах. 

Ушакова Т.Н.
Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики.
ISBN: 978-5-9270-0206-1
524 стр., 60х90/16|пер
Серия: | Достижения в психологии

В книге представлена концепция природы вербальной функции в жизни отдельного человека и человеческого сообщества. Корень этой функции автор видит в способности выражения мысли и различных психических состояний человека (субъективной составляющей) с помощью объективных внешних средств: разного рода движений (артикуляций, жестов, мимики, пантомимики, специализированных движений конечностей при письме и др.), что предполагает включение в этот процесс символизации. Пять стержневых тем, входящих в область психологии речи и психолингвистики, составляют содержание книги: Предмет-Метод-Механизмы-Семантика-Развитие. Обозначен системный характер рассматриваемой области, объединяющей психологический, лингвистический, психофизиологический, когнитивистский и др. аспекты. Характеризуются принципы исследований по изучению механизмов языка и речи. Большое значение придано теме вербальной семантики. Ряд вопросов прояснен с помощью анализа онтогенеза речи и языка. 





Нестик Т.А.
Отношение к времени в малых группах и организациях
ISBN: 978-5-9270-0205-4
296 стр., 60х90/16|пер

Книга посвящена новому направлению в современной психологии - социальной психологии времени. Впервые рассмотрены основные социально-психологические подходы к изучению феномена времени, а также осуществлен теоретико-методологический анализ отношения группы к времени. Особое внимание уделено роли индивидуального отношения к времени в процессах социальной интеграции, темпоральным аспектам лидерства, структуре и факторам группового отношения к времени, отношению к времени как характеристике организационной и деловой культур. 

Книга адресована в первую очередь специалистам в области социальной психологии, психологии личности, социологии и культурной антропологии, она будет полезна преподавателям и студентам психологических и социологических факультетов вузов. 







В. А. Бодров, А. Л. Журавлев (редакторы)
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2
ISBN: 978-5-9270-0182-8
624 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

В книге представлены материалы докладов и сообщений сотрудников ИП РАН и других научных, учебных, производственных, конструкторских учреждений РФ - участников научно-практического семинара. В книгу включены результаты исследований и разработок, которые были изложены на четырех заседаниях семинара в 2009 г. и которые отражают взгляды ведущих ученых на современное состояние отечественной инженерной психологии, проблемы изучения и развития профессиональных способностей, духовно-нравственные основы профессиональной деятельности, психологические проблемы развития профессионала, социальные аспекты психологии труда. 

Материалы сборника научных трудов предназначены для специалистов в области психологии труда, инженерной и социальной психологии, эргономики, организации труда и проектирования деятельности, а также для студентов и аспирантов-психологов






Галкина Т.В.
Самооценка как процесс решения задач: системный подход
ISBN: 978-5-9270-0208-5
399 стр., 60х90/16|пер

Монография посвящена актуальной проблеме развития самосознания и становления самооценки в детском и подростковом возрасте. Акцент делается на роли родителей, педагогов, сверстников в этом процессе. Обобщив 25-летний опыт своей научной, педагогической и практической психологической работы и опираясь на основные принципы системного подхода, автор предлагает новый подход к изучению самооценки как решения особого класса задач, вскрывает их психологический механизм, а также излагает результаты проведенных им исследований по изучению факторов, влияющих на развитие самосознания и самооценки детей и подростков. Монография адресуется прежде всего специалистам в области психологии личности, психологам и преподавателям, работающим в сфере дошкольного, начального и среднего образования. Книга может представлять интерес также для социальных работников, родителей и всех, кому небезразлична проблема воспитания активной, социально-адаптированной и творческой личности. Монография посвящена актуальной проблеме развития самосознания и становления самооценки в детском и подростковом возрасте. Акцент делается на роли родителей, педагогов, сверстников в этом процессе. Обобщив 25-летний опыт своей научной, педагогической и практической психологической работы и опираясь на основные принципы системного подхода, автор предлагает новый подход к изучению самооценки как решения особого класса задач, вскрывает их психологический механизм, а также излагает результаты проведенных им исследований по изучению факторов, влияющих на развитие самосознания и самооценки детей и подростков. 

Монография адресуется прежде всего специалистам в области психологии личности, психологам и преподавателям, работающим в сфере дошкольного, начального и среднего образования. Книга может представлять интерес также для социальных работников, родителей и всех, кому небезразлична проблема воспитания активной, социально-адаптированной и творческой личности. 

Д. В. Ушаков (Научый редактор)
Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. Методические рекомендации
ISBN: 978-5-9270-0204-7
116 стр., 84x108/32|обл

Современная высокотехнологичная экономика требует внедрения кардинально новых принципов и методов воспитания молодых людей, способных эффективно действовать и вносить свои вклад в обеспечение конкурентоспособности страны. Ключевым моментом в выработке этих принципов и методов является компетентностный подход, в особенности – признание важности метапредметных и социально-личностных результатов образования. В современных условиях специалист должен быть компетентен не только в своем узком или широком предмете, но и в социальных отношениях, составляющих тот контекст, в рамках которого только и возможно выполнение предметных проектов. В настоящих методических рекомендациях, созданных при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры России на 2009–2013 годы», излагаются технологии развития и диагностики социально-личностных компетентностей. В методических рекомендациях отражен опыт деятельности экспериментальной площадки в Северном административном округе Москвы.

Содержание
Развитие социально-личностных
компетентностей в образовании
(Д. В. Ушаков) 5
Диагностика социально-личностной
компетентности (С. С. Белова,
Е. А. Валуева, Д. В. Ушаков) 20
Технологии формирования социально-
личностной компетентности в рамках
гуманитарных дисциплин в старшей
школе (Е. Ю. Коробкина,
Е. М. Лаптева) 43
Рекомендации по построению
логических схем исторических
ситуационных задач с опорой
на эмоции (И. М. Ушакова) 57
Влияние эмоционального интеллекта
на восприятие старшеклассниками
романа И. А. Гончарова «Обломов»
(И. В. Кровицкая, Д. А. Савостина) 67
Чтение и социально-эмоциональное
развитие личности (А. М. Никитина) 86
Технологии развития социального
и эмоционального интеллекта учащихся
как инструмент обновления
содержания гимназического
образования (Д. Ю. Браславский) 93
Работа психолога по усилению
мотивации учащихся и учителей
к участию в экспериментальной
площадке (Н. В. Исакова) 101
Роль изучения социально-эмоционального
интеллекта старшеклассников
в практике психологического
сопровождения гимназии
(С. В. Ерохина) 107
Авторский указатель 114 

Журавлев А. Л., Нестик Т.А.
Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований.
ISBN: 978-5-9270-0194-1
248 стр., 60x90|пер

В книге выделяются новые научные подходы и направления исследований в современной психологии управления совместной деятельностью. Специально рассматриваются ее особенности, проявляющиеся в различных условиях дефицита времени и неопределенности. Основное внимание уделяется социальнопсихологическому анализу тех феноменов совместной деятельности, которые приобретают особую значимость в экономике знаний: совместному творчеству и обмену знаниями в организациях, социальных сетях и социальному капиталу, групповой рефлексивности и корпоративной памяти и др. 

Книга адресована в первую очередь специалистам в области социальной психологии, организационной психологии и психологии управления, теории социальных организаций и организационного поведения. Она будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам психологических и социологических факультетов вузов. 







А. Л. Журавлев, Л. Г. Дикая (Ответственные редакторы)
Социальная психология труда: Теория и практика. Том 2
ISBN: 978-5-9270-0202-3
442 стр., 60x90|пер
Серия: | Труды ИП РАН

В книге обосновываются вопросы становления новой отрасли психологической науки – социальной психологии труда, определяются ее признаки, критерии, специфика. Рассматриваются истоки социальной психологии труда в историческом, методологическом и методическом аспектах. Обсуждаются методологические проблемы и возможности интеграции психологии труда и социальной психологии в новую отрасль психологического знания. Показано, что актуальность развития социальной психологии труда определяется потребностями практической психологии. Определены тенденции развития отечественной социальной психологии труда. Анализируются проблемы реализации профессионала в разных видах трудовой деятельности и трудовых отношений. Обсуждаются проблемы повышения качества жизни профессионала и трудовой занятости в современной России. 

Книга предназначена для всех, кто интересуется методологическими и практическими проблемами социальной психологии труда и перспективами ее развития. 




А. Л. Журавлев, А. В. Юревич (Ответственные редакторы)
Психология нравственности
ISBN: 978-5-9270-0203-0
508 стр., 60x90|пер
Серия: | Психология социальных явлений
В книге, представляющей собой сборник статей, предпринимается попытка заложить основы новой области психологического знания – психологии нравственности. Рассматриваются общие психологические механизмы поддержания нравственности в обществе, нравственное состояние современной России, психологические аспекты конкретных морально-нравственных проблем. Отражены как психологические теории, имеющие отношение к морально-нравственной проблематике, так и результаты выполненных авторами эмпирических исследований.

Содержание
Проблема нравственности в психологической науке 5
Раздел I. Психологические механизмы
поддержания нравственности
И. А. Мироненко. Проблема нравственности
в современной российской психологии 15
М. И. Воловикова. Духовно-нравственная регуляция
социального поведения личности 29
О. А. Гулевич. Основные стадии моральной социализации 52
И. А. Николаева. Универсальные критерии ценностного
и нравственного оценивания и сопутствующие
психологические феномены 67
Л. М. Попов, А. О. Максумова. Типология людей
в этической психологии личности 95
Т. Б. Рязанова. Проблемы нравственности и этничности
(на материале этнопсихологических исследований молодежи) 116
А. Н. Поддьяков. Ложь злоумышленнику о местонахождении
жертвы и полемика о нравственном принципе справедливости 141
Раздел II. Нравственное состояние современного
российского общества: психологические аспекты
А. В. Юревич, Д. В. Ушаков. Нравственное состояние
современного российского общества 177
А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. Нравственная элита
в современном российском обществе:
социально-психологический аспект 209
А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева. Психологические типы
нравственного самоопределения российской молодежи 237
С. К. Бондырева, Г. В. Безюлева, Д. В. Сочивко. Российская молодежь
в рискогенном пространстве современной действительности 261
А. В. Юревич. Феномен свободы в современной России 301
В. А. Соснин. Содержание, основные функции и особенности
воспитания патриотизма в современных российских условиях 318
Ю. И. Александров, В. В. Знаков, К. А. Арутюнова. Мораль
и нравственность. Обоснование эмпирического исследования
разных групп современного российского общества 338
Раздел III. Психологические аспекты
морально-нравственных проблем
Л. Г. Дикая, Е. П. Ермолаева. Нравственные проблемы
профессиональной деятельности 361
А. Б. Купрейченко. Психологические аспекты нравственной
регуляции экономического поведения 381
А. В. Сухарев. Этнофункциональный подход к профилактике
социально-нравственных отклонений 401
А. П. Назаретян. Физическое и виртуальное насилие:
перспектива взаимовлияния реальностей 418
О. И. Маховская, Ф. О. Марченко. Формирование у дошкольников
солидарных установок средствами телевидения 439
В. В. Знаков. Понимание моральной допустимости абортов 460
А. П. Назаретян, Н. Ю. Кувшинова. Насилие и ненасилие
в исторической ретроспективе 481
Сведения об авторах 505 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН