2008 год

Купрейченко А.Б.
Психология доверия и недоверия
ISBN: 978-5-9270-0126-2
571 стр., 60х90/16|пер

Книга является первым отечественным исследованием соотношения психоло¬гических феноменов доверия и недоверия — особенностей их формирования, детерминации, структуры и социально-психологических функций. Впервые доверие и недоверие рассматриваются как свойства самоопределяющегося субъекта в контексте более общей проблемы нравственно-психологической регуляции социальной активности личности и группы. В ходе исследования определено место доверия и недоверия в системе феноменов и понятий, в час¬тности, описана роль доверия в формировании психологической дистанции.
Предметом эмпирических исследований являлись личностные и группо¬вые факторы доверия другим людям. Изучались также детерминанты и осно¬вания доверия и недоверия потребителей рекламе и рекламным персонажам. В специальной главе представлены результаты исследований организацион¬ного доверия, посвященных особенностям доверия личности разным группам работников и организации в целом, а также взаимосвязям доверия и недоверия с другими организационно-психологическими феноменами - корпоративной культурой, психологической атмосферой и социально-психологическим климатом. Монография представляет интерес для специалистов в области социальной, экономической, организационной, педагогической психологии, психологии личности, труда и управления, а также для широкого круга ис¬следователей социогумаиитарных отраслей знания, в частности, философов, социологов, экономистов, культурологов, политологов.


СОДЕРЖАНИЕ
А.Л.Журавлев. Психология доверия и недоверия: теория,
эмпирика и практика 9
Введение 23
РАЗДЕЛ I
ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
Глава 1
Концептуальные основы исследования феноменов
доверия и недоверия 31
Введение 31
1.1. Основные направления исследований доверия и недоверия 32
1.2. Соотношение доверия и близких феноменов 45
1.3. Понимание феноменов доверия и недоверия 51
1.4. Виды и типы доверия и недоверия 63
1.5. Социально-психологические функции доверия и недоверия 70
Выводы по главе 1 83
Литература к главе 1 86
Глава 2
Диалектика доверия и недоверия: соотношение,
взаимовлияние, особенности 92
Введение 92
2.1. Общие и отличительные характеристики доверия
и недоверия 93
2.2. Имплицитные представления о доверии и недоверии личности другим людям 109
2.3. Критерии доверия и недоверия личности другим людям. ..111
2.4. Факторы доверия и недоверия личности другим людям ... 123
2.5. Структура критериев доверия и недоверия личности другим людям 142
Выводы по главе 2 152
Литература к главе 2 155
Глава 3
Доверие как главный компонент психологической
дистанции . 160
Введение 160
3.1. Основные подходы к изучению психологической дистанции 162
3.2. Психологическая дистанция: понимание и место
в системе понятий 174
3.3. Имплицитные представления о психологической дистанции 179
3.4. Особенности категоризации социального окружения
у представителей различных социальных групп 181
3.5. Структура психологической дистанции 191
3.6. Взаимоотношения личности с представителями разных «кругов» психологической дистанции 199
3.7. Личностная детерминация психологической дистанции.. .207
Выводы по главе 3 213
Литература к главе 3 216
РАЗДЕЛ II
ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 4
Групповые и личностные характеристики
доверия/недоверия другим людям 221
Введение 221
4.1. Основные методические подходы к оценке доверия 222
4.2. Разработка и валидизация методики оценки доверия/недоверия личности другим людям 227
4.3. Групповые характеристики доверия/недоверия личности другим людям 241
4.4. Личностные детерминанты доверия и недоверия
другим людям 253
4.5. Психологические типы доверия/недоверия личности другим людям 271
4.6. Взаимосвязь различных видов доверия и недоверия личности 284
Выводы по главе 4 297
Литература к главе 4 301
Глава 5
Психология доверия и недоверия
личности рекламе 305
Введение 305
5.1. Актуальные проблемы психологических
исследований доверия/недоверия рекламе
и рекламным персонажам 306
5.2. Взаимосвязь доверия рекламе и доверия/недоверия личности миру, себе, другим людям 322
5.3. Взаимосвязь доверия/недоверия личности другим людям с доверием и недоверием рекламным персонажам 332
5.4. Роль доверия в формировании отношения потребителей к женскому рекламному образу 351
Выводы по главе 5 364
Литература к главе 5 367
Глава 6
Психология доверия и недоверия
в организации 372
Введение 372
6.1. Актуальные проблемы исследования доверия
и недоверия в организации 374
6.2. Взаимосвязь доверия работников коллегам
и руководителям с психологической атмосферой,
климатом и групповой сплоченностью
в организации 393
6.3. Доверие/недоверие личности другим людям
как фактор психологического климата и атмосферы
в организации 418
6.4. Представления различных групп персонала о доверии
в организации 437
6.5. Особенности доверия и недоверия в организациях
с разным типом корпоративной культуры 443
6.6. Некоторые направления и способы формирования
доверия в деловых отношениях 459
Выводы по главе 6 462
Литература к главе 6 466
РАЗДЕЛ III ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глава 7
Основные итоги и перспективы исследования доверия
и недоверия 475
7.1. Итоги исследования 475
7.2. Перспективные направления исследований доверия
и недоверия 481
Библиография 489
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник для изучения критериев доверия и недоверия
личности другим людям А.Б. Купрейченко и
С.П.Табхаровой 529
Приложение 2
Факторы доверия и недоверия личности другим людям 536
Приложение 3
Авторская методика исследования структуры
психологической дистанции (модификация
для выборки студентов) 543
Приложение 4
Авторская методика исследования психологической
дистанции (модификация для выборки сотрудников УВД) .. 545
Приложение 5
Методика «Вера в людей» М. Розенберга 547
Приложение 6
Инвестиционная игра для экспериментального изучения
доверия 548
Приложение 7
Методика межличностного доверия Р. Левицки,
М. Стивенсон и Б. Банкер 549
Приложение 8
Авторская методика оценки доверия/недоверия личности
другим людям 550
Приложение 9
Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модифи¬
кация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников) 552
Приложение 10
Авторская методика доверия/недоверия личности миру,
другим людям, себе 553
Приложение 11
Анкета отношения к рекламе А.Н. Лебедева 555
Приложение 12
Авторская методика оценки психологической
эффективности рекламного сообщения 558
Приложение 13
Методика доверия/недоверия личности рекламным
персонажам (модификация методики привлекательности/
непривлекательности рекламных персонажей
А.Б. Купрейченко и Л.А. Мининой) 559
Приложение 14
Методика «Образ женщины в рекламе» А.Б. Купрейченко и
А. Лейкиной 562
Приложение 15
Авторская методика оценки доверия/недоверия сотрудника
коллегам и руководителям организации 565
Приложение 16
Методика оценки уровня доверия в организации Р.Б. Шо .. .567

Сушков И.Р.
Психологические отношения человека в социальной системе
ISBN: 978-5-9270-0125-5
412 стр., 60x90/16|пер

Предлагаемая вниманию читателя книга подводит итог длительной работе автора в области социальной психологии. Взаимоотношения людей являются особым типом социально-психологических отношений, благодаря которым существует и постоянно воспроизводится целостность человеческого общества. Автор приходит к убеждению, что взаимоотношения - это наиболее перспективный предмет социальной психологии, который позволяет согласовать и наполнить психологическим содержанием исследования как сложных общественных явлений, так и процессов межиндивидуалыюго взаимодействия, а также процессов реализации конкретной личностью своей жизнедеятельности. Представленный автором подход заявлен как новая парадигма в социальной психологии. Книга предназначена для социальных психологов, социологов, философов, историков и этологов.


ОГЛАВЛЕНИЕ
АЛ ЖУРАВЛЕВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
в СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5
ПРОБЛЕМА НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 17
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ И ПРИНЦИПОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. МИНИМУМ ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ 29
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 44
ГЛАВА 3. Понятия РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЯВЛЕНИЙ 52
ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 55
Принципы детерминизма, единства сознания и деятельности 55
Человек как субъект своей жизнедеятельности 65
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СПОСОБ
РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 71
Физический уровень организации взаимодействия 72
Биологический уровень организации взаимодействия 77
Социальный уровень организации взаимодействия 85
ГЛАВА 2. Понятия ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 104
I ЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
в ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА 113
Социальная система как особая система организации
жизнедеятельности людей 113
Роль и свойства обмена социально-психологическими отношениями в ходе материально-практической
деятельности человека 124
Человеческие взаимоотношения как основа единства
социальной системы 130
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ОБРАЗ КАК НОСИТЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 151
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 165
ГЛАВА 3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 192
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ
КАК ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 208
ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ
СУБЪЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 219
Понятие социальных групп, индивидуальный смысл их существования и история социально-психологических
исследований их взаимоотношений 219
Ход развития взаимоотношений социальных групп 237
Процессы самокатегоризации социальных групп 247
Процесс внутригрупповой идентификации 270
Процесс эффективного обмена межгрупповыми
отношениями 281
Процесс регуляции взаимоотношений коллективных
субъектов 301
Межгрупповые отношения в ситуации конфликта 311
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ 332
Личность как индивидуальный носитель человеческих
отношений 332
Полисистемность жизнедеятельности личности 341
Проблема социальной идентичности, сознания личности
и ее взаимоотношения с другими 349
Проблема власти, влияния и межличностных
взаимоотношений 361
Некоторые эмпирические подтверждения концепции
человеческих взаимоотношений 368
ГЕОМЕТРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ) 379
ЛИТЕРАТУРА 385

Соловьев В.Д. (ред)
Когнитивные исследования. Выпуск 2
ISBN: 978-5-9270-0131-6
320 стр., 70х100/16|пер

Серия «Когнитивные исследования» была создана для публикации монографий и сборников статей, посвященных разным аспектам когнитивной науки — от психологии и лингвистики до инженерии знаний и проблем искусственного интеллекта. Выпуск 2 подготовлен по материалам Второй международной конференции по когнитивной науке, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2006 г. Вошедшие в сборник статьи отражают некоторые приоритеты исследователей в данной области.


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Т.В. Черниговская, В.Д. Соловьев
Раздел 1
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ МОЗГА
МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. ФАКТЫ, СООБРАЖЕНИЯ, ГИПОТЕЗЫ 9
Н.П. Бехтерева
СОЗРЕВАНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СТРУКТУР МОЗГА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
Р.И. Мачшская, Е.В. Крупская
Состояния КОРЫ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВНУТРЕННЕЙ ИНДУКЦИИ ЭМОЦИЙ 48
С.Г. Данько
Раздел 2
БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И ДЕЙСТВИЯ: НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА 75
Е.А. Сергиенко
ДОВЕРЧИВАЯ ПАМЯТЬ: КАК ИНФОРМАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СИСТЕМУ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 87
В.В. Нуркова
ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИХ
ПРОСТРАНСТВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 102
А.О. Прохоров
ОБОБЩЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ДРУГИЕ КОГНИТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ ВРАНОВЫХ ПТИЦ 126
ЗА. Зорина, А.А. Смирнова
INDICATING THE LAST GLANCE: TASK RELATED DIFFERENCES OF EYE POSITION
AND THE PERCEIVED FOCUS OF VISUAL WORK 148
Jens R. Helmert, Sebastian Pannasch, Boris M. Velichkovsky
Раздел 3
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
И ПСИХОЛИНГВИСТИКА
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ПРАВИЛА,
ВЕРОЯТНОСТИ, АНАЛОГИИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНОГО
ЛЕКСИКОНА 165
Т.В. Черниговская, К. Гор, Т.И. Свистунова
ДЕТСКИЕ АНЕКДОТЫ И ОСТРОУМИЕ У ДЕТЕЙ: КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
И КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 182
И.В. Утехин
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 209
Анна А. Зализняк
К ВОПРОСУ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ЭКСПЕРИМЕНТОВ 231
О.В. Федорова
Раздел 4
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПОДХОДЫ
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ЗНАНИЕ» И ПРОБЛЕМА
МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗНАНИЯ 265
О.П. Кузнецов
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ГУМАНОИДНЫМИ РОБОТАМИ 276
Л.А. Станкевич
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ: ОТ ИСТОРИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ФОРМИРОВАНИЮ ПРИКЛАДНЫХ ОНТОЛОГИЙ 293
Т.А. Гаврилова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЙ ДЛЯ ПОРТАЛА
НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 308
Ю.А. Загорулъко
СЕЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 318

Сухарев А. В.
Этнофункциональная парадигма в психологии
ISBN: 978-5-9270-0135-4
576 стр., 60x90|пер

В настоящей работе рассматриваются возможности применения авторской этнофунк-циональной методологии в области воспитания, психотерапии, информационной безопасности и др., на основе которой строятся соответствующие методы работы, позволяющие системно учитывать этническую, культурную и экологическую неоднородности общества и личности. Новизна и широта возможных применений этно-функциональных гуманитарных технологий обеспечиваются опорой на базовый принцип этнофункциональности и смежные с ним принципы этнофункционального развития, детерминизма и этнофункционального единства микро- и макрокосма, существенные для понимания проблем личности в условиях современного «этно-культурно мозаичного» мира. В работе изложены основные теоретические положения данного подхода и результаты конкретных прикладных исследований. Книга может быть полезна студентам, аспирантам и научным сотрудникам: психологам, педагогам, медикам, а также историкам, этнологам, культурологам и представителям других наук о человеке.

Ермолаева Е.П.
Психология социальной реализации профессионала
ISBN: 978-5-9270-0146-0
347 стр., 60x90|пер

В рамках многоаспектного исследования рассматриваются психологические проблемы социальной реализации профессионала, ведущая роль в решении которых отводится профессиональной идентичности. Разработанная автором "идентификационная исследовательская модель человек-профессия-общество" использована для описания и исследования широкого круга вопросов, связанных с закономерностями профессиогенеза и сменой социально-профессиональных эпох и реализационных стереотипов, динамикой профессиональной идентичности в меняющемся социально-экономическом пространстве, реализационным поведением профессионалов разных идентификационных типов, профессиональным маргинализмом как новым психологическим феноменом и адаптационной стратегией некоторых категорий профессионалов в реформируемой России. С позиции выделенной автором трехкомпонентной структуры профессиональной идентичности предлагается новое толкование таких известных психологических феноменов, как субъектность профессионала, профессиональная готовность и социальная безопасность деятельности. Рассмотрены актуальные современные проблемы реализации профессионалов в России: пределы преобразования идентичности и типичные стратегии совладающего поведения профессионалов в условиях глобализации; преодоление психологических барьеров по отношению к новым видам массовых профессий в сфере бизнеса; корпоративные аспекты и нравственные проблемы социальной реализации профессионалов.

Предназначается для специалистов в области психологии труда, общей и социальной психологии: научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, а также психологов-практиков, занимающихся проблемами профессиональной консультации, подбора кадров и социально-профессиональной реабилитации лиц, утративших работу.

Скотникова И.Г.
Проблемы субъектной психофизики.
ISBN: 978-5-9270-0145-3
384 стр., 60x90|пер

В монографии систематизируются и обобщаются материалы более чем 30-летних исследований автора, позволивших теоретически обосновать и экспериментально верифицировать субъектно-ориентированный подход в психофизике. Эта парадигма, развивающая коренные традиции отечественной психологической науки, позволила ввести ортодоксальный количественный психофизический анализ результатов сенсорных измерений в зависимости от внешне заданных факторов в качественный контекст активной индивидуально-психологической сенсорной деятельности человека по решению сенсорных задач. Установлена роль ее структурных компонентов для процесса и результатов измерений.

Книга предназначена для психологов и других специалистов, интересующихся изучением сенсорных и в целом когнитивных процессов, индивидуальных особенностей, принятия решения.

Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)Платонов К.К. - выдающийся отечественный психолог ХХ века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К.Платонова.ISBN: 978-5-9270-0122-4270 стр., 60х90/16|перСерия: | Труды ИП РАН
В книгу включены выступления участников конференции, раскрывающие многогранную научную, организаторскую и просветительскую деятельность выдающегося отечественного психолога XX столетия К.К. Платонова, его вклад в различные области психологической науки, влияние его идей на современное психологическое знание. 
Работы разного характера содержат анализ научного наследия К.К. Платонова, изложение его биографии и этапов профессионального творчества, а также развивают его научные идеи. 
Книга рассчитана на профессиональных исследователей, преподавателей психологии и практических психологов, работающих в самых разных сферах, а также на специалистов по истории отечественной науки.

Содержание
АЛ. Журавлев, В.А. Кольцова, Т.И. Артемьева
Основные направления исследований К. К. Платонова
и их развитие в современной психологии 9
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ К.К. ПЛАТОНОВА И ИХ РАЗВИТИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Г.В. Акопов
Феноменология группового сознания в контексте идей
К.К. Платонова 21
В.В. Белоус, И.В. Боязитова
Взгляд К.К. Платонова на теорию систем как фактор развития
теории интегральной индивидуальности 34
А.М. Двойнин
Идеи К.К. Платонова о вере сквозь призму современной
психологии 42
О.С.Дейнека
Некоторые перспективы развития дидактического наследия
К.К. Платонова 49
И. А. Джидарьян
Концепция динамической функциональной структуры личности
К.К. Платонова 61
Т.В. Зверева
Историко-биографическое исследование вклада К.К. Платонова
в развитие психологической науки 68
Г.Х. Шингаров
Философские проблемы психологии в творчестве К.К. Платонова ..75
Раздел II
ВКЛАД К.К. ПЛАТОНОВА В РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ
ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
М.С. Алексеенко
Подход К.К. Платонова к проблеме переучивания летчиков 85
Т.Н. Артемьева
К.К. Платонов как аналитик проблем психологии религии 90
В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко
Учение К.К. Платонова о способностях и их развитие в процессе
летной подготовки 99
А.Д. Глоточкин
Значение работ К.К. Платонова для развития военной психологии 109
Л.Г. Дикая
Вклад К.К. Платонова в становление и разработку проблем
психологии труда 119
ИМ. Жданько, П.А. Коваленко, Д.В. Гандер
Пространственная ориентировка в визуальном маневренном
полете. Отработка теста на профориентацию 130
Г.В. Ожиганова
Творческие способности и неспособности личности 142
И. А. Русина
Работа К.К. Платонова «Методологические проблемы
медицинской психологии» как руководство для медицинских
психологов 147
Раздел III
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
АЛ. Журавлев, А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева
Представления К.К. Платонова о моральной воспитанности
личности как теоретическое основание изучения нравственного
самоопределения 169
А.Л. Журавлев, И.А. Соина
Субъективная значимость других людей
в социально-психологическом пространстве
самоопределяющейся личности 188
Т.В. Дробышева
Роль средств массовой информации в формировании
экономического сознания подростков (на примере печати) 211
В.А. Зобков, А.В. Зобков
Структурная организация объективных проявлений
саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи
юношеского возраста 237
М.А. Красников
Опыт системно-структурного анализа феномена лжи 243
ИМ. Осипенко
Динамика социальных представлений о богатстве и бедности
у студенческой молодежи 252
Е.В. Пронина
Психология воображения дошкольника 257
Т.Ю. Сунцова
Контрперенос в усложненных условиях и «сила души» 262 
Ушакова Т.Н. (ред)Речь ребенка: Проблемы и решенияISBN: 978-5-9270-0129-3352 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН
Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике речевого развития; приводятся новые факты; описаны прежде не отмечаемые исследователями явления; сравниваются случаи нормального, задержанного и искаженного развития. Исследования темы речевого онтогенеза в нашей стране не выпадают из общего мирового потока. В то же время они имеют свои оригинальные черты. К ним можно отнести разработку таких тем, как осмысленность ранних детских вокальных и двигательных проявлений; их временные границы и длительность; психофизиологические механизмы их протекания и развития; источники внутренней активности речи и форм ее проявления (интенций); включенность растущего малыша в коммуникативную ситуацию, пути влияния последней и др. Соответствующие вопросы рассмотрены в книге в теоретическом и экспериментально-эмпирическом плане. Большое внимание уделено также методическим разработкам. Далеко не все проблемы освещены в книге с исчерпывающей доказательностью. Авторам предоставлена возможность высказать собственное мнение и провести последующую, можно надеяться, продуктивную дискуссию по предложенным проблемам.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ. Т.Н. Ушакова 5
Часть I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА
Глава 1. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития
ребенка. Т.Н. Ушакова 13
Глава 2. Механизм речедвигательного акта в свете
логопедического анализа. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова... АО
ЧАСТЬ II ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Становление звукового состава речи ребенка:
лонгитюдное исследование. ЕЕ. Ляксо 57
Глава 4. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной
имплантации (электродного протезирования слуха)
И.В.Королева 90
Глава 5. Ранние крики детей: сегодня и четверть века
назад. ТВ. Базжина 1 15
Глава 6. Интенциональный механизм в контексте начального
этапа речевого развития. Т.Н. Ушакова, С.С. Белова,
О.Е. Громова 1 30
Глава 7. Возникновение интенций в раннем возрасте
и их соотношение с языковым развитием. С.С. Белова 147
Глава 8. От протодиалога к диалогу: коммуникативная
компетенция ребенка раннего возраста. В.В. Казаковская... 169
Глава 9. Функциональные перестройки в раннем развитии
ребенка. Е.Н. Винарская 200
Глава 10. Психолингвистическая модель возрастной
фонологии. Г.М. Богомазов, Е.Ю. Спиридонова 209
ЧАСТЬ III
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Глава 11. Разработка анкеты для дифференцированной оценки
нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет.
О.Е. Громова, С.С. Белова 223
Глава 12. Оценка раннего речевого и когнитивного развития
детей: разработка и апробация опросника. ££ Ляксо 262
Глава 13. Логопедическая программа стимуляции речевого
развития детей с трудностями овладения произвольной
артикуляцией. О.Е. Громова 31 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Т.Н. Ушакова 329
ПРИЛОЖЕНИЕ
РОДИТЕЛИ-ПСИХОЛОГИ О РАННЕМ РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ СВОИХ ДЕТЕЙ
Проявления субъективных переживаний ребенка
в раннем возрасте. Е.В. Гришунина 337
Про Федю. Ж.А. Максименко 347
Детский сад: Новое окно в мир. С.С. Белова 348 
Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности.ISBN: 978-5-9270-0132-3589 стр., 60x90|перСерия: | Труды ИП РАН
В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также различных научных центров и учебных заведений России. В книгу включены работы по широкому кругу вопросов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Все материалы объединяются общей направленностью на развитие и реализацию положений системного, деятельностного и личностного подходов в изучении психологии профессиональной деятельности.

Содержание
Предисловие.....................................9
В.А. Бодров
Современные исследования фундаментальных и прикладных
проблем психологии профессиональной деятельности
(вместо введения) ................13
Раздел первый
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛ. Журавлев, Т.А. Нестик
Психологические проблемы организации обучающего
взаимодействия инструкторов и операторов транспортных
и энергетических систем.......51
В.А. Пономаренко
Антропологическое видение будущего саморазвития инженерной психологии как науки (из опыта жизни и труда)...76
В.И. Медведев, А.А. Алдашева
Усталость как психическое состояние..........................................85
Д.Н. Завалишина
Формы целеполагания в творческой активности профессионала..................113
А. В. Карпов
Структурно-уровневая организация профессиональной деятельности: концептуализация и реальность.......................126
Г.М. Зараковский
Эргономическое проектирование операционального
компонента деятельности: теоретические основы
и методология...................162
АЛ. Обознов
Внешние средства оперативной поддержки психической регуляции операторской деятельности.....................................1 81
Ю. К. Стрелков
Феномен времени в исследованиях транспортного труда......200
Л. Г. Дикая
Субъектная регуляция в деятельности профессионала
как основа формирования адаптационных стратегий............222
Ю. Я. Голиков
Изменение требований к проектированию техники
в процессе ее усложнения ......................................246
Раздел второй
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛ. Бодров, С.Н. Плющ, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ
Умственное утомление и утомляемость: от состояния
к свойству субъекта труда....................................265
Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова
Психометрическая оценка выраженности посттравматических
стрессовых нарушений профессиональной этиологии
у участников боевых действий........................287
А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица Исследования человеческого фактора в современной компьютеризованной среде: новые направления развития инженерной психологии и эргономики.....................312
А. И. Иванов, В. В. Лапа
Инженерно-психологические проблемы проектирования нашлемной системы индикации для летчика............................340
В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова, А.Л. Сыркина
Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решеток......353
И.И. Васильева
Об основаниях оценки эффективности деятельности руководителя по управлению коллективом.............................374
ЕЛ. Ермолаева
Психологическая специфика исследования социальной реализации человека в профессии..........................................395
О.Н. Сиваш
Изучение личностной детерминации профессиональной пригодности летного состава в процессе клинико-психологической экспертизы......................................416
В. Г. Круглое
Мотивация творческой деятельности профессионала............435
Раздел третий
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ
В.М. Львов
Проблемы обеспечения конкурентоспособности
продукции за счет совершенствования ее эргономических
свойств.........................................457
АН. Костин
Инженерно-психологические проблемы автоматизации современной техники.............................................466
А.А. Меденков
Методология профессиональной подготовки авиационных инженеров в области эргономики..........................................485
ЕМ. Иванова
Дифференцированные стратегии психологического
анализа профессиональной деятельности...............................504
В. В. Козлов
«Веерная» модель системного анализа причин ошибки
пилота и разработки профилактических мероприятий..........523
А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков
Требования к психологическим методам анализа сложной профессиональной деятельности.........................................536
П.Я. Шлаен
Зарождение и развитие военной эргономики в России (Фрагменты из книги «Дни моей жизни»)................................553
А.В. Чунтул, В.В. Поляков, А.Н. Петрова
Эргономические аспекты разработки перспективных
и модернизируемых вертолетов...........................................570
М.Б. Меликова
Направления развития эргономического обеспечения
летных испытаний авиационных систем...................................576
Сведения об авторах ……………………………………585 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН