2006 год

Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: ИП РАН, 2006. 559 с.

В монографии рассматривается проблема организации и формирования психологических структур с позиций системно-эволюционного подхода П.К. Анохина — В.Б. Швыркова на примере структуры индивидуального знания (СИЗ) в позиционной стратегической игре. Для реконструкции СИЗ разработано формализованное описание предметной области игры, использованы результаты изучения временных и содержательных характеристик поведения игроков разного возраста и их индивидуально-психологических особенностей, медленных потенциалов мозга, активных специализированных корковых нейронов у животных. Описаны процессы формирования компонентов СИЗ, их субъективная организация, типология отношений между ними, образование групп компонентов, возрастные особенности СИЗ.

Книга предназначена для психологов, психофизиологов, специалистов в области искусственного интеллекта, исследователей — преподавателей, аспирантов и студентов. 

Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. М.: ИП РАН, 2006. 432 с.

В книге представлены основные положения нового направления психологического знания — психологическая теория значения. Изложены ее общие принципы, методология, основные положения. Описаны эмпирические исследования, иллюстрирующие применение этих принципов в научных целях. Рассматриваются психологические механизмы понимания естественного языка, индукции эмоциональных состояний музыкой и анимацией, проблема проявления психических состояний в автобиографических текстах, методики контент-анализа, проблема валидности опросниковых тестов.

Книга предназначена для ученых и студентов-психологов, лингвистов, филологов, специалистов по искусственному интеллекту.  

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006. 240 с.

Знакомя читателей с современными исследованиями восприятия, книга раскрывает психологическое содержание, способы организации и развития перцептивного процесса. Его реконструкция выполняется на основе понятия «событие», которое выражает ускоренность психических явлений в процессах бытитя. Своеобразие онтологического подхода заключается в том, что восприятие рассматривается не просто как образ действительности в его отношении к самой действительности (гносеологический план), а как образ действительности в единстве внешних и внутренних условий его существования. Восприятие оказывается формой и проявления, и порождения бытия: открывается возможность объективного исследования, формирования и коррекции перцептивного процесса.

Книга адресована магистрам, аспирантам и соискателям, готовящимся к экзамену кандидатского минимума по общей психологии. Она может быть полезна студентам факультетов психологии при освоении базового курса «Общая психология», а также тем, кто интересуется проблемами современной психологической науки. 

Гельфман Э., Холодная М. Психодиагностика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. М.-СПб. и др. 2006. 384 с.: илл.

В книге обсуждается новый подход к проблеме современного школьного учебника, который определяется как полифункциональная психодиагностическая система. В качестве приоритетной задачи школы рассматривается интеллектуальное воспитание учащихся средствами содержания образования. Описана «обогащающая модель» обучения, в рамках которой разработана серия учебных книг по курсу математики для 5-9 классов на основе обогащения умственного (понятийного, метакогнитивного и эмоционально-оценочного) опыта учащихся и индивидуализации обучения с учетом их познавательных стилей средствами специально сконструированных учебных текстов. Анализируется развивающая роль разных типов учебных текстов.

Книга предназначена для специалистов в области психологии, педагогики, теории и методики обучения, организаторов образования, школьных учителей, студентов педагогических университетов. 

Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М.: ИП РАН, 2006. 400 с.

Книга посвящена острой проблеме современной российской действительности — ментальному освоению населением политической и экономической трансформации, происходящей в стране. Большое внимание уделяется теории социальных представлений, ее современному состоянию, перспективам и возможностям в анализе социальных изменений.

На обширном материале эмпирических исследований анализируются особенности конструирования различными группами населения страны социальных представлений о демократии, политическом лидерстве и социальной ответственности человека перед обществом. Социальные представления о новом экономическом укладе и вопросы национального самоопределения в экономике и политике рассматриваются в тесной связи с представлением о нравственности. В контексте кросскультурного сравнения выявляются их особенности.

Книга адресована психологам, социологам, культурологам, философам и всем, кто интересуется проблемами общественного развития. 

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. 335 с.

Монография посвящена теоретическим и эмпирическим проблемам динамики ценностных ориентаций личности в современном российском обществе.Значительное внимание уделяется теоретическим представлениям о психологической природе феномена ценностные ориентации личности: его основным характеристикам, психологическим механизмам и факторам формирования. Обоснован авторский подход к психологическому исследованию динамики ценностных ориентаций как результата взаимовлияния ценностно-мотивационных особенностей личности и социально-экономических изменений в обществе. Показана динамика ценностных ориентаций представителей различных социальных групп в течение продолжительного исторического периода, который охватывает середину, вторую половину 90-х годов ХХ и начало ХХI вв.

Книга содержит описание результатов исследований личностной и групповой обусловленности структуры и динамики ценностных ориентаций, подробную библиографию работ по проблеме ценностных ориентаций личности, а также приложение с эмпирическими данными.

Книга предназначена, прежде всего, для психологов, специализирующихся в области психологии личности, социальной, исторической и экономической психологии, а также для представителей смежных отраслей знания: социологии, социальной работы, менеджмента, управления персоналом, административного и муниципального управления. 

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). М., 2006. 360 с.: илл.

Книга представляет результат многолетних исследований авторов и посвящена рассмотрению истории развития советской психологической науки в период с 20-х до конца 40-х годов ХХ столетия. В центре внимания — история психологии в России в годы Великой Отечественной войны. Дан анализ изменений в организации, тематике, формах проведения психологических исследований и требованиях к ним в связи с началом войны. Рассмотрены основные формы участия психологов в деле защиты Отечества, ведущие направления и результаты теоретической и практической деятельности психологов. Выявлено влияние развития психологической науки в годы войны на ее последующую динамику.

В книге представлены уникальные архивные документы и материалы личных фондов психологов, большинство из которых публикуется впервые.

Книга ориентирована на широкую читательскую аудиторию и представляет интерес не только для психологов, но и для специалистов в области человекознания, истории России, философии познания, науковедения и других смежных научных областей. Она может служить учебным пособием для студентов и аспирантов психологических факультетов по курсу «История психологии». 

Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды / Отв. ред. В.А Барабанщиков, А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2006. 624 с.

В книге представлены избранные труды члена-корреспондента РАН, основателя и директора Института психологии Российской академии наук Б.Ф. Ломова. Эти работы, посвященные проблемам психической регуляции деятельности, ранее были опубликованы в периодических изданиях, в сборниках и монографиях и отражают развитие научных представлений Б.Ф. Ломова на протяжении более чем 40 лет. 

Резников Е.Н. Теоретические и методологические проблемы этнической психологии. Минск: Изд-во БГУ, 2006.

В монографии представлены результаты теоретико-методологических исследований по этнической психологии. Анализируется зарубежная и отечественная литература по этнической и кросскультурной психологии, выделяются исторические этапы развития данного научного направления за рубежом и в России, рассматриваются факторы, формирующие этнопсихологические особенности народов, предлагается теоретический конструкт для выявления этнопсихологического облика народа. В работе представлены авторские методики «Выявление психологического облика этноса» и «Выявление мимики, жестов, телодвижений и контакта глаз у представителей изучаемых этносов».

Монография может быть полезна для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся исследованием этнопсихологических феноменов, а также практических работников, занимающихся этнопсихологическими и кросскультурными исследованиями. 

Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М.: ИП РАН, 2006.

В данной монографии обобщены результаты многолетних совместных работ авторов. Описаны подходы к определению и исследованию психологической составляющей качества жизни (субъективного качества жизни), методы оценки параметров субъективного качества жизни, анализа его структуры.

Представлены эмпирические исследования структуры удовлетворенности жизнью. Выделены инвариантные факторы субъективного качества жизни и особенности различных возрастных, профессиональных и территориальных групп. Разработаны математические модели психологического статуса и стилей поведения.

Книга адресована психологам, социологам, студентам психологического факультета. 

Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: ИП РАН, 2006. 464 с.

В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выявлены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Опираясь, в том числе и на результаты собственных исследований, автор представляет новый взгляд на широкий диапазон проблем когнитивного развития: от восприятия окружающего мира младенцами до становления человека как субъекта. Акцент сделан на непрерывности познавательного развития и изначальной способности младенцев к репрезентациям порожденного ментального опыта. Восприятие, действие и репрезентация рассматриваются в едином континууме взаимодействия. Представлена гипотеза о взаимодействии и развитии субсистем восприятия и действия. Выделены уровни развития субъекта на основе его способности к пониманию физического и ментального мира. Показана диагностическая ценность уровневых критериев субъектности. С позиций новейших психологических исследований раннего когнитивного развития пересматриваются представления о детерминации развития интеллекта, психомоторных способностей, речи, критических и сензитивных периодов развития.

Книга адресована психологам и другим специалистам, разрабатывающим проблемы психологии развития человека.

Сергиенко Е. А.
Раннее когнитивное развитие
ISBN: 5-9270-0079-7
464 стр., 60*90/16|пер

В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выделены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Автор, опираясь в том числе и на результаты

Бодров В.А. (ред)
Указатель литературы по психологии труда, инженерной психологии и эргономике.
ISBN: 5-9270-0007-Х
86 стр., 60*90/16|бр

Соловьёв В.Д. (ред)
Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 1.
ISBN: 5-9270-0087-8
240 стр., 70*100/16|пер

Серия под общим названием "Когнитивные исследования" включает монографии и сборники статей по различным аспектам когнитивной науки. Настоящее издание отражает современное состояние когнитивной науки и наиболее интересные результаты исследований, выполненн

Емельянова Т.П.
Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества
ISBN: 5-9270-0083-5
400 стр., 60*90/16|пер

Книга посвящена острой проблеме современной российской действительности - ментальному освоению населением политических и экономических трансформаций, происходящих в стране. Большое внимание уделяется теории социальных представлений, ее современному состоянию, перспективам и возможностям в анализе социальных изменений. На обширном материале эмпирических исследований анализируются особенности конструирования различными группами населения страны социальных представлений о демократии, политическом лидерстве и социальной ответственности человека перед обществом. Социальные представления о новом экономическом укладе и вопросы национального самоопределения в экономике и политике рассматриваются в тесной связи с представлениями о нравственности. В контексте кросскультурного сравнения выявляются их особенности. Книга адресована психологам, социологам, культурологам, философам и всем, кто интересуется проблемами общественного развития.

Журавлева Н.А.
Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе
ISBN: 5-9270-0085-1
335 стр., 60*90/16|пер

Монография посвящена теоретическим и эмпирическим проблемам динамики ценностных ориентации личности в современном российском обществе. Значительное внимание уделяется теоретическим представлениям о психологической природе феномена ценностных ориентации ли

Бодров В.А,
Психология профессиональной пригодности
ISBN: 5-9292-0156-0
511 стр., 60*90/16|пер

Учебное пособие содержит материалы экспериментально-теоретического изучения психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности человека. Излагаются сущность понятия и принципы создания системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности, история развития исследований в данной области. Обосновываются теоретико-методологические положения по основным вопросам проблемы. Анализируются методические приемы создания и реализации мероприятий по определению профессиональной пригодности. Рассматриваются результаты экспериментальных исследований и рекомендации автора по некоторым научно-практическим направлениям формирования и определения профессиональной пригодности. Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, студентов-психологов, а также для преподавателей кафедр психологии и студентов непсихологических вузов.

Алмаев Н.А.
Элементы психологической теории значения
ISBN: 5-9270-0086-X
432 стр., 60x90/16|пер

В книге представлены основные положения нового направления психологического знания - психологической теории значения. Изложены ее общие принципы, методология, основные положения. Описаны эмпирические исследования, иллюстрирующие применение этих принципов в научном обиходе. Рассматриваются психологические механизмы понимания естественного языка, индукции эмоциональных состояний музыкой и анимацией, проблемы проявления психических состояний в автобиографических текстах, методики контент-анализа, проблемы валидности опросниковых текстов. Книга предназначена для ученых и студентов-психологов, лингвистов, филологов, специалистов по искусственному интеллекту.

Александров И.О.
Формирования структуры индивидуального знания
ISBN: 5-9270-0089-4
560 стр., 60x90/16|пер

В монографии рассмотрены проблемы организации и формирования психологических структур с позиций системно-эволюционного подхода П.К. Анохина - В.Б. Швыркова на примере структуры индивидуального знания (СИЗ) в позиционной стратегической игре. Для реконструкции СИЗ разработано формальное описание предметной области игры, использованы результаты изучения временных и содержательных характеристик поведения игроков разного возраста и их индивидуально-психологических особенностей, медленных потенциалов мозга, активности специализированных корковых нейронов у животных. Описаны процессы формирования компонентов СИЗ, их суборганизация, типология отношений между ними, образование групп компонентов, возрастные особенности СИЗ. Книга предназначена для психологов, психофизиологов, специалистов в области искусственного интеллекта, - исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов.

Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1ISBN: 978-5-9270-0159-0615 стр., 60x90|перСерия: | Труды ИП РАН
В книге представлены материалы докладов и сообщений сотрудников ИП РАН и других научных, учебных, производственных, конструкторских учреждений РФ - участников научно-практического семинара. В книгу включены результаты исследований и разработок, доложенные на первых пяти заседаниях семинара, которые включают проблемы теоретико-методологических исследований профессиональной деятельности, профессиографии и психологического анализа деятельности, психических состояний субъекта труда, инженерно-психологического и эргономического проектирования профессиональной деятельности, методических разработок и экспериментальных исследований субъекта труда. Материалы сборника научных трудов предназначены для специалистов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, организации труда и проектирования деятельности, а также для студентов и аспирантов-психологов. 



Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН