2005 год

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. Изд. 2-е испр. и доп. М.: ИП РАН, 2005. 332 с.

Книга посвящена теоретическому и эмпирическому анализу проблемы социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете. Кроме изложения результатов многолетних исследований различных аспектов проявлений нравственного идеала (социальные представления о «порядочном человеке», о Родине, о Празднике и др.), книга содержит анализ (в том числе микросемантический) биографических, автобиографических и других материалов, в которых проявляются особенности нравственного идеала русских и других народов России.

Книга адресована психологам, философам, педагогам и широкой читательской аудитории.

Дружинин В.Н. Антимемуары. М.: Изд-во СГУ, 2005. 303 с.

В книге собраны письма, статьи и стихи выдающегося ученого-психолога В.Н. Дружинина, трагически погибшего 22 июня 2001 года. Он известен не только в научных кругах, но и всем студентам-психологам, которые учатся по его книге «Экспериментальная психология».

В статьях, опубликованных в разные годы в популярных изданиях, рассказывается о проведенных исследованиях, о путях развития науки и образования, о судьбе страны и живущих в ней людей. 

Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е издание. СПб.: Питер, 2005. 176 с.

Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; стилям воспитания; влиянию, которое они оказывают на развитие личности ребенка. Особое внимание уделено анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христианской цивилизации. Интересен анализ полотен европейских и русских художников, посвященных семье. Последняя глава содержит результаты исследований воздействия стиля воспитания, эмоциональной поддержки и контроля над проявлением интеллекта у детей.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся психологией семьи. Материалы могут быть использованы студентами и аспирантами гуманитарных вузов, специализирующихся в области помогающих профессий (психология, педагогика, социальная работа и т.п.). 

Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005. 640 с.

Данная монографическая работа посвящена теоретическим, эмпирическим и практическим проблемам психологии совместной деятельности, которые проанализированы в историческом контексте. Показана специфика социально-психологического аспекта исследования совместной деятельности, причем различных форм ее организации. Обоснована динамическая концепция совместной деятельности и коллективного субъекта. Приводятся результаты многолетнего комплексного исследования коллективной формы организации трудовой деятельности. В результате конкретных эмпирических исследований выявлены особенности управления совместной деятельностью первичных трудовых коллективов предприятий и организаций.

Показано развитие исследований по данным проблемам через изучение совокупности психологических феноменов, описываемых понятием «совместная деятельность».

Монография содержит впервые подготовленную библиографию работ по психологии совместной деятельности (и жизнедеятельности), опубликованных на русском языке. 

Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. М.: ИП РАН, 2005. 376 с.

Книга составлена из статей, посвященных разным аспектам динамики (развития) практического мышления в ходе многолетнего выполнения человеком профессиональной деятельности. Предложен авторский подход к этой проблеме, состоящий в рассмотрении методологических оснований анализа качественных изменений практического мышления. Он реализован в модели развития субъекта профессиональной деятельности, состоящей из трех стадий. Изменение интегрального качества субъекта на каждой из этих стадий выступает основанием для выявления качественной динамики практического мышления, фиксируемой в таких его определениях, как конкретность, типологизация и т.д.

Книга предназначена для психологов, изучающих специфику интеллектуального обеспечения разных видов профессионального труда, для исследователей в области психологии мышления. 

Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: ИП РАН, 2005. 448 с.

В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований в области психологии понимания. Осуществлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической.

Исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания и самопонимания. Намечены и проанализированы перспективные направления развития психологии понимания (новые подходы к исследованию психологической специфики понимания в нарративном подходе, герменевтике, психологии человеческого бытия); выявлены половые и гендерные различия в понимании и взаимопонимании; осуществлено исследование личностных качеств понимающего субъекта, определяющих специфику понимания; затронута тема понимания субъекта произведений искусства.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемой понимания. 

Резников Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. М.: ИП РАН, 2005. 240 с.

В монографии представлена авторская методика «Выявление психологического облика этноса». Другая авторская методика «Выявление особенностей мимики, жестов, телодвижений и контакта глаз у представителей этносов» предлагается для изучения невербальных средств общения. Приведены результаты этнопсихологического исследования различных видов профессиональной деятельности.

Монография может быть полезна для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, занимающихся проведением эмпирических исследований по этнической психологии и разработчикам прикладных рекомендаций, а также для практических работников, использующих результаты исследований по этнопсихологии в различных видах профессиональной деятельности. 

Юревич А.В. Психология и методология. М.: ИП РАН, 2005. 312 с.

В книге рассматриваются психические составляющие общей методологии науки и методологические основания психологии. Автор показывает, что методология научного исследования, которую принято считать выражением чисто объективистских правил познания, испытывает на себе существенное влияние социально-психологических факторов. Рассматривая ключевые методологические проблемы психологической науки, такие как дефицит общеразделенного знания, обилие конфликтующих школ и концепций и т.д., автор предлагат новые подходы к их решению. Формулируются новые представления об организации психологического знания, в том числе и структуре психологических теорий. Выдвигается концепция «методологического либерализма» как способ «примирения» конфликтующих исследовательских подходов и теорий.

Книга будет интересна психологам, а также всем, кто интересуется историей и методологией науки.

Барабанщиков В.А. (ред)
Идея системности в современной психологии
ISBN: 5-9270-0057-6
496 стр., 60*90/16|пер

Монография посвящена разработке фундаментальных проблем психологической науки. Раскрываются основания, содержание и тенденции развития принципа системности в психологии. В рамках онтологического подхода обсуждаются природа и механизмы восприятия человеком действительности. Проводится анализ основных концепций общения и его влияния на организацию познавательных процессов. На различных экспериментальных моделях демонстрируются место и роль восприятия в структуре общения. Книга адресована психологам, философам, социологам, специалистам в области искусственного интеллекта, эргономики и дизайна.

Журавлев А.Л.
Психология совместной деятельности
ISBN: 5-9270-0039-8
640 стр., 60*90/16|пер

Данная монографическая работа посвящена теоретическим, эмпирическим и практическим проблемам психологии совместной деятельности, которые проанализированы в историческом контексте. Показана специфика социально-психологического аспекта исследований совместн

Завалишина Д.Н.
Практическое мышление: Специфика и проблемы развития
ISBN: 5-9270-0063-0
376 стр., 60*90/16|пер

Книга составлена из статей, посвященных преимущественно разным аспектам динамики (развития) практического мышления в ходе многолетнего выполнения человеком профессиональной деятельности. Предложен авторский подход к этой проблеме, состоящий в расширении м

Воловикова М.И.
Представления русских о нравственном идеале (2-е изд)
ISBN: 5-9270-0071-1
332 стр., 60*90/16|пер

Книга посвящена теоретическому и эмпирическому анализу проблемы социальных представлений о нравственном идеале в российском менталитете. Кроме изложения результатов многолетних исследований различных аспектов проявлений нравственного идеала (социальных пр

Журавлев А.Л.(ред)
Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина.
ISBN: 5-9270-0060-6
477 стр., 60*90/16|обл

Данный сборник включает научные сообщения, посвященные разным аспектам проблемы способностей: методологические вопросы, психодиагностика, природа интеллекта, креативности и одаренности, факторы развития способностей, их проявления в профессиональной деяте

Ожиганова Г.В.
Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста.
ISBN: 5-9270-0069-Х
135 стр., 60*90/16|обл

В книге предлагается новый подход к идентификации творческих возможностей детей, основанный на изучении креативного поведения в естественных условиях жизнедеятельности (реальных конкретных ситуациях). Опираясь на материалы экспериментального исследования,

Чудина Е.А.(ред)
Психологические исследования личности.
ISBN: 5-9270-0075-4
248 стр., 60*90/16|обл

В сборнике представлены работы, посвященные общим вопросам психологии личности, социальной и экономической психологии, психологии развития и истории психологии. Исследования выполнены молодыми учеными Института психологии РАН и Государственного Университе

Резников Е.Н.
Методические проблемы этнической психологии.
ISBN: 5-9270-0074-6
240 стр., 60*90/16|обл

В монографии представлена авторская методика "Выявление психологического облика этноса". Другая авторская методика "Выявление особенностей мимики, жестов, телодвижений и контакта глаз у представителей этносов" предлагается для изучения невербальных средст

Знаков В.В.
Психология понимания: Проблемы и перспективы.
ISBN: 5-9270-0078-9
448 стр., 60*90/16|пер

В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований в области психологии понимания. Осуществлен анализ методологического значения феномена понимания в современном гуманитарном знании в эпоху перехода от неклассической науки к постнеклассической. Исследовано соотношение когнитивных и экзистенциальных компонентов понимания с позиций психологии субъекта и психологии человеческого бытия, раскрыта неразрывная связь понимания с самопониманием. Намечены и проанализированы перспективные направления развития психологии понимания (новые подходы к исследованию психологической специфики понимания в нарративном подходе, герменевтике, психологии человеческого бытия); выявлены половые и тендерные различия в понимании и взаимопонимании; осуществлено исследование личностных качеств понимающего субъекта, определяющих специфику понимания; затронута тема понимания субъектом произведений искусства. Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемой понимания.

Подробнее об авторе

Юревич А.В.
Психология и методология.
ISBN: 5-9270-0077-0
312 стр., 60*90/16|пер

В книге рассматриваются психологические составляющие общей методологии науки и методологические основания психологии. Автор демонстрирует, что методология научного исследования, которую принято считать выражением чисто объективных правил познания, испытыв

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН