2004 год

Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 415 с.

Книга подготовлена на основе статей известного отечественного психолога, специалиста в области психологии личности, психологии развития и методологии психологии, Заслуженного деятеля науки РФ, почетного члена РАО, доктора психологических наук, профессора Людмилы Ивановны Анцыферовой. Ее статьи, опубликованные в «Психологическом журнале» и в коллективных трудах, подготовленных лабораторией Психологии личности ИП РАН за последние 20 лет, органично образовали главы и разделы настоящего издания, демонстрируя целостность и системность психологической концепции их автора. 

Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004. 480 с.

Монография посвящена разработке фундаментальных проблем психологической науки. Раскрыты основания, содержание и тенденции развития принципа системности в психологии. В рамках онтологического подхода обсуждаются природа и механизмы восприятия человеком действительности. Проводится анализ основных концепций общения и его влияния на организацию познавательных процессов. На различных экспериментальных моделях показаны место и роль восприятия в структуре общения.

Книга адресована психологам, философам, социологам, специалистам в области искусственного интеллекта, эргономики и дизайна. 

Безденежных Б.Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 271 с.

В монографии представлены результаты исследований, выполненных в русле теории функциональных систем П.К. Анохина и системно-эволюционного подхода В.Б. Швыркова и направленные на изучение закономерностей взаимодействия функциональных систем в реализующейся деятельности. На основе оригинальных экспериментальных исследований описаны нейрохимические и нейрофизиологические механизмы объединения систем. Автор показывает, что в основе формирования каждого последовательного действия лежит афферентный синтез, во время которого происходит объединение самых разных систем. Выявлены электроэнцефалографические корреляты этого процесса. Обнаружены закономерности в межсистемных отношениях, ведущих к совершению деятельности, описанию влияния алкоголя на эти отношения.

Книга рассчитана на психологов и специалистов в области нейросистемных процессов. 

Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: ИП РАН, 2004. 312 с.

Книга содержит теоретический анализ проблемы социальных представлений, в частности проблемы социальных представлений о нравственном идеале. На обширном биографическом, автобиографическом и других материалах, а также опираясь на результаты многолетних эмпирических исследований, автор рассматривает особенности нравственного идеала у русских: социальные представления о праве и нравственном человеке, представление о Родине и о «типично русском» человеке, представление о «настоящем празднике» и др.

Для психологов, философов, педагогов и широкой читательской аудитории. 

Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: ИП РАН, 2004. 270 с.

В книге представлены результаты научных исследований в области психологии интеллекта и креативности. Рассматривая реальные ситуации межличностного взаимодействия учителя и ученика в условиях различных форм обучения — в группах профессионалов при совместном решении проблем, в условиях специально организованных социальных взаимодействий (в ходе тренинга, ассесмента и деловых игр) — автор описывает общие закономерности влияния факторов межличностного взаимодействия на проявления психометрического интеллекта и креативности, а также приводит случаи из психологической практики.

Книга предназначена для психологов-исследователей, психологов-практиков, студентов и широкого круга специалистов, интересующихся оценкой и развитием интеллекта и креативности. 

Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: ИП РАН, 2004. 476 с.

Монография посвящена теоретическим, эмпирическим и прикладным проблемам отечественной психологии управления, которые проанализированы как в историческом, так и в современном контексте. Обоснован авторский подход к психологическим исследованиям процессов управления как взаимодействия между людьми в иерархически организованных системах. Большое место в книге занимает описание авторских методических приемов изучения деятельности и личности руководителя трудового коллектива. Показана динамика требований к личности руководителя, вызванная социально-экономическими изменениями в российском обществе в целом и в конкретных организациях в частности. Заметное внимание уделяется различным формам работы с управленческим персоналом: психологической оценке, аттестации, выборам на конкурсной основе, активным методам обучения, психологической подготовке и др. Монография содержит библиографию работ по психологии управления, опубликованных на русском языке, а также методические приложения.

Книга предназначена, прежде всего, для психологов, специалистов в области психологии управления, а также для представителей смежных отраслей знания: социологии, менеджмента, политологии, управления персоналом, административного и муниципального управления. 

Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: ИП РАН, 2004. 415 с.

В книге обсуждаются методолого-теоретические проблемы историко-психологического познания, рассматриваемые в контексте закономерностей науковедения и гуманитарной парадигмы. В центре внимания — онтологический анализ предмета истории психологии, конпептуализация ее объекта. Обосновывается более широкое понимание предметной области истории психологии, включающей наряду с исследованием развития научных психологических идей также психологическое знание, разрабатывающееся в различных вне научных областях общественной мысли. Проблемы методологии истории психологии рассматриваются в контексте современных тенденций развития науки. 

Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: ИП РАН, 2004. 296 с.

На основе богатого историко-психологического материала раскрывается содержание феномена самоутверждения личности. Субстратный, атрибутивный, структурный, функциональный и генетический виды анализа проблемы позволяют построить авторскую концепцию утверждения личностью ценности собственного «Я». На материале лонгитюдного исследования подростков проверяется основная теоретическая гипотеза о том, что самоутверждение личности происходит по эпигенетическому принципу. Решение подростком таких задач как формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей и перестройка отношений с родителями определяет предмет и средства его самоутверждения.

Книга предназначена для специалистов в области психологии личности и психологии развития. 

Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 256 с.

Автор книги член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук Т.Н. Ушакова — известный исследователь психологии речи и языка, психолингвистики. В книге раскрывается новая концепция природы речеязыковой способности человека, опирающаяся на представление о внутренних факторах развития и функционирования речи. Показано, что речевой онтогенез основан на заложенных в ребенке от рождения психофизиологических механизмах. Раскрывается значение данных, описывающих речеподобное поведение высших обезьян. Прослеживаются пути возможных психогенетических влияний на речь. Аргументируется теоретическая концепция речеязыкового механизма, инициируемого интенциональными побуждениями, и обеспечивающего функцию самовыражения субъекта, отражения содержания его внутреннего мира, общения с окружающими, вхождения в человеческую культуру.

Журавлев А.Л.
Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы)
ISBN: 5-9270-0039-8
476 стр., 60*90/16|пер

Монография посвящена теоретическим, эмпирическим и прикладным проблемам отечественной психологии управления, которые проанализированы как в историческом, так и современном контексте. Обоснован авторский подход к психологическому исследованию процессов упр

Миракян А.И.
Контуры трансцендентальной психологии (кн. 2)
ISBN: 5-9270-0051-7
384 стр., 860*90/16|пер

Эта книга продолжает знакомство читателя с новым научным направлением в изучении психических процессов отражения (Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Книга 1. - М. 1999). Изд-во "Институт психологии РАН", наряду с материалами обсуждений к

Карпов А.В.
Психология рефлексивных механизмов деятельности
ISBN: 5-9270-0052-5
424 стр., 60*90/16|пер

В работе представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований структурной и процессуальной организации рефлексивной регуляции деятельности. Предпринята попытка создания обобщающей концепции рефлексии, с позиций которой она трактуется как

Сергиенко Е.А. (ред.)
Исследования по когнитивной психологии
ISBN: 5-9270-0028-2
478 стр., 60*90/16|пер

Авторы трудов, включенных в данный сборник, осуществляют теоретический и эмпирический анализ современных проблем когнитивной психологии, которые выходят за узкие рамки ее традиционного предмета. Работы составляют четыре тематических раздела: "Репрезентаци

Безденежных Б.Н.
Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности
ISBN: 5-9270-0064-9
271 стр., 60*90/16|обл

В монографии представлены результаты исследований, выполненных в русле теории функциональных систем П. К. Анохина и системно-эволюционного подхода В.Б. Швыркова и направленных на изучение закономерностей взаимодействия функциональных систем в реализующейс

Кольцова В.А.
Теоретико-методологические основы истории психологии
ISBN: 5-9270-0052-2
416 стр., 60*90/16|пер

В книге обсуждаются методолого-теоретические проблемы историко-психологического познания, рассматриваемые в контексте закономерностей науковедения и гуманитарной парадигмы. В центре внимания - онтологический анализ предмета истории психологии, концептуали

Карпов А.В.
Метасистемная организация уровневых структур психики.
ISBN: 5-9270-0066-5
504 стр., |пер

Обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в ряде фундаментальных общепсихологических направлений - в области изучения психических процессов, способностей, деятельности, процессов принятия решения. Предложен и реализов

Платонов К.К.
Мои личные встречи на великой дороге жизни
М., 2004. 200 с.

В книгу вошли воспоминания выдающегося ученого-экспериментатора, психолога и невропатолога, военврача и летчика Константина Константиновича Платонова. Становление психологии как науки в молодой стране по имени Советский Союз встретило множество видимых преград и подводных рифов. Книга представляет интерес как история борьбы настоящих ученых, преданных своему делу, с косностью руководства и бюрократизмом чиновников, с непониманием научных идей. Это история о людях, которые, невзирая на сложности быта, испытывая боль войны и разруху, стремились и упорно шли к высокой цели. Все это предстает перед нами сквозь призму чувств и душевных терзаний тех, кто творил науку, кто, идя по великой дороге жизни, оставлял свой глубокий след не только в науке, но и в сердцах последователей и учеников.

Эта книга издана в память о дорогом учителе силами помнящих его учеников.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН