1990 год

Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990. 240 с.

Монография посвящена исследованию свойств и закономерностей визуального отражения человеком окружающей действительности. Главная тема книги — логика развития перцептивного процесса: его возникновение, становление и преобразование в процессе непосредственного взаимодействия индивида со средой. В качестве основной конструктивной единицы предлагается понятие перцептивной системы — функционального целого, которое обладает свойствами самоорганизации и саморазвития и раскрывается в трех основных планах: а) как форма жизнедеятельности индивида; б) как особый срез науки в целом — перцептивный комплекс, объединяющий мотивационно-оценочный, когнитивный, диспозиционный и исполнительный компоненты восприятия; в) как чувственный образ или продукт собственно восприятия. Развитие перцептивной системы характеризует целостный перцептивный процесс. В русле системно-генетического подхода представлены и апробированы оригинальные методы исследования микропроцесса зрительного восприятия, с помощью которых получены новые данные, раскрывающие неизвестные ранее закономерности динамики зрительного поля наблюдателя и функциональной организации фиксационных поворотов глаз. Выявлено содержание основных моментов целостного микропроцесса зрительного восприятия: его основания, состав психологических свойств, детерминации, механизмов, структуры, стадий развития, уровней организации. 

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990. 214 с.

Впервые систематически исследуется взаимосвязь мышления и общения в плане философско-психологического сопоставления деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) и знакоцентристского (М.М. Бах-тин, Л.С. Выготский и др.) подходов к изучению человека и его психики. Согласно первому из этих подходов, люди формируются и развиваются в ходе общения, прежде всего, на основе изначально практической деятельности (действий, поступков и т.д.). Согласно второму, главным фактором психического развития человека являются знак, слово, речь. В книге показано, что дети овладевают знаками и речью лишь на базе исходных сенсорных, практических, коммуникативных контактов с людьми и предметами. Речь, не будучи деятельностью, вторична по отношению к ней и по мере своего развития оказывает на нее все более сильное влияние. Внутри мышления как деятельности субъекта выделено и изучено мышление как специфически непрерывный процесс, сопоставленный с функционированием компьютера и с математическими структурами. Такой процесс экспериментально исследован на материале решения одной и той же системы задач: а) одним испытуемым, и б) двумя общающимися друг с другом испытуемыми. Во втором случае показано, что диалог подчиняется мышлению как деятельности и как процессу: лидером становится тот из двух испытуемых, кто раньше наметит перспективный путь решения, принятый его партнером. Этот вывод отличается от противоположной точки зрения Бахтина и его последователей, согласно которой мышление, вообще познание, подчиняется диалогу. В итоге по-новому сопоставлены деятельностный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым методологический принцип общения и предложенная Бахтиным теория диалога. 

Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: Саратовский университет, 1990 (Ч. 1. 140 с. Ч. 2. 160 с.).

В книге представлены научные результаты исследований по теме психологической диагностики способностей учащихся. В результате исследований была получена обобщенная формальная модель теста. В работе сформулировано положение о необходимости и приемлемости психологического тестирования способностей школьника в процессе обучения. Разработанный тест может применяться для оценки уровня развития мышления (математического) учеников 4—10 классов после овладения соответствующим учебным материалом. Книга предназначена для педагогов, психологов. 

Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. М., 1990. 113 с.

Автором раскрывается история развития и применения математических методов в психологии, а также возникновение математической психологии как самостоятельной дисциплины. Дается краткий очерк основных направлений современной математической психологии. Обсуждаются вопросы, связанные с определением объекта, предмета исследования и основного метода исследования в математической психологии. Дается критический обзор современных методов многомерного шкалирования, вводятся фундаментальные для психологии понятия субъективного пространства и его математической модели. Разрабатывается новый метод исследования и моделирования субъективных пространств, являющийся обобщением метода метрического многомерного шкалирования. 

Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1990. 408 с.

В книгу включены основные работы известного советского психолога, члена-корреспондента АПН СССР, посвященные проблемам свойств нервной системы человека, их структуры, имеющим теоретическое и практическое значение. В работах обобщен большой экспериментальный материал, систематизированы достижения нового научного направления — дифференциальной психофизиологии,— являющегося естественнонаучной основой исследований индивидуальности.

Для специалистов в области психологии и физиологии.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН