1989 год

Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения). М., 1989. 248 с.

Это первая в СССР монография, посвященная анализу творческого пути выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна (1889 — 1960). В данной работе впервые подробно представлены марбургский и одесский периоды его творчества (10 — 20-е годы ХХ в.), когда были заложены философско-методологические предпосылки его последующих трудов и сформулированы принцип субъекта и деятельностный подход.

В ходе анализа рукописей 20-х годов особое внимание уделено его оригинальным разработкам проблем онтологии. Представлена относящаяся к 30-м годам диалектико-материалистическая концепция единства личности, сознания и деятельности как методологическая основа построения психологической науки в ходе преодоления ее кризиса. Показано, как эта концепция реализована в теоретической и экспериментальной психологии С.Л. Рубинштейном и его ленинградскими учениками.

Проанализировано дальнейшее развитие его теории на основе выдвинутого им в конце 40-х годов принципа детерминизма (внешние причины действуют через внутренние условия). С позиций этого принципа С.Л. Рубинштейн и его московские ученики разработали теорию психического как процесса (прежде всего на материале психологии мышления). Рассмотрена философская концепция человека, созданная Рубинштейном в последние годы жизни.

Прослежено дальнейшее развитие теории Рубинштейна, осуществленное учениками после его смерти.

Субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна сопоставлен со знакоцентристским подходом Л.С. Выготского, с теориями Ж. Пиаже, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева и др.

Раскрыт нравственно-психологический облик С.Л. Рубинштейна как мужественного и талантливого ученого, который, даже будучи жертвой борьбы с космополитизмом в 1948—1953 гг., не изменил идеалам гуманизма, истины, науки. 

Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., 1989. 233 с.

В монографии рассматривается проблема организации и формирования психологических структур с позиций системно-эволюционного подхода П.К. Анохина. В книге проанализирована активность нервных элементов моторной, зрительной, соматосенсорной областей коры, ретикулярной формации, тригеминального мезенцефалического ядра и оптического тракта кролика, волокон лучевого нерва человека, актографические показатели и электрическая активность мышц при изменении среды, движений и целей поведения. Формулируется представление о поведенческом акте как иерархии функциональных систем, уровни которой отражают последовательные стадии становления поведения: врожденные субсистемы, базовые и дифференцированные системы. Сопоставлено психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов, которое рассматривается как участие в реализации этих систем. 

Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989. 191 с.

В книге рассматриваются психологические аспекты профессиональной журналистики и проблемы убеждения. Показано, что как наиболее часто встречающиеся недостатки в работе журналистов, так и ее успехи, как правило, связаны с умением или неумением учитывать и использовать закономерности человеческого восприятия, особенности логической обработки информации, социально-психологический контекст описываемых событий, характеристики воспринимающей аудитории и значение личностных характеристик коммутатора. Автор подчеркивает, что любое информационное сообщение следует рассматривать не только в его логическом, но и в особом «психологическом» контексте. 

Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М., 1989. 193 с.

В монографии представлены результаты многоаспектного рассмотрения речи, интеграции психологических, психолингвистических и лингвистических данных, рассматриваемых в целостной структуре речевого общения. Исследуется функциональная структура речевого механизма, выделяются его звенья, характеризуется звено внутренней речи как хранилище языкового опыта. Анализируются речевые функции, непосредственно связанные с работой внутриречевого механизма — вербальная память, речевая семантика. Рассматривается функционирование речи в общении, что позволяет выделить формы речевого взаимодействия, перейти к вопросам прикладного характера. 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН