1984 год

Бобнева М.И. Методологические и теоретические проблемы лонгитюдных и когортных исследований социального развития личности (за рубежом). М.: ИНИОН, депонир., № 16818. 1984.

В монографии разработаны основные методологические и теоретические проблемы использования лонгитюдных и когортных методов исследования закономерностей и психологических механизмов социального развития личности. Анализ материалов крупнейших зарубежных лонгитюдных и когортных исследований позволил выявить возможности и ограничения этих методов при изучении ряда центральных проблем социального развития личности. Данные лонгитюдных и когортных исследований используются автором при анализе закономерностей континуальности и дисконтинуальности личности, при изучении стадий развития личности в зрелом возрасте, выявлении особенностей социализации и влияния социальных факторов на процессы развития личности, а также устойчивости и изменчивости социально-психологических свойств и качеств, роли нормативно-ценностных факторов в становлении свойств личности и форм социального поведения.

Наименее полно — методологически и теоретически — в отечественной психологии до последнего времени был разработан когортный метод. В монографии анализируются основные категории и положения когортного метода, рассматриваются важнейшие феномены когортного развития личности.

Специальное внимание уделяется анализу ряда недостаточно разработанных проблем в этой области — данным квалитативных лонгитюдных исследований, приемам ретроспективного когортного анализа, включению нормативно-ценностного анализа в лонгитюдные и когортные исследования. Приводятся данные о теоретических школах и базовых моделях личности, используемых различными исследователями и дается критический анализ этих направлений. 

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев,1984. 208 с.

В монографии предложена причинно-целевая концепция психологического времени, на основе которой исследуются различные формы переживания прошлого, настоящего и будущего, психологический возраст, механизмы временной саморегуляции личности. Описана оригинальная методика диагностики картины жизненного пути личности (каузометрия). 

Крылов В.Ю., Морозов Ю.И. Кибернетические модели и психология. М., 1984. 173 с.

Монография посвящена применению основных положений и методов кибернетики в психологии. Рассматривается широкий круг вопросов, связанных с исследованием и моделированием сложных целенаправленных систем; описаны принципы их моделирования.

Приводится модель целенаправленной системы в форме иерархического обучаемого автомата. С единых позиций целенаправленной эволюционной системы охарактеризованы контактные и профессиональные коллективы и приведены результаты конкретных исследований. 

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 с.

Книга посвящена актуальным методологическим проблемам психологической науки. Дается общая характеристика ее современного состояния и тенденций развития, обсуждаются пути развития ее теории. Главный акцент автором сделан на применении принципов системного подхода в исследовании психических явлений. Реализация этого подхода потребовала обращения к базовым категориям, на основе которых строится понятийный аппарат психологии, формулируются теоретические представления о предмете, определяется область исследований, разрабатываются методы познания и решения практических задач. Показываются эвристические возможности категорий для анализа психических явлений. В монографии исследуются принципы системного подхода в психологии: проблема закона, вопросы системной детерминации поведения и психики. Большое внимание уделено анализу категории отражения в психологии. Автор исследует психическое отражение как процесс, выделяет его уровни и формы. В разделе, посвященном проблеме деятельности рассматривается ее психологический аспект, дается строение индивидуальной деятельности, обсуждаются вопросы совместной деятельности. Категорию общения, наряду с отражением и деятельностью, автор считает базовой. Выделяются функции и структура общения, особенности психических процессов в условиях общения.

Дается анализ категории личности. Прослеживается связь личности с общественными отношениями, ставится проблема самодетерминации развития личности, ее направленности. Рассматриваются вопросы соотношения биологического и социального в детерминации психики человека.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН