1976 год

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 с.

В книге рассмотрены некоторые методологические и теоретические проблемы мотивационной детерминации поведения личности. Цель книги — обратить внимание на многоплановость человеческой мотивации, в отличие от механистического, метафизического ее понимания, подчеркнуть диалектическую противоречивость ее структурного строения.

Книга содержит анализ состояния и перспективы разработки проблемы генетических истоков человеческой мотивации, сущности мотивационной детерминации и структурного строения мотивационной системы. Специально рассматривается вопрос о структурных составляющих мотивации: непрерывно-процессуального и дискретного моментов, актуального и потенциального

состояний побуждений, положительной и отрицательной модальности побуждений, содержательной и динамической сторон мотивации. При анализе мотивации как специфической формы отражения действительности выделяются механизмы смысловой интеграции мотивов, их динамической гармонизации. В главе, посвященной мотивационным аспектам управления

формированием личности, высказывается позиция автора о психологических особенностях формирования личности в обществе и специфике мотивационной детерминации процессов воспитания и управления.

В заключительном разделе книги представлены перспективные направления исследования мотивации поведения личности в теоретическом и эмпирическом аспектах. 

Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976. 395 с.

В монографии излагаются теории и методы учения о порогах и измерении сенсорной чувствительности. Книга состоит из двух разделов. В первом из них рассматриваются теоретические подходы к решению проблемы порогов в классической и современной психофизике; во втором — обсуждаются используемые в психофизике методы исследования. Подробно проанализировано состояние проблемы дискретности и непрерывности как принципов работы сенсорной системы в классической и современной психофизике. Автор подчеркивает, что классическая и современная психофизика различаются скорее как два разных подхода, а не как два временных этапа в развитии одной науки. Во втором разделе, состоящем из десяти глав, излагаются конкретные методы исследования. Содержание этих глав построено по единому принципу: дается общая характеристика метода, организация экспериментальной процедуры, описание получаемых показателей, обработка результатов экспериментального исследования, представлены варианты метода и, наконец, сделаны некоторые выводы, касающиеся специфики применения данного метода. В заключительном разделе дано соотнесение психофизических методов и их теоретических моделей. В приложении к монографии приводятся необходимые статистические таблицы для расчета используемых показателей чувствительности. 

Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. 190 с.

Монография представляет собой эстетико-психологическое исследование генезиса и содержательной специфики эстетической потребности.

Конкретно-научный анализ природы эстетических потребностей соотнесен с более широким теоретическим и методологическим контекстом, связанным с рассмотрением основных положений марксистской концепции человеческих потребностей, принципов их классификации, закономерностей формирования и развития, форм проявления в индивидуальном сознании.

Центральной для исследования является идея об универсальном и творчески активном характере эстетических потребностей диалектически связанных как с актом потребления, так и созидания художественных ценностей. Универсальность эстетической потребности раскрывается через представленность в ее структуре личностных побуждений самого различного характера: познавательных нравственно-оценочных, «наслажденческих», творческих, практически-преобразовательных и др. С позиций универсальной природы эстетической потребности автор подвергает критическому анализу различные эстетико-психологические теории и, прежде всего, теории гедонизма, «вчувствования», познавательного интеллектуализма. Раскрываются их односторонность и неправомерные притязания на обоснование всеобщей сущности искусства и эстетических потребностей.

В процессе исследования выдвигается и обосновывается положение о том, что генетической основой эстетической потребности является потребность человека в общении. Именно этот своеобразно претворенный в структуре эстетической потребности мотив межличностного общения рассматривается в качестве центрального побудительного звена и системного основания их многофункциональной сущности. Автор отстаивает идею гармонического воспитания личности средствами искусства, отмечает уникальную роль эстетических потребностей в духовном развитии и повышении культуры общения людей. 

Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М.: ИУНХ, 1976. 119 с.

В данной книге всесторонне анализируется проблема стиля руководства коллективом. Разработана концептуальная модель его определения, оригинальная методика и типология руководства первичными трудовыми коллективами. Выделена совокупность факторов, детерминирующих формирование стиля руководства. Она включает следующие их основные группы: институциональные характеристики, содержание совместной деятельности, особенности руководимого коллектива, личностные свойства руководителя и ситуативные факторы.

Рассмотрены результаты конкретных социально-психологических исследований эффективности различных стилей руководства, при этом эффективность оценивалась по производственным социально-психологическим и интегративным показателям. Проблема стиля проанализирована в связи с большой совокупностью психологических вопросов деятельности и личности руководителя. В книге предложены функциональная и структурная модели деятельности руководителя, психологическая структура и основные типы личности руководителя. 

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 336 с.

Настоящее издание работ В.Д. Небылицына является собранием теоретических и экспериментальных исследований в области изучения нейрофизиологических основ индивидуальных различий человека. Работы, включенные в книгу, представляют собой логическую систематизацию и обобщение совреенных представлений об основных свойствах нервной системы, являющихся главнейшими детерминантами динамических особенностей личности. В книгу также вошли последние работы В.Д. Небылицына, публикуемые впервые. 

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280 с.

Раскрывается значение исследований творческой деятельности человека для развития педагогической теории и практики управления педагогическим процессом. Выясняется специфика проблем творчества и роль педагогики в изучении этих проблем. Прослеживается тенденция исторического процесса исследований творчества, познавательные барьеры на пути понимания его природы и аналогичные барьеры в развитии понимания природы психического. Предлагаются пути преодоления таких барьеров. Определяется место педагогики в системе комплексного изучения творчества и стратегия такого изучения.

В таком контексте описывается психологический аспект изучения творчества и его значение для педагогики. Дана характеристика неоднородности результата действия человека (наличия в нем прямого осознаваемого и побочного неосознаваемого продуктов) как необходимого условия творческого акта и основы построения психологических моделей творчества. Предложена психологическая система понятий, отображающих этот процесс, построены его психологические модели. Дана картина развития внутреннего плана действий человека, послужившая основой для разработки представления о психологическом механизме творчества, и общая характеристика этого механизма. Развитый внутренний план действий принимается как необходимое условие психологического уровня организации творчества в области науки. Он создает возможность

адекватной связи индивида со сферой общественного познания, имеет решающее значение при анализе научных проблем. Подчеркивается, что до сих пор развитие внутреннего плана действий не выделялось в широких масштабах как специальная задача обучения. Показано, что учет результатов, полученных психологией творчества, может существенно помочь совершенствованию образовательно-воспитательного процесса. 

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 303 с.

Рассмотрено развитие идей психологии творчества и показано, что известные способы получения знаний о механизмах творчества уже исчерпали свои возможности. Задача дальнейшего изучения творчества превращается в сугубо творческую задачу — необходимы оригинальные, неожиданные решения. В качестве одного из таких решений выступает положение о коренном преобразовании взгляда на природу творчества: оно понимается как взаимодействие, ведущее к развитию, как механизм развития; творчество человека есть одна из конкретных форм этого механизма. В основу ее изучения положен установленный автором в итоге анализа обширного материала собственных экспериментальных исследований принцип развития — закон формирования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий. Он распространен на все дальнейшие проблемы, прежде всего, на выработку стратегии комплексного исследования творчества, на анализ места психологии в системе такого исследования. Предметом психологии творчества становится его психологический механизм, центральное звено которого представлено этапами онтогенеза интеллекта, трансформированными в структурные уровни его организации. Эти уровни и выступают как ступени решения творческих задач. Потребность в новизне формируется при доминировании высших уровней организации функционирующего механизма; средства к удовлетворению такой потребности добываются при доминировании низких уровней. Удовлетворение потребности в новизне и развитии опирается на интуицию, эффект которой затем может быть вербализован и формализован. Рассматриваются и другие элементы механизма, связанные со способностями к творчеству, качествами творческой личности, а также проблемы управления творчеством человека. Описан ряд неизвестных ранее психологических закономерностей творческого акта и формирования благоприятствующих ему условий.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН