2007 год

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.
Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования.
ISBN: 978-5-9270-0106-4
480 стр., 60*90/16|пер

Книга посвящена проблеме, наиболее актуальной в критические (переломные) периоды развития общества, когда радикально изменяются системы ценностей в массовом, групповом и индивидуальном сознании. Систематизация и обобщение результатов исследований позволили авторам рассмотреть ряд типичных для российской действительности экономико-психологических феноменов, выявить и описать некоторые закономерности экономического самоопределения. В качестве одного из теоретических оснований анализа предложена "уровневая модель самоопределения субъекта". Данная модель является перспективной для исследования динамично развивающегося сознания субъекта в изменяющихся, нестабильных условиях. Выполненный анализ позволил убедительно показать, что экономическое самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его экономической активности. Разработанная теоретическая модель, выделенные закономерности самоопределения, методические приемы его исследования представляют интерес для специалистов в области социальной, экономической и организационной психологии, психологии личности, труда и управления, а также смежных наук - поведенческой экономики, экономической социологии, управления персоналом, социальной работы и др.

Моросанова В.И., Аронова Е.А.
Самосознание и саморегуляция поведения
ISBN: 978-5-9270-0104-0
213 стр., 60x90/16|пер

Книга посвящена интересной и малоизученной проблеме - личностной регуляции поведения человека. Поднимаются вопросы о том, всегда ли и в какой мере наше самосознание (ценности, установки, Я-концепция) регулирует поведение. Рассмотрены современные концепции самосознания и его структуры. Представлены развитые авторами оригинальные положения о взаимосвязи индивидуальных особенностей саморегуляции и базовых компонентов самосознания. Эти положения обоснованы данными эмпирических исследований регуляторной роли самосознания в юношеском возрасте. Особый интерес представляет уникальный материал об эффектах различных образовательных систем в личностном и субъектном развитии старшеклассников.

Книга предназначена для профессиональных психологов-исследователей и студентов, практических психологов в области образования, а также педагогов и родителей.

Журавлев А.Л., Юревич А.
Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива.
ISBN: 978-5-9270-0093-7
528 стр., 60х90/16|пер

В книге, представляющей собой сборник статей ведущих отечественных методологов психологии, рассматриваются ее наиболее актуальные методологические проблемы — как «вечные», сопровождающие психологическую науку с ее первых шагов, так и новые, обострившиеся на постнеклассической стадии ее развития. Описывается судьба ряда базовых исследовательских направлений отечественной психологии, их современное состояние и перспективы. Анализируются возможности интеграции психологии, традиционно разобщенной на различные школы и исследовательские направления, перспективы построения единой психологии в условиях легализации методологического плюрализма, характерного для современного этапа се развития.

Книга предназначена для психологов, небезразличных к методологическим проблемам психологической науки и практики, а также для представителей смежных наук, интересующихся методологией социогуманитарного познания.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАК ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
А. Л. Журавлев
ОСОБЕННОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 15
Т.Д. Марцинковская
ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 33
М.С. Гусельцева
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ 45
ДА. Леонтьев
НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ВЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 74
ТВ. Корнилова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА, ИЛИ ЛОЖНЫЕ ДИХОТОМИИИ
В ПСИХОЛОГИИ 95
В.Ф. Петренко
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 119
А.Н. Поддъяков
РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОБЛЕМ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ 136
С.Д. Смирнов
ОБРАЗ МИРА КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 157
В.М. Аллахвердов
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ТРИВИАЛИЗАЦИЯ ОБОСНОВАННОЙ
АХИНЕИ 174
Г.В. Залевский
ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ 195
И.Н. Карицкий
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ 22
ЧАСТЬ II
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ
И НОВЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
И.А. Мироненко
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ 249
В.А. Барабанщиков
ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 268
Е.Е. Соколова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО CONTRA ПЛЮРАЛИЗМ:
ШКОЛА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА ПРОТИВ СОВРЕМЕННОЙ
ДИХОТОМИЗАЦИИ психологии 286
А.В. Карпов
ПРЕДПОСЫЛКИ и ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАСИСТЕМНОГО ПОДХОДА
в ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 313
В.В. Знаков
От ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА — к психологии ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
БЫТИЯ 330
А.А. Деркач
АКМЕОЛОГИЯ в СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ 352
В.А. Петровский
ОБЩАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ: КОНТУРЫ И КОНТЕКСТ 376
В.И. Кабрин
ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА
ЦЕННОСТНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА 396
ЧАСТЬ III ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИИ
В.А. Мазилов
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 427
ЕМ. Чуприкова
Из ОПЫТА ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 459
И.Е. Гарбер
МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГИИ 484
A3. Юревич
ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ: УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? 503
АВТОРЫ 525

Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В.
Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии
ISBN: 978-5-9270-0121-7
461 стр., 60x90/16|пер

В книге представлены 172 иллюзии, возникающие у летного состава в полетах на самолетах и вертолетах. Психолого-педагогический анализ содержания иллюзий позволил их расклассифицировать по восьми параметрам: наименование иллюзии, частота встречаемости, длительность воздействия, влияние на безопасность полетов, механизмы, причины, условия, способствующие ее яркому проявлению, действия пилотов при возникновении иллюзий.
Материал изложен в учебно-педагогическом ключе: виды проявления, механизмы, средства борьбы. Создан новый полноценный каталог дезориентаций в виде открытой системы для пополнения ее летным составом, методистами летного обучения.

Книга рассчитана на инструкторский и летный состав, авиаспециалистов, в том числе преподавателей летных учебных заведений, авиационных врачей, психологов и эргономистов, а также участников комиссий по расследованию летных происшествий и представителей авиаадминистрации.


Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА И УЧЕНИЕ ОБ ИЛЛЮЗИЯХ —
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ 12
1.1. Общие предпосылки 12
1.2. Пространственная ориентировка — фундаментальная проблема высокоманевренного полета 28
1.3. Нарушение пространственной ориентировки (пространственная дезориентация) 42
1.4. Материалы зарубежных исследований по проблеме пространственной дезориентировки 46
1.5. Пространственная ориентировка — антагонист пространственной дезориентировки 50
1.6. Психологические особенности ориентировки человека в пространстве 59
1.7. Определение понятия «иллюзии полета» 69
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ЧЕЛОВЕКА (АНАЛИЗАТОРЫ ОРГАНОВ ЧУВСТВ) 75
2.1. Зрительный анализатор 78
2.2. Слуховой анализатор 84
2.3. Вестибулярный анализатор 87
2.4. Кожный анализатор 90
2.5. Кинестетический анализатор (проприорецепция) 91
2.6. Обонятельный анализатор 91
2.7. Вкусовой анализатор 92
2.8. Функциональная взаимосвязь анализаторов 92
3. КЛАССИФИКАЦИЯ иллюзий 94
3.1. Определение оснований для классификации иллюзий 94
3.2. Обоснование выбора классификации иллюзий 97
3.3. Новая классификация иллюзий 103
4. АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ 130
5. ДЕЙСТВИЯ пилотов ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ИЛЛЮЗИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ 138
6. ОПИСАНИЕ ИЛЛЮЗИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
и ДВИЖЕНИЯ 147
6.1. Описание групп иллюзий 147
6.2. Иллюзии тангажа 243
6.3. Иллюзии ВЫСОТЫ 284
6.4. Иллюзии скорости полета 337
6.5. Иллюзии вертикальной скорости полета 345
6.6. Иллюзии скольжения 347
6.7. Иллюзии курса 349
6.8. Иллюзия дальности 369
6.9. Иллюзии разворота самолета 380
6.10. Иллюзии при пользовании посадочной фарой 382
6.11. Иллюзорные восприятия объектов пространства .... 385
6.12. Условия развития и характер проявления иллюзорных ощущений у пилотов вертолетов 426
7. КАК ПИЛОТУ ГОТОВИТЬ СЕБЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПОЛЕТЕ 434
7.1. Метод опорных точек как способ формирования пространственных представлений 435
7.2. Принципы и правила пространственной ориентировки 438
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 444
ЛИТЕРАТУРА 447
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 460

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН