Скончалась Людмила Ивановна Анцыферова. СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

                                                                ОТПРАВИТЬ ВАШЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ

10 сентября 2013 года на 89-м году жизни скончалась Людмила Ивановна Анцыферова – замечательный российский ученый с мировым именем. Людмила Ивановна известна как ведущий специалист в области методологии, теории и истории психологии, психологии развития и геронтопсихологии,  автор фундаментальных работ по психологии мышления и личности. Доктор психологических наук, профессор, почетный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки России Л.И. Анцыферова, отдавая мировой и отечественной науке, Российской академии наук, Институту психологии РАН весь свой талант, мастерство, добросердечность, всегда последовательно отстаивала  нравственные принципы построения человеческих отношений, оставалась верной выбранной ею стезе – научной психологии, «зная высокое счастье никогда не устающей мысли». Живой интерес к творчеству другого человека, чувствительность к новому, радение за свое и общее дело, а также требовательность, строгость и справедливая критика далеких от истинной науки идей, пытливость ума, потребность в профессиональном совершенствовании всегда отличали Людмилу Ивановну как уникального, неординарного и интересного человека и ученого. 

Светлую память о дорогой Людмиле Ивановне – выдающемся ученом, талантливом организаторе науки, интересном собеседнике, верном товарище, друге, наставнике и учителе, очень хорошем человеке – мы сохраним в наших сердцах.    

Похороны Людмилы Ивановны Анцыферовой состоялись в четверг 12 сентября на Калитниковском кладбище (Большой Калитниковский проезд 11). 

 

 

 

На адрес института поступают соболезнования от коллег из других учреждений, городов и стран. Публикуем некоторые из них

Глубоко скорбим в связи с кончиной выдающегося ученого и прекрасного человека, гордость отечественной психологии – Людмилы Ивановны Анциферовой.

Свято будем хранить память и постоянно обращаться к научному наследию дорогой нам всем Людмилы Ивановны.
Кафедра психологии, факультет педагогики и психологии Курского государственного университета.

 

Приносим свои соболезнования родным и сотрудникам Института психологии РАН, сотрудникам лаборатории в связи с кончиной Людмилы Ивановны Анцыферовой.

От лица всех преподавателей и студентов примите наши соболезнования.

Кафедра психологии Башкирского госуниверситета. Уфа


"Мне трудно выразить словами свои чувства, я потрясен, я плачу... Людмила Ивановна так много сделала для меня, так много значила для меня. Она была моим дорогим Учителем, прекрасным, светлым, благородным человеком. 

Хорошо помню, как Людмила Ивановна долго беседовала со мной – студентом-практикантом из далекого Ташкента – когда я изъявил желание пройти стажировку в возглавляемом ею Отделе философских проблем психологии Института психологии Академии наук. Сейчас даже трудно представить, чтобы ученый такого масштаба проявил подобный искренний интерес к простому студенту. Но Людмила Ивановна была необыкновенным человеком, ученым с Большой буквы, человеком, всецело преданным Науке. Та незабываемая встреча изменила меня, вдохновила меня: это была встреча с Учителем. 

Людмила Ивановна стала руководителем моей практики и курсовой работы на четвертом курсе университета, далее была руководителем дипломной работы на пятом курсе, а также руководителем кандидатской диссертации в аспирантуре. Каждая беседа с ней была особым событием, соприкосновением с Духовностью, Наукой, Человечностью. Ее отличали удивительная чуткость, изумительный такт, истинная интеллигентность. Трудно передать особую манеру ее речи, тембр и интонацию ее голоса: мне кажется, так мог говорить только глубоко интеллигентный, порядочный, духовный человек. 

Я не знаю, кем бы я стал без ее участия. Без ее советов, размышлений. Людмила Ивановна всегда интересовалась моей семьей, знала имена моих детей и супруги, очень поддержала меня, когда умерли мои родители... 

Я благодарен судьбе, что знал Людмилу Ивановну, что был ее учеником. Я искренне благодарен ей за все, что она сделала для меня. Последний раз, когда мы общались по телефону, она сказала, что уже не может читать, но она просила меня рассказать о моих научных работах, изысканиях. У нее был неутомимый исследовательский дух, мощный ум ученого-мыслителя. Она искала новое даже в исследовании старости, она была инноватором.   

Ее кончина – огромная потеря для всей мировой психологической науки. Хочу выразить искренние соболезнования ее родным и близким, ученикам и коллегам. Светлая память о Людмиле Ивановне навсегда сохранится в наших сердцах». 

Алишер Файзуллаев, доктор политических и кандидат психологических наук, директор Лаборатории переговоров и профессор кафедры практической дипломатии Университета мировой экономики и дипломатии, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан.  


Людмила Ивановна была удивительно целостным и гармоничным человеком. Вспоминая те образцы самоактуализирующихся личностей, с которых А.Маслоу списывал свою модель, нельзя не добавить в этот ряд Людмилу Ивановну. Она естественно объединяла в себе методологическое и повседневное, любовь к истине и любовь к людям. Античные образцы верности себе, средневековые ценности просвещения, уважение к личности другого, присущее гуманистической психологии – все это делало Людмилу Ивановну необыкновенно мудрым и значительным человеком.

Роль Людмилы Ивановны в психологии переоценить невозможно. Ученица С.Л.Рубинштейна, плачущая вместе с другими аспирантками в момент его отлучения от науки за космополитизм (в советские времена - синоним образованности), она всегда чувствовала социальный контекст, в котором жила и творила, и неуклонно следовала своему пути. Она была очень жизнестойким человеком, никогда не занимая унизительной позиции жертвы и ни на что не жалуясь. Будучи уже признанным ученым, в силу большого жизненного опыта она всегда понимала, что может быть и хуже, и использовала все возможные ресурсы времени, места, бытия, для просвещения.

Во время войны, обучаясь на вечернем отделении, она работала днем на заводе «Серп и молот» в Лефортово, и позже с благодарностью говорила, что именно общение с высокоинтеллектуальной профессурой, вытесненной с дневного отделения, определило координаты ее жизненной философии.

Историк психологии в период железного занавеса, она делала все для того, чтобы этот занавес приоткрыть. Владея английским, немецким и французским языками, она использовала все возможности для того, чтобы транслировать и распространять знание, пользовалась немногочисленными реферативными журналами и получала все зарубежные книги, которые можно было заказать в Академии наук. Она тонко чувствовала все движения мировой психологии и быстро на них реагировала. Именно от нее мы многое узнали о «буржуазных» психологах Э.Эриксоне, К.Г.Юнге, А.Маслоу, Л.Кольберге, Г.Томе и многих других, хотя отдавала она предпочтение французской психологии. Те понятия, которые сейчас находятся в мейнстриме российской психологии – совладающее поведение, психология повседневности, биографическое исследование личности, техники жизни – она использовала одной из первых.

Она любила психологию и понимала ее как неделимое знание, никогда не противопоставляя советскую науку науке вообще. Наверное, в пору ее расцвета ей остро не хватало тех возможностей личного общения с зарубежными коллегами, которые существуют сейчас.

Людмила Ивановна много лет возглавляла лабораторию психологии личности в Институте психологии РАН. Темы, которые реализовывались под ее руководством, были посвящены динамике личности – главной мыслью творчества Людмилы Ивановны как персонолога была идея о том, что развитие есть способ существования личности. Удивительно опережающей свое время была ее идея о непрерывном образовании как источнике личностного роста. Сама она уже после семидесяти лет впервые занялась преподавательской деятельностью.

В лаборатории изучали целеполагание, жизненный путь, внутренние конфликты личности, ее нравственное развитие и сознание. Отбирая учеников, Людмила Ивановна была требовательной – она никогда не соглашалась руководить претендентами со слабым базовым образованием и не знающими иностранные языки. В общении с учениками (у нее практически нет работ в соавторстве) она была демократична и доверяла им, никогда не контролируя подробно. Однако это не означало легкости работы. Обладая удивительной ясностью мысли и проницательностью, она не любила лишние сущности и в науке всегда стремилась добиваться прозрачности исследования от своих учеников. Она не была щедрой на похвалы – чаще всего мы понимали, что работа ей нравится, если она говорила: «Это интересно!». Если же работа не нравилась, она говорила: «Я никак не могу понять, что Вы имеете в виду…».

Конструкт интересности в психологии был для нее центральным. «Если ваша работа не интересна вам, можете быть уверены, что и никого другого она тоже не заинтересует», - так напутствовала она учеников при выборе темы. Она любила интересные работы и красивых людей и презирала невежество и бездарность. Не переносила фамильярности и амикошонства в других и всегда удерживала дистанцию в общении. Обладая высокой избирательностью, она легко освобождалась от всего скучного, будь то люди или идеи, в тесном кругу позволяя себе достаточно резкие оценки. Однако это никогда не сказывалось на ее замечательном умении ладить со всеми людьми.

Она была очень интеллигентным человеком, аристократичным в своей жизненной философии. Требовательность к себе была высокой, к другим – существенно ниже. Возможно, именно поэтому она никогда не была плодовитым ученым, но – продуктивным. Никогда не использовала возможности статуса для решения повседневных проблем – до глубокой старости сама вела хозяйство, лишь изредка позволяя себе помочь.

Будучи очень зрелой и глубокой личностью, Людмила Ивановна была способна как никто другой понять то, чего не переживала сама. Примитивная поговорка о том, что психолог занимается тем, чего ему не хватает, к ней не могла относиться ни в коей мере. Она занималась тем, чем в избытке обладала и в чем была опытной – нравственностью, рефлексией, совладанием с трудными жизненными ситуациями и внутренними конфликтами. Однако это не были работы «о себе», хотя и несли естественный отпечаток личности автора. Она умела удивительным образом понимать иное – то, чего никогда в ее жизни не было. Не имея детей, она обладала мощной субличностью матери.

Гармония, умеренность, взвешенность, ответственность – все эти вечные ценности были естественно встроены в структуру ее личности. Людмиле Ивановне не надо было «надевать шляпу психолога», чтобы быть гуманной и мудрой, она такой была всегда.

Она была очень свободолюбивым человеком – ментально и в быту. Никогда не вступала в обременительные, неинтересные или меркантильнные отношения.

Мы, ее ученики, по молодости не всегда понимали, что наша счастливая научная судьба – во многом результат того, что мы были под ее сенью, что  вышли из одного гнезда. Людмила Ивановна, вечная Вам память! Спасибо, что Вы были в нашей жизни. Нам будет Вас очень не хватать.

Софья Кимовна Нартова-Бочавер -  профессор Московского городского психолого-педагогического университета


Уважаемый Анатолий Лактионович! Уважаемые коллеги! Примите самые искренние и глубокие соболезнования в связи с кончиной выдающего психолога. известного и авторитетного ученого Людмилы Ивановны Анцыферовой, творческая и личная жизнь которой многие десятилетия неразрывно была связана с Институтом психологии.  Ушел из жизни Человек, для которого служение науке было смыслом жизни, а верность и преданность идеалам подлинной научности всегда окрыляли и вдохновляли ее коллег и учеников. Нет необходимости перечислять заслуги Людмилы Ивановны в области человекознания – уверены в современном российском психологическом сообществе нет ни одного серьезного специалиста, кто бы не  знал ее работ в области истории отечественной и зарубежной психологии, теории и методологии психологии, психологии личности и возрастной психологии, философских основ психологии и исторической психологии.

Людмила Ивановна Анцыферова являлась одним из лучших представителей того поколения ученых-психологов, которые закладывали и формировали сами основы психологического знания в нашей стране, хранили и развивали лучшие традиции понимания и отношения к Человеку как яркой, самобытной и уникальной индивидуальности. Она и сама была такой – открытой и отзывчивой в общении, требовательной в обосновании результатов и выводов исследований, готовой поддержать и бескомпромиссно отстаивать новые идеи, конструктивно взаимодействовать и с начинающим исследователем, и признанным ученым. Ее жизнь –  яркий пример подлинной интеллигентности и преданности идеалам человечности.

Скорбим вместе с Вами об этой, невосполнимой утрате и выражаем слова поддержки родным и близким Людмилы Ивановны, всем Вам в этот трудный период истории всеми нами любимого Института психологии.

 

По поручению и от имени руководства, профессорско-преподавательского состава,  сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии и социальной работы Московского гуманитарного университета,

заведующий кафедрой общей психологии

 

и истории психологии                                                                                  Ю.Н.Олейник


Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН