Полный текст выступления профессора М.А. Холодной на заседании комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования:

обсуждение проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и Комплекса мер по ее реализации
от 21 марта 2012 г.

Холодная Марина Александровна, доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов Института психологии РАН

Технические (и этические) замечания:

     1. Кто является автором/авторами "Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов"? Почему не указаны их имена?
     2. Почему проигнорирована Рабочая концепция одаренности (1998/2003), которая разрабатывалась коллективом ведущих специалистов в области психологии одаренности (в 2-х изданиях) как рабочий документ под возможные политические и практические решения в этой области; проверка положений Рабочей концепции осуществлялась все последние 10 лет по всем регионам России? Почему в разработке ЭТОГО проекта не участвовал ни один из 12-ти (ныне здравствующих) авторов Рабочей концепции одаренности?
       Тем не менее, представленные в проекте Концепции понятия "одаренность" и "одаренный ребенок" взяты из Рабочей концепции одаренности (замечу, без всякой ссылки!). Однако при этом было проигнорировано ключевое понятие "ребенок с признаками одаренности" и не были учтены теоретические и практические следствия, вытекающие из предложенного определения "одаренности" и подробно описанные в соответствующей коллективной научной работе.
     3. Почему проект Концепции не прошел предварительное обсуждение и почему не была проведена его экспертиза (в РАН и РАО) ДО того, как он был представлен на заседании Государственного Совета РФ от 27 февраля 2012 года, а также предъявлен Президенту РФ две недели назад в Таганроге (сведения с сайта ОП)?

Основные замечания по содержанию Концепции:
  1) В самом начале проекта заявлена изначально ложная позиция: "Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста  современных государств". О каких исследованиях здесь идет речь? Видимо, имеются в виду исследования Ричарда Линна (Расовые различия в интеллекте, М., 2010): по его данным, величина IQ, измеренного с помощью тестов интеллекта, высоко коррелирует с уровнем ВВП (показателями благосостояния общества).
Если переменные коррелируют – это не значит, что между ними существует причинно-следственная связь! В журнале Intelligence представлена статья Templer, Arikawa (2000), в которой сообщаются следующие корреляции: между величиной IQ и климатом (чем выше средняя температура зимой, тем ниже интеллект; коэффициент корреляции –0,92), а также между величиной IQ и смуглостью кожи (чем темнее кожа, тем ниже интеллект; коэффициент корреляции –0,76). Следует обратить внимание на парадоксальность интерпретации: если в работах Линна IQ объявляется причиной ВВП, то в статье Templer, Arikawa уже климат и цвет кожи предопределяют IQ (как доказательство биологической природы IQ и его детерминации исключительно генетическим фактором)?!
Учитывая, что уровень интеллекта, в том числе и в терминах  IQ, зависит не только от генетических факторов, но, прежде всего, от культурно-социальных факторов (расходов на здравоохранение и образование, экономических свобод, культурных традиций и т.д.), можно предложить альтернативную интерпретацию данных Линна: именно уровень ВВП оказывает влияние на величину IQ, а не наоборот!
Формулировку "Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи – признать интеллект (талант) национальным богатством Российской Федерации и главным ресурсом общественных достижений" – следует исключить, потому что национальным богатством России являются компетентные и талантливые люди, а не абстрактный "интеллект".
2) Почему полностью отсутствует  раздел, касающийся совершенствования качества школьного образования? Ведь на первый план  – если нас интересует проблема молодых талантов – выходит содержание школьного образования, которое является питательной средой для формирования интеллектуальных ресурсов учащихся в целях повышения их компетентности. Разработка инновационного содержания и инновационных методов обучения в общеобразовательной школе с точки зрения решения задачи выявления и поддержки талантливой молодежи является центральной проблемой: нужны новые учебники и новые учебные материалы, необходимо введение новых школьных предметов – астрономии, психологии и т.д. (а не их сокращение до 3-4 "по выбору").
3) Почему полностью отсутствует раздел, касающийся совершенствования школьной среды, а именно внеурочной деятельности школьников – кружки, секции, школьные академии, лаборатории и проч., которые должны быть в максимальной мере  развернуты в каждой школе и исключительно на бесплатной основе.  Так наз. «платные образовательные услуги» в контексте данной Концепции оказывается препятствием на пути ее реализации.
4) Почему о необходимости совершенствования системы дополнительного образования для дошкольников и школьников в проекте сказано вскользь (один раз в виде отдельной фразы), ведь именно система дополнительного образования всегда была той средой, в которой дети могли проверить и развить свои дарования?
5) Каковы, с точки зрения, авторов, последствия "нормативного закрепления понятия одаренности"? На мой взгляд, нужно исключить из текста Концепции слово "одаренность", поскольку на данный момент отсутствует научный консенсус по определению этого понятия. Кроме того, данное понятие, если оно будет внедрено в социум, может спровоцировать волну социальной селекции в детской популяции. Следует осторожно использовать подобного рода социально нагруженные понятия. Предлагаю использовать более нейтральные термины и говорить о "мотивированных, способных и талантливых детях".
6) Что авторы имели в виду под "выявлением" одаренных детей? Талантливых детей выявлять нет никакой необходимости – здесь критерием являются их высокие реальные достижения в разных областях. А вот как авторы собираются выявлять "одаренных"? С помощью тестов? Каких?! На данный момент не существует валидных и прогностически надежных методик выявления одаренности. Кроме того, даже если бы они и были, то применять их нельзя в силу специфики детской одаренности и эффекта инверсии развития одаренности от детского возраста к взрослости. Фактически, проект Концепции дает "добро" на тотальное и бесконтрольное применение тестов в школах, что в принципе недопустимо.
Следует отразить в Концепции принципиально важную позицию:  выявление мотивированных, способных и талантливых детей должно осуществляться не в виде "отбора с помощью тестов", а в естественных условиях в рамках процедуры "психолого-педагогического мониторинга" с использованием прежде всего методов наблюдения, формирующего эксперимента и экспертной оценки продуктов деятельности детей.
7) Почему была поставлена задача "разработки, апробации и внедрения эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными детьми  раннего возраста", если специалисты уже давно отметили негативные аспекты так наз. "раннего развития"? Этот пункт из проекта необходимо исключить.
8) Каковы будут последствия реализации положения о связи аттестации учителей и стимулирующих доплат от работы с одаренными (фактически, в зависимости от % одаренных в школе/классе)? Что будем делать, например, с таким последствием, как рост коррупции и фальсификации на уровне учительского сообщества (и моральное развращение рядовых учителей)? Этот пункт следует исключить и связать стимулирующие доплаты с использованием учителем инновационных методов и форм работы, а не с "количеством одаренных в классе".
9) Почему на первом месте в Концепции оказался раздел о Развитии и совершенствовании системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний? Успехи на предметных олимпиадах никак не гарантируют высокую интеллектуальную успешность в профессиональной деятельности. Фактически, в проекте заявляется, что критериями одаренности являются победы в олимпиадах и результаты ЕГЭ, что неверно. Необходимо говорить о "портфолио" ученика, оценивая все его достижения в целом.

Заключение:
Данный проект Концепции не может быть доработан, он может быть только отменен. Вместо него следует разработать другой, альтернативный вариант Концепции с другим категориальным аппаратом (вплоть до исключения слов "одаренность" и  "одаренный ребенок"), другим Комплексом мероприятий по развитию и поддержке молодых талантов России с подключением ученых-специалистов в области психологии и педагогики одаренности и практиков, успешно работающих с одаренной молодежью.
21 марта 2012 г.        

Чтобы оставить свой комментарий и посмотреть обсуждаемые документы, перейдите на http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/_obsuzhden/_obsuzhden1.html

                                                       

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН