28 января ушла из жизни Татьяна Гавриловна Стефаненко. Светлая память.....
Стефаненко Татьяна Гавриловна — заведующий кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (2006-2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ (2009).
Т.Г. Стефаненко окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Специализировалась по кафедре этнографии, где пробудился её интерес к возрождавшейся в то время в СССР области знаний – этнопсихологии, определивший весь её жизненный путь.
После окончания исторического факультета пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым больше уже не расставалась, пройдя путь от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях» (научный руководитель Г.М. Андреева). Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.: «Социальная психология этнической идентичности». Учёная степень доктора психологических наук присуждена в 2000 г., учёное звание профессора присвоено в 2002 г.
Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма — рассмотрения её в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Являлась одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.
Член Учёного совета факультета психологии и трёх докторских диссертационных советов (в МГУ, СПбГУ, ЮФУ).
В МГУ читала курс лекций по этнопсихологии, спецкурс по психологии межгрупповых отношений.
Под её руководством защищено более 50 дипломных работ, в том числе за последние годы:
- Двуязычие как фактор этнической идентичности;
- Установка на здоровье в культурах разного уровня индивидуализма/коллективизма;
- Контекстность культуры и межэтнические различия в процессах атрибуции;
- Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их представления о стереотипах местных жителей;
- Особенности этнической идентичности людей, следующих традициям другой этнической группы;
- Взаимосвязь значимости этнической идентичности и предубеждений по отношению к этническим меньшинствам;
- Разработка и апробация тренинга психологической адаптации японских студентов в России;
- Восприятие справедливости российской молодежью;
- Особенности социальной идентичности испанских «детей войны»;
- Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их представления о русском человеке;
- Влияние ценностных ориентаций на адаптацию китайских студентов в России;
- Особенности стратегий совладания подростков с ситуациями дискриминации по этническому признаку;
- Факторы удовлетворенности супружескими взаимоотношениями в российско-американских браках;
- Дифференциация негативных этнических установок как фактор уменьшения предубеждений;
- Взаимосвязь особенностей территориальной идентичности иногородних и их предубежденности к москвичам;
- Принятие индуизма как фактор трансформации этнической идентичности;
- Социальные и когнитивные факторы развития этнических предубеждений у младших школьников;
- Трансформация межкультурной компетентности в процессе адаптации к инокультурному окружению;
- Трансформация ценностных ориентаций и образ России у китайских студентов московских вузов;
- Особенности переживания одиночества российскими студентами в процессе их адаптации к инокультурному окружению;
- Ослабление этнической предубежденности студентов в ситуации социальной напряженности;
- Представления об активном социальном меньшинстве в современном российском обществе;
- Взаимосвязь особенностей этнической идентичности и культурной памяти народа (на примере воспоминаний армян о геноциде);
- Представления о государственной власти в обыденном сознании россиян и в печатных СМИ;
- Трансформация образа России в процессе адаптации китайских студентов;
- Факторы дискриминации при приеме на работу в российских мегаполисах;
- Ценностные ориентации в семьях мигрантов как фактор стратегии их адаптации;
- Кросс-культурный анализ социальных переживаний вины и стыда;
- Ценностные ориентации как фактор формирования социальных представлений о взаимодействии народа и власти;
- Анализ стратегий выхода из конфликтов китайских студентов с различным сроком пребывания в России.
Являлась научным руководителем девяти аспирантов, успешно защитивших диссертации по темам:
- Развитие этнической идентичности детей и подростков (О.Л. Романова)
- Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т. Уталиева)
- Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации (О.В. Краснова)
- Межкультурные различия представлений о сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая)
- Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления (А.М. Арбитайло)
- Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (Н.Г. Малышева)
- Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга (А.С. Купавская)
- Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений (М.В. Котова)
- Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев)
Опубликовала более 100 научных трудов, в том числе:
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
- Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный редактор).
- Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
- Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
- Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
- Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты