2012 год

Журавлев А. Л., Позняков В. П.
Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений
ISBN: 978-5-9270-0235-1480 стр., 60x90/16|пер
В монографии представлены результаты теоретико-эмпирического исследования социальной психологии российских предпринимателей, выполненного с опорой на концепцию психологических отношений субъектов экономической деятельности. Анализируются мотивы выбора предпринимательской деятельности, отношение предпринимателей к риску, конкуренции и неудачам, взаимоотношения с партнерами и представителями других социальных групп. Рассматриваются региональные и гендерные особенности отношений предпринимателей, социально-психологические факторы деловой активности, успешности и удовлетворенности предпринимательской деятельностью, эмпирически выявленные типы российских предпринимателей.

Содержание
Предисловие . . . . . 9
Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение . . . . . 17
Глава 1. Теоретические проблемы исследования социальной
психологии российского предпринимательства. . . . 19
Глава 2. Психологические отношения субъектов
экономической деятельности как предмет исследования . . . 55
Глава 3. Психологические отношения и деловая активность
субъектов предпринимательской деятельности:
концептуальный подход и замысел исследования . . . 87
Заключение. . . . . . . 103
Раздел 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение . . . . . . 111
Глава 4. Социально-психологический анализ становления
нового российского предпринимательства . . . . 117
Глава 5. Ценностно-мотивационные характеристики
российских предпринимателей . . . . 139
Глава 6. Отношение к риску, конкуренции и неудачам
в предпринимательской деятельности . . . . 162
Заключение. . . . . . 177
Раздел 3
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ
Введение . . . . . . . 185
Глава 7. Доверие российских предпринимателей
к различным организациям . . . . . 186
Глава 8. Отношение российских предпринимателей
к партнерству и конкуренции . . . . 209
Глава 9. Отношения российских предпринимателей
с наемными работниками и клиентами . . . . . 237
Заключение. . . . . 245
Раздел 4
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение . . . . . 253
Глава 10. Гендерные особенности психологических
отношений российских предпринимателей
к своей деятельности . . . . 261
Глава 11. Особенности мотивации достижения
и локуса контроля у предпринимателей-мужчин
и предпринимателей-женщин . . . . . 278
Глава 12. Гендерные особенности и стиль межличностных
отношений российских предпринимателей . . . . 293
Заключение. . . . . . . 298
Раздел 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ
РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Введение . . . . . 305
Глава 13. Социально-психологические факторы
деловой активности предпринимателей . . . . 309
Глава 14. Оценка предпринимателями внешних
и внутренних факторов развития бизнеса . . . . . 319
Глава 15. Социально-психологические факторы успешности
предпринимательской деятельности . . . . 341
Заключение. . . . . . . . . 351
Раздел 6
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Введение . . . . . . . 359
Глава 16. Социально-психологические характеристики
предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности
предпринимательской деятельностью . . . . . . . 365
Глава 17. Оценка результатов предпринимательства
и удовлетворенность предпринимательской
деятельностью . . . . . . 378
Глава 18. Оценка материального благосостояния
и удовлетворенность предпринимательской
деятельностью . . . . . . 393
Заключение. . . . . . 406
Итоговые замечания . . . . . . . 411
Литература . . . . . . . 427
Приложения . . . . . 465 
Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В. (редакторы)
Проблемы психологической безопасности
ISBN: 978-5-9270-0232-0440 стр., 60x90/16|перСерия: | Психология социальных явлений
В настоящем сборнике представлены работы научных сотрудников Института психологии РАН, тематика которых в большой степени связана с исследованиями в проблемном поле новой для отечественной психологии научной области – психологической безопасности. Острая актуальность и социальная релевантность этих проблем по-настоящему стала осознаваться психологами в последние десятилетия. Каждая из представленных в данной книге научно-исследовательских работ вносит свой важный вклад в процесс продвижения к пониманию природы психологической безопасности. 
Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 3
ISBN: 978-5-9270-0223-8400 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН
Книга содержит материалы докладов и сообщений сотрудников ИП РАН и других научных, учебных, производственных, конструкторских учреждений РФ – участников научно-практического семинара. В книге приведены результаты исследований и разработок, представленные на четырех заседаниях семинара в 2010 г. Статьи отражают взгляды ведущих ученых на современное состояние отечественной инженерной психологии, на проблемы психологической адаптации, работоспособности и утомления, коррекции функциональных состояний. Приведены также материалы круглого стола по теме юзабилити как перспективного направления инженерной психологии и эргономики. 
Журавлев А.Л., Павлова Н.Д. (редакторы)Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия
ISBN: 978-5-9270-0220-7368 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН
В книге представлены различные подходы к теме психологического воздействия: социльно-психологический, психолингвистический, инженерно-психологический и др., предпринимаются попытки их координации и разрабатывается интегративная модель воздействия, учитывающая основные концепции и важнейшие итоги проведенных эмпирических исследований. На новом уровне знания решаются вопросы структуры, детерминации и результативности воздействия, его специфики и потенциальных возможностей в различных контекстах. Специальное внимание уделяется вопросам сопротивления воздействию и психологической защиты личности в информационной среде. 
Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. (Отв. ред.)
Психологические проблемы современного российского общества
ISBN: 978-5-9270-0226-9575 стр., 60x90/16|перСерия: | Психология социальных явлений
Сборник научных трудов посвящен актуальным психологическим проблемам российского общества, которые стали предметом научных исследований большинства лабораторий Института психологии РАН (ИП РАН). Представлены итоги выполнения специально организованного научно-исследовательского и научно-издательского проекта, реализованного в ИП РАН в течение двух лет и имевшего межлабораторный статус. Сборник включает пять разделов, соответствующих тематике статей: «Исследования психосоциальных явлений современного российского общества», «Экономическое сознание и поведение различных социальных групп», «Интеллектуальный потенциал современного российского общества: психологические аспекты», «Современные исследования социальных представлений» и «Психологические исследования семьи». 
Падун М.А., Котельникова А.В.
Психическая травма и картина мира: Теория, эмпирия, практика
ISBN: 978-5-9270-0231-3206 стр., 60x90/16|обл
В монографии рассматривается влияние психической травмы на картину мира человека. Под картиной мира понимается совокупность базисных убеждений о доброжелательности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном Я. Авторы анализируют посттравматический стресс у лиц, переживших разные виды психических травм: участие в военных действиях, опасное для жизни заболевание, вынужденная миграция. Изложены направления когнитивной психотерапии, в которых основной акцент делается на посттравматических представлениях человека о мире и о себе. Книга адресована специалистам – врачам, психологам, социальным работникам, интересующимся проблемами посттравматического стресса. 
Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б.
Социально-психологическое пространство личности
ISBN: 978-5-9270-0233-7496 стр., 60x90/16|пер
Выполненный в монографии теоретико-эмпирический анализ социально-психологического пространства (его понимания, характеристик, видов, связей с другими явлениями) позволил рассмотреть этот феномен в контексте общего парадигмального развития исследований психологии человека. Принципиально новым теоретическим результатом является выявление феноменов социально-психологического пространства личности, анализ базовых положений о его функционировании и развитии, а также описание его многообразных функций. Впервые рассмотрены ведущие процессы и основания формирования социально-психологического пространства: категоризация социального окружения, самопрезентация и самовыражение личности, взаимная детерминация социально-психологического пространства и поведения субъекта. Разработана авторская динамическая модель социальнопсихологического пространства, которая может иметь применение в разных сферах (деловой, профессиональной, дружеской и т. д.). 
Русалов В.М.
Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования
ISBN: 978-5-9270-0234-4528 стр., 60x90/16|перСерия: | Достижения в психологии
Книга содержит работы известного специалиста в области дифференциальной психофизиологии и психологии. Они отражают вклад автора в разработку теоретических и экспериментальных основ современного изучения диалектики взаимодействия природного (биологического) и социального в развитии индивидуальности человека. Являясь ближайшим учеником Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, автор продолжил творчески развивать учение о структуре, механизмах и детерминантах индивидуально-психологических различий между людьми. Им предложен новый подход к изучению общих свойств нервной системы как важнейших природных предпосылок (задатков) индивидуально-психологических свойств человека. Большой известностью пользуется сформулированная автором специальная теория индивидуальности, вскрывающая механизмы формирования темперамента человека, его место и роль в структуре индивидуальности. Сконструированные автором психометрически корректные тест-опросники позволяют измерять темпераментальные свойства человека в различных сферах поведения. 

Книга предназначена для психологов широкого профиля, изучающих индивидуально-психологические различия, а также для специалистов, исследующих природу, структуру, методы измерения и значение темперамента в развитии интеллекта, творчества, мотивации и характера человека.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
Введение 16
Глава 1. Основные проблемы и достижения
дифференциальной психофизиологии 19
Проблема темперамента в работах В. Д. Небылицына:
продолжение поиска 19
Дифференциальная психофизиология: основные достижения
и перспективы изучения индивидуальности человека 30
Психология и психофизиология индивидуальных различий:
некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований 44
Глава 2. Теоретико-методологические проблемы
дифференциальной психофизиологии 65
Теоретические проблемы построения
специальной теории индивидуальности человека 65
Индивидуальность: этапы созревания и развития 76
Проблемы индивидуальности в становлении профессионала 91
Природные предпосылки индивидуального поведения
как фактор становления индивидуальности человека 106
О природе темперамента и его месте в структуре
индивидуальных свойств человека 122
Темперамент: основные теории и проблемы 141
Глава 3. Роль темперамента в развитии
психологических свойств в структуре индивидуальности 160
Темперамент и когнитивная система человека 160
Темперамент и интеллект: факторы развития 168
Интеллектуальные шкалы темперамента 192
Темперамент как предпосылка творческих способностей 205
Темперамент и мотивация 216
Темперамент и характер 223
Характер и атрибутивные стили 240
Типы психической деятельности
в различных моделях темперамента 258
Темперамент и эффективность индивидуальной
и совместной деятельности 274
Темперамент и половые различия 287
Глава 4. Методические проблемы
дифференциальной психофизиологии 302
Опросник структуры темперамента 302
Формально-динамические свойства индивидуальности
человека. Методы измерения темперамента
для различных возрастных групп 334
Опросник черт характера 397
Идиодинамическая парадигма: новый метод
исследования индивидуальности человека 454
Литература 470
Приложение
Дифференциально-психофизиологический словарь 493 
Хащенко В. А.
Психология экономического благополучия
ISBN: 978-5-9270-0236-8426 стр., 60x90/16|пер
В монографии представлен теоретический анализ субъективного экономического благополучия как центральной проблемы нового научного направления – психологии экономического благополучия. Систематизация и обобщение результатов исследований позволили рассмотреть место и роль субъективного экономического благополучия в системе понятий, его основные признаки и функции. Описана разработанная автором концепция субъективного экономического благополучия личности как многомерного, полифеноменологического образования. Приводятся результаты проведенной при помощи эмпирических данных и психометрических процедур проверки теоретической экономико-психологической модели субъективного экономического благополучия. Выделены уровни субъективного экономического благополучия и составляющие его компоненты, проанализированы закономерности его структурно-уровневой организации. Подробно рассмотрены вопросы операционализации и измерения субъективного экономического благополучия, представлен авторский опросник и результаты его психометрической проверки. Дается типология субъективного экономического благополучия и ее эмпирическая верификация. Книга рекомендуется специалистам в области психологии, социологии и экономики. 
Под ред. А. А. Кибрика и др.
Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Вып. 5
ISBN: 978-5-9270-0241-2295 стр., 70х100/16|перСерия: | Когнитивные исследования
Серия «Когнитивные исследования» основана в 2006 г. с целью публикации монографий и сборников статей, посвященных актуальным проблемам когнитивной науки. Выпуск 5 составили статьи по результатам исследований, представленных на Четвертой международной конференции по когнитивной науке, которая прошла в Томске в 2010 г. Сборник будет интересен психологам, лингвистам, нейрофизиологам, специалистам в области искусственного интеллекта и других наук, связанных с механизмами познания.

Содержание
Предисловие 5
А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова
Раздел I
Теоретические и методологические основы когнитивной науки
On the intellectual roots of functionalism in linguistics 11
T. Givón
Об интеллектуальных корнях лингвистического функционализма 30
Т. Гивон
Поведение и активность нейронов: целенаправленность или реакция 32
А. К. Крылов
Когнитивно-аффективная наука: взаимосвязь данных фМРТ и глазодвигательной активности при восприятии социально значимых изображений 44
Б. М. Величковский, Х. Вальтер, К. Рот, В. Л. Ушаков, С. А. Шевчик
Use of naturalistic stimuli in cognitive neuroimaging 71
I. P. Jääskeläinen, J. Salmi, M. Sams
Использование естественных стимулов при томографическом картировании когнитивных процессов 81
И. П. Йяяскеляйнен, Й. Салми, М. Самс
Раздел II
Внимание
Влияние процессов внимания на пресаккадический спайковый потенциал в различных условиях зрительной стимуляции 87
М. В. Славуцкая, В. В. Моисеева, Н. А. Фонсова, В. В. Шульговский
Внимание и перцептивные единицы 102
М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова, В. Ю. Степанов
Динамика взаимодействия между нейрокогнитивными механизмами речи и внимания: электро- и магнитоэнцефалографические данные 117
Ю. Ю. Штыров
Роль визуального внимания в выборе структуры предложения при порождении речевого высказывания 138
А. В. Мячиков, К. Шеперс
Раздел III
Память и концептуальная структура
Ложные воспоминания как результат сглаживания противоречия 163
В. А. Гершкович
Особенности организации концептуальных структур: онтологический подход 177
М. А. Холодная
Когнитивное моделирование в лингвистике и феномен «слабой семантики» 194
А. Н. Баранов
Раздел IV
Текст и контекст
Текст и контекст: роль левого и правого полушарий мозга в построении высказывания 209
Т. В. Ахутина, К. В. Засыпкина, А. А. Романова
Эмпирические исследования референции в дискурсе: роль риторической структуры в процессах порождения и понимания референциального выражения 230
О. В. Фёдорова, Е. А. Деликишкина, А. М. Успенская
Жестикуляция рассказчика и структура нарратива 243
Ю. В. Николаева
Когнитивная поэтика и проблема дейксиса в художественном тексте 252
Д. Н. Ахапкин
Раздел V
Когнитивная наука и образование
Психологический анализ и классификация мыслительных задач (на примере текстовых задач по алгебре) 267
В. Ф. Спиридонов
Cognitive processes-based education versus subject-based education 278
R. Schank
Что должно лежать в основе обучения – когнитивные процессы или предметное содержание? 289
Р. Шенк
Сведения об авторах и редакторах 291
Гостев А.А., Борисова Н.В.
Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия
ISBN: 978-5-9270-0239-9288 стр., 60x90/16|перСерия: | Методология, теория и история психологии
В книге излагаются идеи философско-психологического наследия выдающегося отечественного мыслителя И. А. Ильина. Рассматривается его вклад в современную науку, в частности, в психологию духовно-нравственной сферы личности. Раскрывается ключевое понятие концепции И. А. Ильина – «духовная личность», ее основные характеристики (вера, любовь, совесть и др.). Анализируется проблема искажений в духовном познании, подмены в понимании личностного роста и духовного развития. Рассматривается вопрос о духовных основах человеческого общения, его метафизической составляющей. Отдельный раздел посвящен актуальной теме – нравственно-психологическим аспектам противления злу. Наследие И. А. Ильина рассматривается также с точки зрения психологии воспитания и образования. Это позволяет по-новому наметить задачи педагогической психологии. Особое внимание уделено психологии нравственно-патриотического чувства личности, а также психологическим аспектам выхода из духовного кризиса общества.

Содержание
Введение . . . . 5
Глава 1 Духовно-нравственные начала человеческого бытия в современной психологии . . . . 9
Многообразие подходов и междисциплинарность познания духовно-нравственной сферы человека . . . . . . 9
О построении христиански ориентированной психологии . . . . 17
Значение святоотеческих идей для современной психологии . . . . . 23
Глава 2 Психологическое знание в отечественной духовно-нравственной традиции . . . . 29
Психологические идеи в Древней Руси: начало освоения святоотеческой традиции . . . . ..29
Психологические идеи отечественных религиозных мыслителей в XV–XVIII вв. . . . . 34
Философско-психологическое наследие XIX – начала XX в. . . . . 38
Глава 3 Становление научных взглядов И. А. Ильина . . . . . 52
Семья и годы обучения. . . . . 52
Научно-педагогическая и публицистическая деятельность: главные вехи . . . . . 53
Основные теоретико-методологические положения творческого наследия И. А. Ильина: начало разговора . . . . 59
Глава 4 Концепция «духовной личности» . . . . . 67
«Духовная личность» – центральное понятие философско-психологического наследия И. А. Ильина . . . . 67
Вера как условие формирования духовной личности. . . . . 79
Любовь – главный источник духовного опыта человека . . . . 89
Стержень духовной личности – совесть . . . . 94
Глава 5 Нравственно-психологическое содержание «духовного акта» человека . . . 99
Духовные состояния и религиозные переживания: вклад наследия И. А. Ильина. . . . 99
«Сердечное созерцание» . . . . 110
Духовный катарсис как путь преодоления страстей . . . . . 112
Другие значимые характеристики духовной личности . . . 122
Глава 6 Проблема искажений в духовном познании . . . . 131
Понятие о духовно-нравственном прельщении. . . . . . 131
О подменах в понимании личностного роста и духовного развития . . . . 140
Глава 7 Духовные основы человеческого общения. . . . 160
Чего не хватает в психологии человеческого общения . . . . 160
Метафизическая составляющая межличностного и группового взаимодействия . . . . 169
Семья как основа коммуникации и воспитания духовной личности . . . 171
Психология конфликта: нравственно-психологические аспекты противления злу. . . . 180
Глава 8 Психологическое наследие И. А. Ильина и проблемы психологии воспитания и образования . . . .191
О задачах психологии воспитания и педагогической психологии . . . . 191
Психология нравственно-патриотического чувства. . . . 198
Психологические аспекты выхода из духовного кризиса общества . . . . 218
Послесловие . . . . . . . . 227
Литература . . . . 230
Комментарии . . . 236 
Воловикова М.И., Харламенкова Н.Е. (отв.редакторы)
Современная личность: Психологические исследования
ISBN: 978-5-9270-0237-5392 стр., 60х90/16|перСерия: | Труды ИП РАН
В книге собраны новые работы ведущих специалистов в области психологии личности. Большой раздел посвящен методологии и истории; представлены результаты исследования таких категорий, как здоровье личности, патриотизм, гениальность, взрослость, ответственность, безопасность личности; рассмотрены различные аспекты развития личности (роль отца, матери, подростковые и другие проблемы). Проанализированы и описаны проявления личностного ресурса (в частности, механизма компенсации) у представителей профессий, связанных с принятием ответственности за сложные технические объекты, у участников боевых действий и пр. Сборник адресован психологам, педагогам, философам, широкому кругу читателей.

Содержание
М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова. Предисловие 5
РАЗДЕЛ 1
Теоретические и исторические аспекты современной российской психологии личности
К. А. Абульханова. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта 17
В. И. Слободчиков. Категориальный строй постнеклассической психологии человека 37
М. И. Воловикова. История и современное состояние исследований в лаборатории психологии личности Института психологии РАН 59
А. В. Шувалов. Здоровье личности: методологический и мировоззренческий аспекты 76
А. А. Гостев. Патриотизм как духовно-нравственное качество личности 100
Е. Н. Холондович. Личность гения 118
РАЗДЕЛ 2
Актуальные проблемы современной личности
Н. Е. Харламенкова. Представление о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты 141
Н. Л. Александрова, В. В. Фёдорова. Имплицитные теории личности: представления подростков о взрослости 161
Е. П. Ермолаева. Личность профессионала в современном мире 181
Н. А. Журавлева. Ценностные ориентации личности в современном российском обществе 200
Е. Пащенко – де Превиль, Е. Дрозда-Сенковска. Понимание личностью ответственности в условиях изменяющегося общества 229
А. М. Борисова. Психолого-мировоззренческое значение праздника для современной личности 248
Ю. В. Ковалева. Регуляция поведения будущего отца как самостоятельный фактор пренатального развития 262
РАЗДЕЛ 3
Способности и ресурсы личности
Н. Н. Казымова, Ю. В. Быховец. Особенности жизненной перспективы у респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы 275
А. Н. Зелянина, М. А. Падун. Личностные характеристики участников боевых действий с различной тяжестью военной травмы 289
О. А. Ворона, Т. Ю. Короченко. Личность как регулятор системы профессионально важных психологических свойств (на примере оперативного персонала энергетической отрасли) 304
Т. В. Галкина. Особенности самооценки личности в зависимости от типа привязанности к матери 325
Л. Жербер-Хуснутдинова. Дети с нарушениями социального интеллекта: личность, развитие, коррекция 353
Т. А. Будневская, Т. С. Стоделова, Н. Е. Харламенкова. Компенсация неудачи в реализации стремления к автономии в подростковом возрасте 362
А. С. Логвиненко, А. Д. Москвин. Различия в представлениях о безопасности у мужчин и женщин разного возраста 377 
Журавлев А.Л. и др. редакторы
Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе
ISBN: 978-5-9270-0238-2341 стр., 60x90/16|облСерия: | Фундаментальная психология — практике
В сборнике, подготовленном совместно представителями академической и практической психологии, освещены некоторые практические сферы, в которых психология сегодня оказывает помощь населению. Обсуждаются психологические проблемы, возникающие в современной семье, показаны различные подходы к их решению. Особое место уделяется проблеме сиротства, которая продолжает оставаться острой в российском обществе. Специальный раздел посвящен стрессу, причинам его возникновения и способам преодоления посттравматических стрессовых расстройств. В первом разделе книги рассматриваются общие проблемы соотношения психологической теории и практики и пути их сближения. Книга представляет собой результат сотрудничества специалистов Института психологии РАН и ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. Предназначена для психологов – практиков и исследователей, а также для всех, кому интересны проблемы современной психологической практики.

Содержание
Предисловие .....5
Раздел 1. Общие проблемы
А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков. Теоретико-экспериментальная
психология и практика: встречный курс .....9
О. Н. Дудченко, В. Е. Иноземцева, А. В. Мытиль, Е. В. Первышева.
Обращение москвичей за психологической помощью:
барьеры и стимулы ....72
Раздел 2. Семья в современном мегаполисе:
проблемы и психологическая помощь
М. Б. Иедлинская, Л. А. Михайлова. Особенности
взаимоотношений матери и ребенка
в условиях мегаполиса (по опыту работы в МСППН) .....95
Л. Л. Микаэлян. Проблемы социальной адаптации семьи
с ≪особым≫ ребенком в условиях мегаполиса .... 103
Е. В. Фисун. Проблема самореализации в современном
мегаполисе как фактор, влияющий на качество
эмоционального общения в семье......128
Ю. В. Ковалева. Перинатальное партнерство:
психологический анализ и практические рекомендации ...140
Раздел 3. Психологические проблемы
социального сиротства и усыновления
А. И. Ляшенко, В. Е. Иноземцева, А. А. Алдашева. Опыт
реализации системного подхода в психологической
профилактике социального сиротства в Москве ................. 157
Е. И. Николаева, О. Г. Япарова. Сирота в мегаполисе .... 171
М. Ф. Терновская. Адаптация ребенка
в ≪старой≫ патронатной семье ..... 185
А. А. Алдашева. Признаки социально-психологической
зрелости приемных родителей ......221
Е. А. Сергиенко. Семейная депривация и особенности
психического развития детей-сирот ......232
П. А. Суворов. Модификация опросника
для измерения адаптивных возможностей
умственно отсталых подростков-сирот .....254
Раздел 4. Стресс в мегаполисе:
психологические факторы и психологическая коррекция
И. Е. Татарский. Основные факторы,
вызывающие стресс у жителей мегаполиса ..... 267
В. А. Пономаренко. Экстремальность
как научно-практическая проблема ....273
С. В. Тиунов, М. Ю. Крылов. Профилактика синдрома
эмоционального выгорания у специалистов,
работающих в экстремальных условиях.......285
М. А. Падун. Психосоциальные факторы выраженности
признаков депрессии у жителей мегаполиса ......296
А. В. Котельникова. Личностные особенности вынужденных
переселенцев, проживающих в мегаполисе ......306
Б. Е. Егоров. Некоторые психоаналитические аспекты
возникновения и развития стресса в мегаполисе ....317
Н. В. Тарабрина, Ю. В. Быховец, Н. Н. Казымова.
Переживание террористической угрозы жителями
разных регионов России: эмпирическое исследование .......324
Г. Н. Энгельгардт, И. В. Аксенова. Возможности
психокоррекционной работы в сочетании
с применением аппаратно-программных комплексов .....336
Отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич
Парадигмы в психологии: науковедческий анализ
ISBN: 978-5-9270-0251-1468 стр., 60x90/16|перСерия: | Методология, теория и история психологии
В книге состояние и развитие психологического знания анализируются на основе понятия парадигмы, введенного Т. Куном и получившего широкое распространение в психологической науке. Рассматриваются также такие традиционно сопутствующие использованию данного понятия проблемы, как кризис психологии, научные революции в этой дисциплине и др. В фокусе внимания авторов находятся как наиболее общие психологические парадигмы, в первую очередь, естественнонаучная и гуманитарная, так и более частные формы парадигмальной организации психологического исследования.


Содержание
Введение .. .5
ЧАСТЬ I
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
А. В. Юревич
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии . . .13
М. С. Гусельцева
Парадигмы в психологии: историко-методологический анализ . . . . . . 34
В. А. Мазилов
Парадигмы в психологии: от истории к современности . . .57
Т. В. Зеленкова
Соотношение общенаучных образцов современного знания
и неявные основания психологических парадигм . .95
В. Е. Клочко
Парадигмальная динамика психологической науки
как процесс усложнения психологического мышления ... 106
В. А. Янчук
Парадигмальное многообразие как ресурс углубления
понимания психологической феноменологии .. . 136
А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков
Теоретико-экспериментальная и практическая психологии:
две разные парадигмы? . .. 158
Т. В. Корнилова
Принятие неопределенности как предпосылка развития
теоретической психологии . .. 178
И. А. Мироненко
Кризис психологии – системный или локальный?. ... .201
ЧАСТЬ II
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко
Парадигмальные изменения в психологических исследованиях
личности и группы . . 217
Т. Д. Марцинковская
История и культура как парадигмы психологического знания . . . 240
И. Е. Гарбер
Социогуманитарная альтернатива
естественнонаучной парадигме . . 258
Н. С. Шадрин
Постнеклассическая рациональность
и гуманистическая парадигма в психологии . .277
С. В. Маланов
Две альтернативные парадигмы
в научно ориентированной психологии.. . 288
Н. П. Бусыгина
Качественные исследования в психологии
как вызов классическим методологиям . .. 308
Л. Я. Дорфман
Эмпирическая парадигма в психологической науке... 335
Е. Е. Соколова
Диалектическая логика С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева
и логические основания ≪сетевой парадигмы≫
современной психологии . .. . 380
Е. Ю. Патяева
Парадигмы в психологии мотивации ... 404
В. И. Коннов
В поисках парадигмы: институционализация психологии науки . . . . 443
Сведения об авторах ... 466 
Алмаев Н. А.
Применение контент-анализа в исследованиях личности: Методические вопросы
ISBN: 978-5-9270-0242-9167 стр., 60x90/16|обл
Автор ставит перед собой три задачи. Во-первых, подробно ознакомить психологов с контент-аналитическими системами Мюррея, Макклелланда, Готтшалка. Во-вторых, детально проанализировать методические вопросы применения контент-анализа в психологическом исследовании, в частности, отношения между контент-аналитическими и опросниковыми методиками, применения статистических методов, ограничения корреляционного подхода и дополнения к нему в виде качественно ориентированного data-mining’a. В-третьих, представить проект изучения мотивации к труду.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . 5
Введение . . . 6
Часть первая
ОСНОВНЫЕ КОНТЕНТ-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1. Программа персонологии Г. Мюррея . . . 13
1.1. Основные положения персонологии. Понятия
потребности (нужды), пресса, темы и темокомплекса . . . 14
1.2. Каталог потребностей. . 19
2. Учение о мотиве достижения и о мотиве власти
Д. Макклелланда. . . 28
2.1. Кодировки мотива достижения Макклелланда и других авторов . .29
2.2. Мотив власти у Д. Макклелланда . . . 39
2.3. Кодировки мотива власти, по Д. Винтеру . . . 46
2.4. Замечания по мотиву власти Макклелланда и Винтера . . . 57
2.5. Проблема системности контент-аналитического исследования . .58
3. Система контент-аналитических шкал Л. Готтшалка. . . 59
3.1. Кодировки шкал Л. Готтшалка . . 62
3.2. Замечания по системе Л. Готтшалка и по отдельным шкалам. . . . 76
Часть вторая
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКОВЫХ
И КОНТЕНТ-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.
ВОПРОСЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
1. Личностный тест и автобиографический текст . . 79
2. Методики количественного анализа категорий . . . 84
2.1. Подход, учитывающий количественную представленность
категорий в тексте. Зависимость представленности
категорий от объема текста . . . 84
2.2. Сочетание методов сравнения групп и поиска корреляций
в психологическом исследовании с примененим контент-анализа . .89
2.3. Замечания по использованию метода корреляций
в исследованиях с применением контент-анализа . . . 92
3. Совместная встречаемость категорий в тексте.
Сравнение групп и поиск правила ≪если, то≫ . . . 94
4. Анализ соседствующих категорий . . 96
4.1. Применение анализа соседствующих категорий для описания
отдельных случаев. Итерпретация ТАТ, по К. Морган. . . . 96
4.2. Анализ соседствующих контент-аналитических категорий
в номотетических исследованиях . . . 103
4.3. Исследование взаимного расположения категорий
в крупных текстах . . . 105
5. Методические замечания . . . 111
5.1. Разметка категорий . . . 111
5.2. Категория как сюжетная особенность рассказа
и как проявление психологического содержания . . . 113
5.3. Проблема автоматической разметки . . . 114
Часть третья
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ
1. Мотивационный профиль Ш. Ричи и П. Мартина . . 123
2. Тест ≪Социальная мотивация≫ Н. А. Алмаева
и О. В. Мурашевой . . 130
2.1. Тематическое содержание рассказов по ТСМ . . . 131
3. От номотетики к идеографии. . 137
4. Результаты поиска правила ≪если, то≫ . . 139
5. От идеографии к номотетике . . . 145
Заключение. . .. 150
Литература .. 151
Приложение 1 . . 154
Приложение 2 . .. 158 
Отв. ред. В. А. Барабанщиков
Экспериментальный метод в структуре психологического знания
ISBN: 978-5-9270-0248-1828 стр., 60х90/8|пер
Книга посвящена состоянию и особенностям развития экспериментального метода в российской психологии. Она содержит около 200 статей, с разных сторон раскрывающих проблему эксперимента: от теоретико-методологических оснований до особенностей его реализации в конкретных отраслях психологической науки. Данный труд является содержательным продолжением серии научных работ, посвященных проблемам эксперимента в психологии, выпущенных за последнее время («Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы», 2010; «Современная экспериментальная психология», 2011). Выход настоящего издания приурочен к знаменательному для отечественной психологии событию – 100-летию Психологического института. 
Отв. ред. В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев
Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход
ISBN: 978-5-89353-390-3348 стр., 70х100/16|пер
Коллективная монография, подготовленная ведущими отечественными специалистами, посвящена одной из интересных, актуальных и быстро развивающихся предметных областей знания – науке о восприятии лица. В книге представлены исследования преимущественно в области психологии восприятия выражений лица, материалы по оценке личностных черт и эмоциональных состояний человека. Отличительной особенностью книги является активное использование экспериментального метода. Обсуждаются вопросы, связанные с методологией познания человека по выражению его лица, перспективы создания нового исследовательского инструментария и специфики применения экспериментальных процедур исследования в новой предметной области. Монография ориентирована на специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, психофизиологов, антропологов, педагогов, а также на широкую аудиторию читателей, интересующихся феноменом человеческого лица. 
Барабанщиков В. А.
Экспрессии лица и их восприятие
ISBN: 978-5-9270-0249-8341 стр., 70х100/16|перСерия: | Экспериментальные исследования
Монография посвящена исследованиям психологических механизмов восприятия состояний стороннего человека по выражению его лица. Рассматриваются способы проявления эмоций в экспрессиях (мимике) лица и логика «проникновения» наблюдателя во внутренний мир коммуниканта. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор анализирует природу одного из важнейших аспектов невербального общения, описывает новейшие методы изучения восприятия лица, обсуждает современные подходы и концепции межличностного познания. Обосновываются предпосылки новой области психологического знания и практики – фациопсихологии. Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, культурологов, деятелей искусства, работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, служб визуального контроля, а также тех, кто интересуется закономерностями познания и общения людей и современным состоянием экспериментальной психологии. 
Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич
Нравственность современного российского общества: психологический анализ
ISBN: 978-5-9270-0250-4413 стр., 60x90/16 Серия: | Психология социальных явлений
Книга служит продолжением изданных ранее Институтом психологии РАН коллективных научных трудов «Психология нравственности» (2010) и «Психологические исследования духовно-нравственных проблем» (2011), развивая психологический подход к изучению духовно-нравственной проблематики. В ней рассмотрены теоретико-методологические основы исследования нравственности, нравственно-психологические составляющие ряда социальных процессов и наиболее острые проблемы современного российского общества, такие как коррупция, наркомания, мошенничество и др. 
Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4
ISBN: 978-5-9270-0245-0480 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

Книга содержит материалы докладов и сообщений сотрудников ИП РАН и других научных, учебных, производственных, конструкторских учреждений РФ – участников научно-практических семинаров. В книге приведены результаты исследований и разработок, представленные на заседаниях семинара в 2011 году. Статьи отражают взгляды ведущих ученых на современное состояние отечественной инженерной психологии, рассмотрены психологические и эргономические вопросы качества жизни человека, проблемы психологии безопасности профессиональной деятельности, особенности психических состояний субъектов труда.
Журавлев А.Л.
Психология управленческого взаимодействия (pdf)
ISBN: 5-9270-0033-9475 стр., 60х90/16|пер

Монография посвящена теоретическим, эмпирическим и прикладным проблемам отечественной психологии управления, которые проанализированы как в историческом, так и современном контексте. Обоснован авторский подход к психологическому исследованию процессов управления как взаимодействия между людьми в иерархически организованных системах. Большое место в книге занимает описание авторских методических приемов изучения деятельности и личности руководителя трудового коллектива. Показана динамика требований к личности руководителя, вызванная социально экономическими изменениями в российском обществе в целом и в конкретных организациях в частности. Заметное внимание уделяется различным формам работы с управленческим персоналом: психологической оценке, аттестации, выборам на конкурсной основе, активным методам обучения, психологической подготовке и др. Монография содержит библиографию работ по психологии управления, опубликованных на русском языке, а также методические приложения. Книга предназначена прежде всего для психологов, специализирующихся в области психологии управления, организационной, политической и экономической психологии, а также для представителей смежных отраслей знания: социологии, менеджмента, политологии, управления персоналом, административного и муниципального управления и др. 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН