№3 2014 (Резюме)

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Нестик Т А.

Проанализированы основные проблемные области исследования отношения к времени как группового феномена. Обосновано выделение социальной психологии времени как самостоятельного научного направления, определены ее предметное поле и основные изучаемые феномены: особенности индивидуального отношения к времени, проявляющиеся в результате взаимодействия членов группы друг с другом; объективная пространственно-временная организация межличностного и межгруппового взаимодействия; особенности восприятия, переживания, осмысления и организации времени в групповом сознании и совместной деятельности, не сводимые к характеристикам субъективного времени отдельной личности. Выделено семь основных подходов к социально-психологическому исследованию отношения к времени: системно-динамический, ресурсный, коммуникативный, кросскультурный, коммеморативный, визионерский, футурологический, а также социально-интегративный. Намечены перспективы дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: Групповое Отношение К Времени, Психология Времени, Восприятие Времени, Временная Перспектива, Групповая Динамика, Организационная Психология, Коллективная Память, Лидерство, Малые Группы, Организации, Форсайт, Экономическая Психология, Кросскультурная Психология

Ссылка для цитирования: Нестик Т.А. Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований / Психологический журнал, 2014, т. 35, № 3, С. 5-19

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Гулевич О. А.

Рассматривается взаимосвязь мотивации обучения с оценкой справедливости учебного взаимодействия и социальными верованиями. Предполагалось, что чем выше студенты оценивают справедливость обращения с ними и чем ниже у них вера в опасный и конкурентный мир, тем выше внутренняя мотивация обучения. При этом воздействие социальных верований опосредуется оценкой справедливости учебного процесса. Участниками исследования были 895 студентов 1 и 4 курсов четырех московских университетов (54% женщин М возраст = 19, SD возраст = 1.64). В исследовании применялись следующие методики: опросник для измерения веры в опасный и конкурентный мир Дж. Даккита; опросник для оценки справедливости проведения трудного зачета/экзамена Дж. Колкитта; опросник для измерения мотивации обучения в университете AMS-C. Результаты исследования частично подтвердили выдвинутые гипотезы, продемонстрировав, что оценка процедурной справедливости опосредует связь между социальными верованиями и мотивацией.

Ключевые слова: Теория Самодетерминации, Мотивация Обучения, Организационная Справедливость, Вера В Опасный И Конкурентный Мир

Ссылка для цитирования: Гулевич О.А. Социальные верования и мотивация обучения: роль организационной справедливости / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 20-28

ДОБРОТА, ТЕРПИМОСТЬ И ЭМПАТИЯ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

                                                                                      Бражникова А. Н         

На основании теоретического анализа высказано предположение, что любовь к другим людям характеризует высокий уровень проявления доброты, терпимости и эмпатии. Любовь к другим людям рассматривается как центральное звено отношения к другому человеку в структуре нравственно-психологических отношений личности. В результате эмпирического исследования выборки из 369 студентов профессиональных училищ, колледжей, техникумов и ВУЗов определены различия в структуре эмпатии, уровень которой оказался снижен в обследованной выборке, а также показано, что высокий уровень терпимости наиболее часто встречался у студентов ВУЗов, а проявления доброты - у учащихся профессиональных училищ и ВУЗов. Низкий уровень проявления терпимости и доброты наиболее часто встречался у студентов колледжей и техникумов. Установлена факторная структура любви к другим людям в системе нравственно-психологических отношений личности, доминирующим фактором которой выступает "доброта, терпимость", как высший способ реализации отношения к другому человеку.

Ключевые слова: Отношение К Другому Человеку, Нравственно-Психологические Отношения Личности, Любовь К Другим Людям, Эмпатия, Терпимость, Доброта, Студенты

Ссылка для цитирования: Бражникова А.Н. Доброта, терпимость и эмпатия в структуре нравственно-психологических отношений личности студентов / Психологический журнал, 2014, т. 35, №3, С. 29-39

ОПОСРЕДУЮЩАЯ РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Хотинец В. Ю., Молчанова Е. А.

Представлены результаты эмпирического исследования по определению факторов преобразования этнического образа в межэтнических отношениях. На примере удмуртской (N = 52) и русской (N = 54) этнических групп показано, что этнический образ трансформируется при увеличении числа взаимодействующих субъектов, возникновении трудностей и препятствий в межкультурном взаимодействии, усилении эмоциональной напряженности и синергии межэтнических отношений. Установлены различия в преобразовании когнитивного, поведенческого и аффективного компонентов этнического образа удмуртов и русских как результат эффекта выделенных факторов, что подтверждает его опосредующую роль в межэтнических отношениях. По данным анализа стерео-типизированных характерологических черт изучаемых этногрупп смоделирован "образ типичного удмурта" и "типичного русского".

Ключевые слова: Картина Мира, Образ Мира, Этнический Образ: Когнитивный, Поведенческий, Аффективный Компоненты, Опосредование Межэтнических Отношений

Ссылка для цитирования: Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 40-57

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ИНТЕРНЕТ-АДДИКТОВ

Плохих В. В., Акимов С. К.

Рассматриваются особенности реализации процессов памяти и мышления у интернет-аддиктов в связи со способностью к организации временной перспективы жизнедеятельности. В исследовании из 723 студентов исходной выборки выделены 43 интернет-аддикта и 43 независимых от Интернета испытуемых. В эмпирическом исследовании применялись тестовые и экспериментальные компьютерные методики. Установлено, что у интернет-аддиктов нарушены функции памяти и мышления, отвечающие за смысловую обработку информационных сообщений. Выявлена преимущественная гедонистическая и фаталистическая направленность "настоящего" интернет-аддиктов, которая в связи с нарушениями в смысловой обработке информации обусловливает существенные ограничения в субъективном представлении временной перспективы жизнедеятельности.

Ключевые слова:Интернет-Аддикция, Когнитивные Процессы, Функции Памяти, Функции Мышления, Временная Перспектива, Смысловая Обработка Информации

Ссылка для цитирования: Плохих В.В., Акимов С.К. Особенности реализации когнитивных процессов у интернет-аддиктов / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 58-67

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Юревич А. В.

Анализируется уровень агрессивности в современном российском обществе. Приводятся как статистические данные, так и результаты психологических и социологических исследований агрессивности. В контексте психологических теорий агрессии рассматриваются основные причины этого явления, а также деструктивное влияние повышенной агрессивности на общество, в том числе на этиологию и патогенез соматических и психических заболеваний. Перечисляются меры, которые необходимо предпринять для снижения ее уровня.

Ключевые слова: Современное Российское Общество, Агрессивность, Психологические Теории, "Переключение Агрессивности", "Эстафеты Агрессивности", Насилие, Враждебность, Здоровье Нации

Ссылка для цитирования: Юревич А.В. Проявления агрессивности в современном российском обществе как психологическая проблема / Психологический журнал, 2014, т. 35, №3, С. 68-77

ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В РОССИИ КАК СОЦИОПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Соснин В. А.

Рассмотрен феномен коррупции в современной России как проблема макропсихологии, ее социально-экономические основания и многообразные последствия в связи с социально-экономической политикой нашего государства. Анализируется ее связь с некоторыми глобальными тенденциями развития общества. Показано, что коррупция в России - это не только социальная, политическая, экономическая и психологическая, но и общая духовно-цивилизационная проблема. В работе обсуждаются причины коррупции в России; научно обосновываются пути комплексного противодействия ей с позиций правового, институционального, уровневого, социально-психологического и социокультурного подходов, а также через использование ценностных и нравственных ориентиров развития российского общества.

Ключевые слова: Коррупция, Идеология, Макропсихология, Безопасность, Религия, Экономическая Политика, Социальная Идентичность, Культурный Архетип, Социокультурный Подход, Социально-Психологический Феномен, Коррупционные Стратегии, Противодействие

Ссылка для цитирования: Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социополитическая, социокультурная и социально-психологическая проблема / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 78-90

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ (МОДО) У ПОДРОСТКОВ

Мингазова Д. В., Фатыхова Р. М., Нестерова И. Н.

Представлен авторский опросник "Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО) у подростков", ориентированный на диагностику деструктивной формы неблагополучного общения подростков. Выделены основные виды деструктивного общения, в том числе девиантное, корыстное, барьерное, конфликтогенное и нарциссическое общение. В эмпирическом исследовании на базе средних общеобразовательных учреждений республики Башкортостан произведена оценка психометрических свойств методики, определена его пригодность для психодиагностических целей.

Ключевые слова: Деструктивное Общение, Девиантное Общение, Корыстное Общение, Барьерное Общение, Конфликтогенное Общение, Нарциссическое Общение, Надежность, Валидность, Дискриминативность, Факторный Анализ

Ссылка для цитирования: Мингазова Д.В., Фатыхова Р.М., Нестерова И.Н. Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО) у подростков / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 91-104

НОВАЯ ВЕРСИЯ ОПРОСНИКА "СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА - 2010"

Нартова-Бочавер С. К.

Психологическая суверенность рассматривается как состояние границ субъекта в разных сферах бытия, обеспечивающее его социальное и личное благополучие. Представлена новая версия опросника для измерения суверенности - Суверенность психологического пространства - 2010. Описаны этапы валидизации и стандартизации опросника. Установлено (N = 1073), что он обладает удовлетворительной содержательной, дивергентной, конвергентной валидностью; приведены результаты конфирматорного факторного анализа и нормы для групп подростков (12-17 лет) и молодых людей (18-23 года). Описаны корреляты суверенности. Теорию суверенности можно использовать как методологическую основу программ практической работы разного формата, сопровождения и воздействия, а опросник СПП-2010 - как средство диагностики и мониторинга благополучия человека.

Ключевые слова: Личность, Психологическая Суверенность, Психологическое Пространство, Депривированность, Психологические Границы Личности, Благополучие

Ссылка для цитирования: Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника "Суверенность психологического пространства - 2010" / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 105-119

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН