Основы психологии

Проф. С.Л. Рубинштейн. Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений (допущено Наркомпросом РСФСР). Государственное учебно-педагогическое издательство. Москва – 1935.

 

Содержание.

 

Предисловие.

 

Часть I. Психология, ее история, предмет и методы.

Глава 1. История психологии. Развитие психологии (Возникновение психологии. Эмпирическая психология. Развитие психологии как науки). Современные течения в психологии (Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Другие направления современной психологии. Советская психология).

Глава 2. Предмет психологии (Определение психологии. Психика и психологическое познание. Сознание и деятельность. Психофизическая проблемы. Сознание человека как продукт исторического развития. Предмет психологии. Психологическая теория и практические задачи).

Глава 3. Методы психологии (Задачи психологического исследования. Марксистско-ленинская диалектика как руководящий метод исследования в психологии. Методы психологии. Самонаблюдение. Объективное наблюдение. Метод анкет. Экспериментальный метод. Естественный эксперимент. Тесты. Клиническая беседа. Сравнительно-генетический метод).

 

Часть II. Основы психологического развития.

Глава 4. Проблема развития в психологии.

Глава 5. Развитие центральной нервной системы. Мозг человека. (Основные линии развития центральной нервной системы. Нервно-гуморальные основы психики. Учение о локализации).

Глава 6. Психологическое развитие и сознание человека. Психика животных (Проблема инстинкта. Проблема навыка и интеллекта). Сознание человека (Человеческое сознание. Историческое развитие человеческого сознания. Психологическое развитие в онтогенезе.

 

Часть III. Функциональный анализ сознания.

Введение (Задачи функционального анализа сознания)

Глава 7. Восприятие (Восприятие и ощущения). Ощущения (Ощущение и раздражение. Основные проблемы психофизики. Виды ощущений. Осязание и термические ощущения. Слуховые ощущения. Зрительные ощущения. Обонятельные и вкусовые ощущения. Органические ощущения). Восприятие (Целостность и структурность восприятия. Закономерность структурирования восприятия. Ортоскопичность восприятия. Осмысленность и объективность восприятия. Категориальность восприятия. Историчность восприятия). Развитие восприятия в онтогенезе (Сенсорное развитие. Структура детского восприятия. Развитие смыслового содержания восприятия. Синкретизм. Проблема наглядности). Восприятие пространства и времени (Восприятие пространства. Восприятие формы. Восприятие времени).

Глава 8. Память. Проблема памяти в психологии (Функции памяти и ее органической основы. Представления и эйдетические образы. Методы исследования памяти. Теория памяти. Воспроизведение. Воспоминание. Историческая память. Узнавание. Забывание). Развитие памяти в онтогенезе (Патология памяти. Память и обучение. Обучение и навыки).

Глава 9. Речь. Теория речи (Речь и язык. Функции речи. Речь и мышление. Внутренняя речь. Историческое развитие речи). Развитие речи в онтогенезе (Возникновение и первые этапы развития речи. Развитие функции детской речи. Проблема эгоцентрической речи. Развитие речи в школьном возрасте. Патология речи. Речь и мышление).

Глава 10. Мышление. Общая теория мышления. (Проблема мышления в современной психологии. Понятие интеллектуальной операции. Мышление в понятиях. Психология мышления и идеология. Мышление в понятиях и наглядное созерцание. Понятия. Суждение. Умозаключение. Мышление и структура сознания). Практическое мышление и примитивные формы мышления (Проблема практического интеллекта. Аутистическое и прелогическое мышление). Развитие мышления в онтогенезе (Проблема развития детского мышления. Развитие мышления в понятиях. Развитие детских суждений. Развитие умозаключений. Понимание детьми причинности и закономерности. Развитие мышления и обучение. Специальные виды мышления).

Глава 11. Воображение (Природа воображения. Методы исследования воображения. Развитие воображения).

Глава 12. Влечения, потребности и интересы (Влечения. Потребности. Интересы. Педагогические выводы).

Глава 13. Эмоции (Природы эмоций. Физиологические основы эмоций. Психологическая теория эмоций и чувств. Развитие эмоций. Педагогические выводы).

Глава 14. Внимание (Природа внимания. Физиологические основы внимания. Основные виды внимания. Методы их исследования. Развитие внимания. Педагогические выводы).

Глава 15. Воля (Проблема воли в психологии. Психологический анализ волевого акта. Патология и психология воли. Развитие воли).

 

Часть IV. Психология личности.

Глава 16. Проблема личности в психологии.

Глава 17.Учение о характере (Проблема характера. Биологические условия формирования характера. Понятие о конституции. Социальные основы формирования характера).

Глава 18. Учение об одаренности.

Глава 19. Психологическое развитие личности (Личность и труд).

 

Приложения

I. Схема Штерна, Баде и Липмана.

II. Психобиограмма (по Кречмеру)

III. Схема исследования личности (по Лазурскому)

 

 

Из Предисловия

Настоящая книга представляет собой попытку дать целостную систему в психологии, охватывающую основной экспериментальный материал и проникнутую единством методологической концепции. Осуществление этого замысла является лишь первым шагом на том пути, на который советская психология только вступает <…>

В построении настоящей работы автор не стремился к тому, чтобы предпослать социальному психологическому построению всю методологию. Сделать это – означало бы вынести ее за скобки. Тенденция настоящей работы иная. Она заключается в том, чтобы, наоборот, пронизать весь конкретный психологический материал едиными методологическими идеями и дать их в основном не до, а внутри конкретного содержания. <>

Книга утверждена Наркомпросом в качестве руководящего пособия для преподавателей и аспирантов психологии и педологии. Основной текст книги без напечатанного петитом предназначен в качестве руководства для студентов специальных отделений.

Настоящая книга уже в течение ряда лет определяет преподавание психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"