о научной школе С.Л. Рубинштейна

Основатель школы – выдающийся отечественный психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), первый среди советских психологов член-корреспондент АН СССР (1943 г.).

Основные вехи жизненного пути С.Л. Рубинштейна

Учился в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию: “Eine Studie zum Problem der Method”. С 1919 – доцент, с 1921 – профессор кафедры философии и психологии Новороссийского университета (Одесса). С 1922 по 1930г. – директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 – зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

За труд «Основы общей психологии» (1940) С.Л. Рубинштейн был удостоен Сталинской премии (1942).

В 1942 г. Рубинштейн создает кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и остается заведующим этой кафедрой до 1949 г. С 1942 по 1945 гг. он также директор Института психологии АПН РСФСР.

Начало академической психологии можно датировать 1945 годом, когда Сергей Леонидович Рубинштейн создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР. Этот сектор он возглавлял до 1949 года, и затем – с 1956 по 1960 гг.

С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике (1922 г.), названного им «принцип творческой самодеятельности (1922г.), а позднее – «принцип единства сознания и деятельности» (сам термин «деятельностный подход» появился уже после смерти С.Л. Рубинштейна).

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание включено в контекст жизненных связей личности с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.

Труды

Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики), 1922. (Опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1986, №4)

Проблемы психологии в трудах Карла Маркса, 1934.

Основы психологии, 1935.

Основы общей психологии, 1940.

Бытие и сознание, 1957.

Принципы и пути развития психологии, 1959.

Человек и мир (опубликовано в книге «Проблемы общей психологии», 1973, 1976)

О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Принципы и пути развития психологии. М., 1959

Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /под ред. Рубинштейна. М., 1960.

Ученики

Абульханова (Славская) Ксения Александровна (р. 1932 г.)

Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)

Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932)

Будилова Елена Александровна (1909-1991)

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН