Эмоциональный слух, его психофизиологическая природа и оценка у лиц разных профессий

Название проекта: Эмоциональный слух, его психофизиологическая природа и оценка у лиц разных профессий.

Лаборатории ИП РАН, принимавшие участие в проекте: Лаборатория психологии речи и психолингвистики

Руководитель и исполнители: Морозов В.П., главн. научн. сотр. ИП РАН, доктор биол. наук, профессор

Ключевые слова: эмоциональный слух, невербальная коммуникация, эмоциональная речь, вокальная речь, тест на эмоциональный слух, эмпатия, художественный тип человека, эмоциональный интеллект

Цель проекта: Исследование психофизиологической природы эмоционального слуха, оценка способности к восприятию эмоциональной экспрессивности речи людей  разных возрастных и профессиональных групп

Основное содержание: Работа выполнена по результатам научно-практического применения патента РФ ≤2221487 (Способ оценки эмоционального слуха. 2004). Автор патента . главный научн. сотр. ИП РАН  В.П. Морозов. Правообладатели: Институт психологии РАН и В.П. Морозов.
Термин эмоциональный слух (ЭС) как способность к распознаванию эмоциональной экспрессивности речи, пения, музыки и тест на эмоциональный слух впервые предложены В.П. Морозовым в 1985 г. и обоснованы в более ранних и последующих экспериментально-теоретических исследованиях автора и сотрудников (см. публикации).
Тест на оценку ЭС, состоящий из серии эмоционально окрашенных фраз, предъявляемых обследуемым для распознавания эмоций, обладает необходимой надежностью, валидностью и высокой дифференцирующей способностью (по данным психометрического анализа).
Исследована связь ЭС с функциональной латеральной асимметрией мозга, обнаружена высокая помехоустойчивость ЭС по сравнению с речевым слухом. Определены особенности активного и пассивного ЭС, а также корреляция ЭС с эмоциональным интеллектом. Исследовано развитие ЭС в онтогенезе, установлены более высокие уровни ЭС у представителей художественных профессий по сравнению с нехудожественными. Проведены исследования ЭС в интересах этнической и медицинской психологии.
С применением теста на ЭС выполнен ряд работ по гранту РГНФ (проекты: ≤ 04-06-00322а, ≤ 07-06-00500а), защищены кандидатские диссертации по психологии, физиологии, искусствоведению, педагогике  и др. Институтом психологии РАН и автором получен патент РФ на способ оценки ЭС. Результаты работы по проекту опубликованы в Психологическом журнале (Морозов, 2013).

Социальная значимость, экономическая эффективность: Эмоциональная экспрессивность речи . важнейшее средство общения и взаимопонимания людей. Эмоциональная экспрессивность в случае ее соответствия смыслу слов говорящего придает речи искренность и убедительность, а в случае несоответствия, наоборот . лишает речь искренности и убедительности (В.П. Морозов, П.В. Морозов, 2010). Вряд ли кто поверит, например, радушным словам, произнесенным с раздражением и т.п.
Вместе с тем в работе показано, что около 30% людей имеют пониженный эмоциональный слух и потому не способны к распознаванию тонких эмоциональных оттенков речи собеседника, нередко непроизвольно пришедших из глубины его подсознания, противоречащих смыслу его слов и свидетельствующих о его истинных интециальных намерениях по отношению к слушателю или предмету разговора.
Работа обосновывает необходимость включения в образовательные программы лиц речевых профессий (психологи, ораторы, дикторы радио и ТВ, вокалисты, актеры, менеджеры, педагоги и др.) курсов по развитию эмоциональной экспрессивности речи и эмоционального слуха.

Области возможного применения: Оценка значительно варьирующей у разных людей способности к распознаванию эмоциональной экспрессивности речи, в т.ч. в области психологии личности, психологии труда (операторы аварийных служб и др.), социальной, возрастной, педагогической, этнической психологии, клинической (оценка нарушений эмоциональной сферы), в психологии ораторского искусства и художественного творчества (актеры, вокалисты, музыканты, дикторы радио и т/в), при профотборе лиц указанных профессий, также в качестве контроля эффективности обучения и др.

Степень готовности к практическому применению: 100%  готовности

Оценка патентоспособности и сведения о патентной защите разработки: Методика оценки эмоционального слуха запатентована, см. выше.

Основные публикации по проекту: 
1. Автушенко И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 2010.
2. Есин И.Б. Специфика эмоционального слуха и эмоционально-экспрессивной речи: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 2006.
3. Кислова О.О. Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспрессии: Автореф. дисс. . канд. биол. наук. М., 2009.
4. Котляр Г.М. Исследование акустических средств выражения эмоциональных состояний в вокальной речи: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Л., 1977.
5. Кузнецов Ю.М. Эмоциональная выразительность хора: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1996.
6. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека / Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1985. Т. 21. ≤ 6. С. 568.577.
7. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы / Художественный тип человека. Комплексные исследования / Под ред. В.П. Морозова и А.С. Соколова. М., 1994. С. 86.102.
8. Морозов В.П. Способ оценки эмоционального слуха. Патент РФ, 2004 (приоритет от 2002 г.).
9. Морозов В.П. Эмоциональный слух и музыкальная одаренность: материалы международной научно-практ. конф. ²Развитие научного наследия Б.М. Теплова в отечественной и мировой науке⌡ (к 110-летию со дня рождения), 15.16 ноября 2006 г. М.: ПИ РАО, 2006. С. 198.203.
10. Морозов В.П., Муравьев Б.Л. Эмоциональный слух как критерий профотбора вокалистов и актеров / Теория и практика сценической речи. ЛГИТиК, 1985. С. 52.76.
11. Морозов В.П., Люсин Д.В., Есин И.Б., Ямпольский А.Ю. Восприятие эмоциональной экспрессивности речи и эмоциональный интеллект: труды международной конф. ²Функциональные стили звучащей речи⌡. 5.7 сентября 2005 г. М.: Изд-во МГУ. С. 91.93.
12. Морозов В.П. Морозов П.В. Искренность.неискренность говорящего и .психологический детектор лжи. / Психол. журн. 2010, том 31, ≤ 5, с. 54.67.
13. Морозов В.П. Эмоциональный слух: экспериментально-психологические исследования / Психол. журн., 2013, том 34, ≤ 1, с. 45.62
14. Серебрякова Е.И. Опыт экспериментального исследования нарушений эмоциональной сферы больных наркоманией и алкоголизмом / Труды института психологии РАН. Кн. 2. Т. 1. М., 1995. С. 99.103.
15. Ясинских Л.В. Развитие эмоционального слуха: Дисс. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН