Самойленко Елена Станиславовна

Доктор психологических наук, заведующая лабораторией познавательных процессов и математической психологии Института психологии РАН.

Закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Работает в Институте с 1981 года. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Операция сравнения при решении когнитивно-коммуникативных задач», в 2012 году – докторскую диссертацию на тему «Процесс сравнения в системах познания, общения и личности».

В 1991-1992 годах проходила стажировку в Парижском университете Декарта (Université de Paris-5). В 1993-1995 годах участвовала во французско-российском проекте «Межкультурное исследование управления большими системами в сфере космоса» (Approche interculturelle de la gestion de la fiabilité dans les grands systèmes : le cas des projets spatiaux et ses conséquences sur le transfert de technologie"), реализованного при поддержке Центра управления полетами (ЦУП, Россия), Министерства науки и образования (MRE), Фонда Дом Наук о Человеке (FMSH), Национального центра научных исследований Франции (CNRS). В 1996-1999 годах участвовала в многочисленных прикладных проектах, сотрудничая с такими промышленными предприятиями как France Telecom, Renault, PSA Peugeot-Citroën, Matra-MarconiSpace и др. В 1996 – 2003 годах являлась научным со-руководителем исследовательского проекта "Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах" ("Les processus d’acquisition des connaissances mathématiques dans des contextes culturels et historiques différents"), реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Université deParis-8), Фонда Дом Наук о Человеке (FMSH) и Министерства образования Франции (Ministèredel’EducationNationale). В период с 1999 по 2004 годы участвовала в психологических исследованиях в рамках проекта «Лаборатория когнитивного дизайна» (Франция, EDFR&D). Является со-руководителем международной исследовательской программы «Познание и общение» («Cognition and Communication») в рамках Фонда Дом Наук о Человеке (FMSH), Франция.

С 2003 года преподает психологию на английском языке в Международном Бакалавриате (IBDiplomaprogramme, Psychology).

Научную деятельность начала с исследований психолингвистических особенностей монолога и диалога в задачах вербализации образа. Одно из направлений исследований касается изучения общения в рамках общей психологии, в соответствии с концепцией Б.Ф. Ломова, что предполагает анализ этой категории во взаимосвязи с познавательными процессами и личностью человека.

Предложила новый комплексный подход к изучению процесса сравнения в системах познания, общения и личности. В настоящее время разрабатывает концепцию сравнения как многомерного психического процесса и проводит системные исследования сравнения во взаимодействии человека с предметным и социальным миром. Осуществила цикл эмпирических исследований, в рамках которых были разработаны принципы комплексного изучения предметно-ориентированного сравнения в рамках методической парадигмы референтного общения. Реализовала исследования процесса сравнения объектов при решении когнитивно-коммуникативных задач, в контексте которых разработан и апробирован метод анализа вербализованного сравнения объектов и построена эмпирическая классификация его приемов, а также подтверждена гипотеза о связи вербальных приемов сравнения объектов и субъективной оценки степени их сходства.Сконструировала методику поэтапного анализа вербализаций, позволяющую дифференцировать их с точки зрения логико-понятийной структуры и способа описания различия. В рамках комплексного анализа процесса предметно-ориентированного сравнения реализует методическую триангуляцию количественных и качественных методов и процедур, предполагающую сопоставление результатов анализа вербализаций с данными наблюдения за действиями участников исследования, с результатами тестирования, а также с данными психофизических оценок. В прикладных исследованиях показала эффективность применения разработанных методов анализа вербализаций для изучения восприятия и субъективной оценки объектов естественного окружения человека.

Разработала количественно-качественный подход к изучению социального (личностно-ориентированного) сравнения, в рамках которого предложила оригинальные методы и процедуры, в частности, комплексную процедуру, сочетающую методику «Незаконченное предложение» и оригинальные опросники на оценку доминирующих социальных референтов и целей личностно-ориентированного сравнения. Разработала методику определения статуса референта личностно-ориентированного сравнения в малой группе и экспериментальную процедуру исследования эмоционального отношения к личностно-ориентированному сравнению. Исследует соотношение особенностей личностно-ориентированного сравнения и индивидуально-психологических характеристик.

Свободно владеет английским и французским языками.

Автор более, чем 130 научных работ, в том числе двух монографий, одна из которых на французском языке. Осуществила перевод двух научных монографий: Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. 1998; Рабардель П. Люди и технологии. 1999.


Основные труды:

Самойленко Е.С. Сравнение в решении когнитивно-коммуникативных задач // Вопросы психологии, 1987, №3. С. 128-132.

Самойленко Е.С. Принцип системной детерминации и современные теории социального сравнения. // Системная организация и детерминация психики / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 171-201.

Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Изд-во ИП РАН, 2010. 415 с. (20 п.л.).

Самойленко Е.С. Эмоциональное отношение к социальному сравнению // Экспериментальная психология, 2010, №4, С. 87-103.

Самойленко Е.С., Мелкумян Т.А. Сравнение сходных зрительных объектов в различных контекстах их предъявления. // Экспериментальная Психология, 2011, №3. С. 42-58.

Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Познание и общение в деятельности: 25 лет практики и эксперимента. // Познание в деятельности и общении, под ред. В.Н. Барабанщикова, В.Н. Носуленко, Е.С. Самойленко. Москва: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. С.94-104.

Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология. 2011, Т.4, №4. С. 4-16.

Самойленко Е.С., Корбут А.В. Взаимосвязь направленности субъектно-ориентированного сравнения и некоторых личностных характеристик // Экспериментальная психология. 2011, Т.4, №4. С. 40-50.

Самойленко Е. С., Мелкумян Т. А. Индивидуальные различия в процессах предметно-ориентированного сравнения // Экспериментальная психология. 2014. T. 7. № 4. С. 83–99.

Самойленко Е.С., Васанов А.Ю., Корбут А.В. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик человека и выраженности у него целей сравнения себя с другими людьми // Экспериментальная психология. 2012, Т.5, №1. С.82-95.

Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. «Познание и общение»: системная исследовательская парадигма // Психологический журнал, 2012, Т. 33, №4. С. 5-16.

Самойленко Е.С., Галаничев П.А., Носуленко С.В. К проблеме межкультурных различий в когнитивных процессах. Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. C. 39–59.

Ананьева К.И., Носуленко В.Н. Самойленко Е.С., Харитонов А.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б. Ф. Ломова: современное состояние и перспективы // Психологический журнал. 2017, том 38, №6. С. 17-29.

Belyaeva A., Samoylenko E. An empirical classification of verbal-logical modes of communication // Studia Psychologica, 1989, Vol. 31, N°1. P. 19-25.

Belyaeva A., Péruch P., Samoylenko E. Towards a Communicative Approach in Spatial Cognition Studies // Studia psychologica, 1990, Vol. 32, N°1. P. 31-39.

Belyaeva A., Samoylenko E. Monologue and Dialogue in Verbalization of an Image // Soviet Psychology, 1991, Vol. 29, N°2. P. 21-38.

Samoylenko E., McAdams S., Nosulenko V. Systematic analysis of verbalizations produced in comparing musical timbres // International Journal of Psychology, 1996, Vol. 31, N° 6. P. 255-278.

Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’étude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Sciences Sociales. 1997. Vol. 36, N 2. P. 223-261.

Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La méthode d’analyse des verbalisations libres: une application à la caractérisation des bruits de véhicules // Informations sur les Sciences Sociales, 1998, Vol. 37, N° 4, P. 593-611.

Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. Différences individuelles de perception de bruits de véhicules à moteur Diesel // Revue française de marketing, 2000. N 179/180. P. 157-165.

Samoylenko E., Galkina T., Bolon J., Vergnaud G. L’enseignement des mathématiques en Russie et en France : quelques aspects historiques et épistemologiques // Informations sur les Sciences Sociales, 2001, V 40, N 20, P. 291-337.

Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualité perçue des produits et services : approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001, Vol. 2. N 2, P. 35-60.

Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Un cadre méthodologique pour le design des environnements augmentés. Informations sur les Sciences Sociales. 2002. Vol 41, N 4, P. 471-530.

Nosulenko V.N., Samoylenko E.S. Psychological methods for the study of Augmented Environments // S. Lahlou (Ed.) Designing User Friendly Augmented Work Environments. London: Springer Verlag. 2009. P. 213-236.

Nosulenko, V., Samoylenko, E. (2011). Cognition et communication : un paradigme de recherche et d’application. Social Science Information : Vol 50 – no 3-4. P. 656-677.

Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Numériser le travail. Théories, méthodes, expérimentations. Paris : Lavoisier, 2012, 328 p.

Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. The emotional component in perceived quality of noises produced by car engines // Intern. J. Vehicle Noise and Vibration, 2013, 9(1/2). P. 96-108.

Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Studying activity in manual work: A framework for analysis and training // Le Travail Humain. 2016. Vol. 79, N1, P. 7-29.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"