Цыганкова Л.М., Демидова И.Ф. К проблеме профессионального становления психологов

Л.М. Цыганкова, И.Ф. Демидова

К проблеме профессионального становления психологов

 

Профессиональное становление личности тесно связано с достижением пика в своем профессиональном развитии, профессионального «акме». Под профессиональным становлением понимают развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

Успешно пройдя стадию выбора будущей профессии и определив для этого соответствующее учебное заведение, человек оказывается на этапе профессиональной подготовки, когда ему предоставляется возможность в течение последующих нескольких лет «грызть гранит науки» и осваивать специфику выбранного профессионального знания в вузе. Кроме этого, в процессе профессионального обучения, студент пытается осознать и претворить в жизнь определенные цели, наметить себе путь и идти в этом направлении. На этой ступени становления личности профессионала очень важен компонент, который является внутренним побуждением человека к деятельности, - его мотивация. Однозначно можно сказать, что она направляет человека, движет его к цели, способствует его развитию, достижению наивысшего уровня в своем развитии. А.А.Бодалев [1] отмечает, что настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационной сферой на осуществление определенной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. И как нам кажется, уже в студенческом возрасте должна иметь место определенная мотивационная база, на основе которой в дальнейшем человек сможет достигнуть высот в своем профессиональном развитии.

Целью нашего исследования было изучение особенностей мотивационной сферы личности. Объектомисследования стали студенты-психологи (с 1-го по 5-й курс) очной формы обучения Таганрогского Института Управления и Экономики (ТИУиЭ), а предметом – отдельные компоненты мотивационной сферы (мотивация учебной деятельности, факторы привлекательности профессии, ценностные и личностные ориентации). В исследовании приняло участие 82 человека разного пола в возрасте от 17 до 24 лет.

В нашей работе мы использовали следующие методики:

-методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (модификация А.А.Реана, В.А.Якунина);

-методика «Изучение факторов привлекательности профессии» (Н.Кузьмина, А.Реан);

-методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;

-опросник личностной ориентации Э.Шострома (ЛиО).

Проведение нашего исследования условно было разбито на 3 этапа. Первый этап предполагал выявление мотивации учебной деятельности студентов-психологов. В ходе проведения второго этапа перед нами стояла задача выявления факторов привлекательности работы психолога. Третий этап подразумевал изучение ценностных и личностных ориентаций испытуемых.

Анализ динамики мотивации учебной деятельности от 1-го к выпускному курсу говорит нам о том, что на начальном этапе обучения в вузе (1 курс) студенты в наибольшей степени руководствуются тем фактом, который для них является более значимым – получение диплома. Надо отметить, что уже на 2-м курсе обучения у них появляются профессиональные мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, которые являются ведущими на протяжении последующих курсов. Формирование у студентов устойчивого профессионального мотива может говорить о достаточно качественно организованной системе обучения и достойном содержании самого учебного процесса, от которого напрямую зависит изменение установок молодых людей по отношению к своему профессиональному будущему. Как следствие, у студентов появляется интерес к содержанию своей профессии.

Кроме этого, говоря о факторах привлекательности профессии психолога, нужно сказать, что от начала обучения в вузе к концу факторы привлекательности профессии психолога меняются незначительно. Почти все студенты (с 1-го по 5-й курс) считают значимыми при выборе профессии психолога следующие факторы: «работа с людьми», «возможность самосовершенствования», «работа требует постоянного творчества». Для выпускников, т.е. людей, которые наиболее близко приближены к профессиональной деятельности как таковой, привлекательными факторами профессии психолога являются: «работа с людьми», «возможность самосовершенствования», «работа соответствует моему характеру». Надо отметить, что все испытуемые называли факторы, являющиеся преимуществом профессии психолога – возможность иметь непосредственный контакт с людьми и самосовершенствоваться, а значит, расти в личностном и профессиональном плане.

Для получения наиболее полной и точной картины, отражающей особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов, нами использовались методики, с помощью которых мы смогли выявить систему ценностных и личностных ориентаций людей.

Для будущих психологов самой важной терминальной ценностью является здоровье. Далее по значимости идет: любовь, активная деятельная жизнь, друзья, семья, материально обеспеченная жизнь, работа. Самыми незначимыми ценностями для испытуемых являются счастье других, красота природы и искусства, творчество. Ведущими инструментальными ценностями являются жизнерадостность, честность, ответственность, образованность. Незначимыми для них ценностями являются непримиримость к недостаткам других и высокие запросы. Данный разброс ценностей вполне свойственен испытуемым, учитывая их возраст и уровень личностного развития.

По результатам отдельных шкал ЛиО, можно отметить, что все студенты-психологи принимают ценности самоактуализации (100%), стараются быть гибкими в поведении (100%), отзывчивы к чувствам других(75%), спонтанны в выражении своих чувств(100%), считают себя достойными уважения (100%), принимают себя и свои недостатки (75%), считают людей добрыми по своей природе(75%), стараются устанавливать закономерности между событиями и явлениями жизни, управляют ею (75%), принимают агрессию и гнев, как естественные человеческие проявления(100%), высоко ценят межличностные отношения и стремятся к их установлению (100%).

Таким образом, опираясь на полученные нами данные, нужно сказать, что на этапе профессионального обучения и подготовки у студентов-психологов достаточно развита мотивационная сфера. Это говорит о том, что студенты обладают профессиональной мотивацией, видят истинные преимущества работы психолога и имеют развитую систему ценностных и личностных ориентаций. Поэтому с полной уверенностью можем утверждать, что будущие психологи обладают необходимыми «ресурсами» для дальнейшего профессионального становления и развития, смогут найти личностный смысл в труде. Главным образом, это будет связано с тем, что психолог будет относиться к другому человеку как к высшей ценности и стремиться к постоянному развитию креативности, нацеленной на «врачевание человеческих душ». Но достижение самоактуализации и подобных высот в развитии будет зависеть только от них самих.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН