Воронин А.Н. Модификация совместной интеллектуальной деятельности в условиях глобализации

А.Н. Воронин

Модификация совместной интеллектуальной деятельности

в условиях глобализации

Совместная интеллектуальная деятельность для абсолютного большинства индивидов является необходимым условием проявления своего интеллектуального потенциала, являющегося следствием ситуативной актуализация интеллекта и креативности как способностей. Можно сказать, что только особое сочетание определенных условий приводит к тому, что интеллект и креативность конкретного человека оказываются востребованными. По определению, как феномен, совместная интеллектуальная деятельность возможна тогда, когда два (как правило более двух) человека в специально организованных ситуациях принимают на себя решение некой задачи, при этом решение этой задачи требует, по крайней мере от одного из участников, проявления интеллект и/или креативности, при этом всегда предпринимается попытка преодолеть интеллектуальную несостоятельность. Успешное или неуспешное преодоление интеллектуальной несостоятельности приводит к изменению (часто ситуативному) уровня интеллекта и/или креативности. При этом совместная интеллектуальная деятельность, как деятельность внешняя явно кем-то из участников инициируется и кем-то завершается, а сам ход совместной интеллектуальной деятельности предполагает распределение ролей или этапов между ее участниками.

Глобализация как политический или социальный процесс - крайне общая категория для рассмотрения ее в рамках социально-психологического или психологического исследования, но рассмотрение некоторых следствий глобализации, и в первую очередь – особенностей коллективных субъектов сообществ глобализации и их психо-социальных параметров, позволяет наметить возможные модификации совместной интеллектуальной деятельности в условиях глобализации. Укажем лишь некоторые направления модификации совместной интеллектуальной деятельности (СИД):

  • Существенным образом меняются условия разворачивания совместной интеллектуальной деятельности при наличии/отсутствии непосредственного взаимодействия между участниками. При этом варианты опосредованного взаимодействия существенно различаются и стремительно совершенствуются. Можно указать варианты опосредованной современными средствами коммуникации СИД получившими широкое распространение на сегодняшний момент: теле- и аудиоконференции, е- mail интеракции, службы быстрых сообщений ( QMS ) ICQ , MS Mesenger , встроенные службы коммуникаций информационных систем, целевые Интернет-форумы.

  • Традиционно совместная интеллектуальная деятельность разворачивается между участниками число которых известно, а зачастую они и лично предствленны. В сообществах глобализации количество участников СИД заранее не известно и постоянно меняется. Собственно говоря, многие проекты (особенно Интернет-проекты) реально оказываются завершенными, но для конкретного участника могут выступать как все еще действующие. При этом момент вхождения и выхода из проекта такой участник определяет сам своими действиями и виртуальная картина происходящего и реальная (представленная для данного участника) не совпадают.
  • Для СИД в условиях глобализации характерен особый дискурс, навязываемый субкультурой глобальных сообществ. При этом для конкретного участника это означает, как минимум перевод своих «запросов» на «понятный» для данного сообщества язык и «обратный перевод». В более сложных ситуациях участник сталкивается с непонятными социальными ролями или с отсутствием «традиционных» ролей участников реализации совместной интеллектуальной деятельности. В любом случае характер взаимодействия, предписываемый социальными ролями меняет совместную интеллектуальную деятельность.
  • Центральный феномен совместной интеллектуальной деятельности – преодоление интеллектуальной несостоятельности – минимизируется. В «открытых» глобальных сообществах это происходит в следствии появления возможности в любой момент выйти из конкретной СИД и при необходимости войти в другую. В «закрытых» сообществах проекты СИД «скрыты» от участников и участие в них возможно только на определенном этапе вхождения в «глобальное сообщество».
  • Появляются новые специфические задачи, требующие проявления интеллекта и/или креативности. Большинство из этих задач связано с «легкостью» вхождения в различные проекты, предполагающие СИД. Анонимность и виртуальность большинства участников этих проектов требуют дополнительных интеллектуальных усилий для определения статуса (в том числе и интеллектуального) участников и статуса (а часто и просто адекватности) самих проектов.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН