Сулейманов Р.Ф. Развитие экспериментальной музыкальной психологии в Казани

Р.Ф. Сулейманов

Развитие экспериментальной музыкальной психологии в Казани

Не будет большой неожиданностью сказать, что музыкальная психология на сегодняшний день является наукой мало разработанной. Причина этого сводится к вопросу: кто должен заниматься развитием науки. Первая точка зрения сводится к тому, что данной наукой должны заниматься музыканты. Эту точку зрения отстаивают в основном музыканты-педагоги. Точка зрения вполне резонна. Главный их аргумент сводится к тому, что музыкальная деятельность имеет свою специфику и ее может понять лишь музыкант.

Вторая точка зрения принадлежит психологам, которые считают, что психологические особенности деятельности и личности музыканта подвластны лишь профессионалу-психологу, хорошо владеющего наукой.

Необходимо отметить, что обе точки зрения имеют место в жизни. Так, например, на сегодняшний день имеются публикации, относящиеся к музыкальной психологии, рассматривающие ее с разных позиций – физиологии, искусствоведения, педагогики, психологии. Несомненно, фундаментальная работа Б.М.Теплова (Психология музыкальных способностей, 1947) сыграла важную роль в становлении науки «Музыкальная психология». Было бы наивно полагать, что после Б.М.Теплова ничего в этой области не было сделано. Необходимо отметить, что в отечественной психологии появились значимые труды, связанные с музыкальной психологией. Появились интересные имена: Л.Л.Бочкарев (1997), А.Л.Готсдинер (1993), Г.В.Иванченко (2001), Д.К.Кирнарская (2005), Е.В.Назайкинский (1972), Л.П.Новицкая (1984), В.А.Петрушин (1997), М.С.Старчеус (1993, 2003), Г.С.Тарасов (1979), К.В.Тарасова (1988), Ю.А.Цагарелли (1989) и другие.

Вместе с тем необходимо отметить, что ряд публикаций по музыкальной психологии лишь относительно можно отнести к психологии, так как в работах больше декларируется психология, чем представлена ее суть. Положения из общей психологии механически адаптируются к музыкальной деятельности, в целом к музыке, в качестве иллюстраций приведены высказывания выдающихся музыкантов. Не умаляя достоинств этих работ, вместе с тем необходимо отметить, что в них не приведены результаты психологических исследований, не представлены механизмы явлений, связанных непосредственно с музыкальной деятельностью музыкантов, с их психологическими особенностями.

Ряд современных публикаций по музыкальной деятельности (Психология музыкальной деятельности, 2003) рассматриваются по большей части с позиции педагогики и искусствоведения.

Можно согласиться с точкой зрения Б.Г.Ананьева о том, что музыкальной психологией должны заниматься специалисты, которые бы олицетворяли собой одновременно и профессиональных музыкантов и профессиональных психологов в одном лице.

В настоящее время в Казани достаточно успешно развивается одно из направлений музыкальной психологии – экспериментальная музыкальная психология (Ю.А.Цагарелли, Р.Ф.Сулейманов).

Так, например, создана теория музыкально-исполнительской деятельности (Ю.А.Цагарелли. Психология музыкально-исполнительской деятельности, 1989 – докторская диссертация). Рассмотрены слагаемые компоненты музыкально-исполнительской деятельности. Основной акцент в работе сделан на профессионально важных качествах музыкантов-исполнителей.

Изучено профессиональное мастерство музыкантов-инструменталистов (Р.Ф.Сулейманов. Основы профессионального мастерства музыканта-инструменталиста, 2003; Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста, 2005 – докторская диссертация). В частности, рассмотрены компоненты профессионального мастерства, показаны детерминанты становления профессионального мастерства от начинающих до музыкантов профессиональных коллективов. Показана специфика формирования профессионального мастерства у музыкантов в зависимости от инструмента, на котором они играют.

С психологических позиций рассмотрена структура музыкального слуха. Экспериментально изучен и внедрен в практику новый вид музыкального слуха – штриховой, который, как показали эксперименты, лучше развит у музыкантов-инструменталистов по сравнению с музыковедами-теоретиками.

Создана солидная психодиагностическая база. Психологический инструментарий прошел солидную апробацию на большой выборке. Психологическая диагностика проводилась в разных регионах Поволжья, Санкт-Петербурге. Психологический инструментарий представляет собой аппаратурные методики (Ю.А.Цагарелли. Системная диагностика человека, 2002), методики диагностики музыкального слуха (Р.Ф.Сулейманов. Психологическая диагностика музыкального слуха, 2003), диагностики музыкальных способностей, связанных с чтением с листа (Р.Ф.Сулейманов. Как научиться читать с листа музыкальные произведения, 1997).

Исследован процесс чтения с листа музыкальных произведений. В частности, изучены способности, описан алгоритм формирования умения читать с листа, раскрыт механизм быстрого чтения.

В настоящее время достаточно активно изучаются личностные качества в процессе становления музыкантов. Обнаружена зависимость между успешностью обучения и формированием качеств. Изучаются и внедряются в практику музыкальных образовательных заведений психологическая диагностика и развитие музыкальных способностей, профессионально важных качеств. Особый упор сделан на начальном звене, так как формирование профессионала начинается в раннем возрасте.

Перспективы развития экспериментальной музыкальной психологии в дальнейшем мы видим в изучении личностной сферы музыкантов, влияние музыкальной деятельности на личностное становление музыкантов. Представляется перспективным изучение вопроса о психомузыкальном пространстве как важном условии жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно говорить о том, что в Казани формируется и укрепляется научное направление – экспериментальная музыкальная психология как специфическая региональная особенность российской психологии.

Р.Ф. Сулейманов

Развитие экспериментальной музыкальной психологии в Казани

Не будет большой неожиданностью сказать, что музыкальная психология на сегодняшний день является наукой мало разработанной. Причина этого сводится к вопросу: кто должен заниматься развитием науки. Первая точка зрения сводится к тому, что данной наукой должны заниматься музыканты. Эту точку зрения отстаивают в основном музыканты-педагоги. Точка зрения вполне резонна. Главный их аргумент сводится к тому, что музыкальная деятельность имеет свою специфику и ее может понять лишь музыкант.

Вторая точка зрения принадлежит психологам, которые считают, что психологические особенности деятельности и личности музыканта подвластны лишь профессионалу-психологу, хорошо владеющего наукой.

Необходимо отметить, что обе точки зрения имеют место в жизни. Так, например, на сегодняшний день имеются публикации, относящиеся к музыкальной психологии, рассматривающие ее с разных позиций – физиологии, искусствоведения, педагогики, психологии. Несомненно, фундаментальная работа Б.М.Теплова (Психология музыкальных способностей, 1947) сыграла важную роль в становлении науки «Музыкальная психология». Было бы наивно полагать, что после Б.М.Теплова ничего в этой области не было сделано. Необходимо отметить, что в отечественной психологии появились значимые труды, связанные с музыкальной психологией. Появились интересные имена: Л.Л.Бочкарев (1997), А.Л.Готсдинер (1993), Г.В.Иванченко (2001), Д.К.Кирнарская (2005), Е.В.Назайкинский (1972), Л.П.Новицкая (1984), В.А.Петрушин (1997), М.С.Старчеус (1993, 2003), Г.С.Тарасов (1979), К.В.Тарасова (1988), Ю.А.Цагарелли (1989) и другие.

Вместе с тем необходимо отметить, что ряд публикаций по музыкальной психологии лишь относительно можно отнести к психологии, так как в работах больше декларируется психология, чем представлена ее суть. Положения из общей психологии механически адаптируются к музыкальной деятельности, в целом к музыке, в качестве иллюстраций приведены высказывания выдающихся музыкантов. Не умаляя достоинств этих работ, вместе с тем необходимо отметить, что в них не приведены результаты психологических исследований, не представлены механизмы явлений, связанных непосредственно с музыкальной деятельностью музыкантов, с их психологическими особенностями.

Ряд современных публикаций по музыкальной деятельности (Психология музыкальной деятельности, 2003) рассматриваются по большей части с позиции педагогики и искусствоведения.

Можно согласиться с точкой зрения Б.Г.Ананьева о том, что музыкальной психологией должны заниматься специалисты, которые бы олицетворяли собой одновременно и профессиональных музыкантов и профессиональных психологов в одном лице.

В настоящее время в Казани достаточно успешно развивается одно из направлений музыкальной психологии – экспериментальная музыкальная психология (Ю.А.Цагарелли, Р.Ф.Сулейманов).

Так, например, создана теория музыкально-исполнительской деятельности (Ю.А.Цагарелли. Психология музыкально-исполнительской деятельности, 1989 – докторская диссертация). Рассмотрены слагаемые компоненты музыкально-исполнительской деятельности. Основной акцент в работе сделан на профессионально важных качествах музыкантов-исполнителей.

Изучено профессиональное мастерство музыкантов-инструменталистов (Р.Ф.Сулейманов. Основы профессионального мастерства музыканта-инструменталиста, 2003; Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста, 2005 – докторская диссертация). В частности, рассмотрены компоненты профессионального мастерства, показаны детерминанты становления профессионального мастерства от начинающих до музыкантов профессиональных коллективов. Показана специфика формирования профессионального мастерства у музыкантов в зависимости от инструмента, на котором они играют.

С психологических позиций рассмотрена структура музыкального слуха. Экспериментально изучен и внедрен в практику новый вид музыкального слуха – штриховой, который, как показали эксперименты, лучше развит у музыкантов-инструменталистов по сравнению с музыковедами-теоретиками.

Создана солидная психодиагностическая база. Психологический инструментарий прошел солидную апробацию на большой выборке. Психологическая диагностика проводилась в разных регионах Поволжья, Санкт-Петербурге. Психологический инструментарий представляет собой аппаратурные методики (Ю.А.Цагарелли. Системная диагностика человека, 2002), методики диагностики музыкального слуха (Р.Ф.Сулейманов. Психологическая диагностика музыкального слуха, 2003), диагностики музыкальных способностей, связанных с чтением с листа (Р.Ф.Сулейманов. Как научиться читать с листа музыкальные произведения, 1997).

Исследован процесс чтения с листа музыкальных произведений. В частности, изучены способности, описан алгоритм формирования умения читать с листа, раскрыт механизм быстрого чтения.

В настоящее время достаточно активно изучаются личностные качества в процессе становления музыкантов. Обнаружена зависимость между успешностью обучения и формированием качеств. Изучаются и внедряются в практику музыкальных образовательных заведений психологическая диагностика и развитие музыкальных способностей, профессионально важных качеств. Особый упор сделан на начальном звене, так как формирование профессионала начинается в раннем возрасте.

Перспективы развития экспериментальной музыкальной психологии в дальнейшем мы видим в изучении личностной сферы музыкантов, влияние музыкальной деятельности на личностное становление музыкантов. Представляется перспективным изучение вопроса о психомузыкальном пространстве как важном условии жизнедеятельности человека.

Таким образом, можно говорить о том, что в Казани формируется и укрепляется научное направление – экспериментальная музыкальная психология как специфическая региональная особенность российской психологии.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН