Стоюхина Н.Ю., Елецких Л.В. Психология денег – старая проблема в новом освещении

Н.Ю. Стоюхина , Л.В. Елецких

 

Психология денег – старая проблема в новом освещении

С тех пор, как человечество изобрело деньги, как всеобщий эквивалент, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. На протяжении веков деньги были причиной войн, коварных преступлений, ради обладания ими плелись утонченные интриги.

На протяжении истории отношение к деньгам колебалось от одного полюса к другому. Еще в античном мире, а позже в капиталистическом обществе отношение к деньгам и к богатству было благосклонном. Но богатство порицалось и искоренялось государством как, например, при социализме. В Советском Союзе строили коммунизм, при котором деньги не будут нужны, а пока идет его строительство, деньги воспринимались как неизбежное зло, в обмен на них не полагалось ничего кроме самого необходимого. Отсутствие денег не унижало, а их наличие не служило предметом гордости.

Под влиянием советской идеологии, формировалось убеждение, что строителям коммунизма с каждым годом все меньше нужен такой пережиток капитализма как деньги, и через несколько лет деньги отомрут совсем. Для получения материальных или иных благ одних только денег было недостаточно, они и не играли определяющей роли, а на первое место выступали какие-то иные ценности: услуги, знакомства и т.д. Еще до Великой Отечественной войны была распространена поговорка: «Блат выше Совнаркома». В советские годы у нас у всех культивировалась психология бедняка, а успешная идеологическая обработка делала людей бедняками гордыми. Для огромного большинства был типичен конформизм – «Как все, так и я!» – социальная норма, запрещающая выделяться. Кроме того, традиционно считалось, что скромность украшает человека, а деньги сами по себе не приносят счастья, поэтому не стоит о них думать, учиться зарабатывать, сохранять и приумножать. От рождения и до пожилого возраста люди жили в мире неподвижных, неживых денег: годами не менялись цены на товары, не менялась зарплата. Советские граждане были лишены опыта богатой жизни, а большинство не имели и не имеют опыта и просто материально обеспеченной жизни.

И вдруг, деньги ворвались в нашу жизнь, и мы оказались беззащитными перед их властью. Вместе с этим изменились мечты, взгляды людей на окружающих и на самих себя, и на отношения между людьми, изменилось место денег в иерархии ценностей. Деньги стали мерилом статуса человека, его положения в обществе, успешности. Часто люди, обращаясь к психологам и психотерапевтам за помощью, не осознают, что в основе их проблем лежат деньги.

Реальности переживаемого нашей страной экономического кризиса подтверждают выводы западных психологов: поговорка «не в деньгах счастье» справедлива только для благополучных стран. В России денежная патология и другие психологические проблемы, связанные с деньгами, распространяются повсеместно. Многие западные авторы, занимающиеся проблемами психологии денег(8), отмечают, что эта тема, как в обществе, так и в научных кругах обсуждается крайне неохотно. Психотерапевты стараются ее избегать, ограничиваясь, в основном, анализом нескольких форм денежных расстройств (клептомания, азартные игры, импульсивные покупки). По мнению А. Белкина (3), причина здесь в том, что деньги в современном обществе представляют собой одно из главных культурных табу.

Деньги в том виде, в котором они выступают в последние десятилетия – новая реальность для нашей страны. Порой начинает казаться, что вокруг денег крутится весь мир. Постоянные сообщения об изменении курса валют, взлетах и падениях фондовых рынков, предстоящих обменах денежных знаков, призывы быстро обогатиться множеством способов, бесконечная реклама, даже интеллектуальные игры «на деньги» – агрессивная экспансия денег с телеэкрана. Деньги стали мифом постсоветского общества, а многие ощущают на себе их жестокую месть.

Деньги – явление чисто социальное, они необходимы только в обществе, а в сибирской тайге, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой лишний груз. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер (когда люди договариваются об их стоимости), в стабильном западном мире ценность денег меняется мало, в отличие от России, где их ценность постоянно меняется. В наше время, для избежания душевных расстройств каждому необходимо определить свое отношение к деньгам. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег, кому-то просто нужно сводить концы с концами, а кроме этого деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, а есть люди, стремящиеся к финансовой независимости, когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе.

Деньги представляют собой множество разных реальностей, да и сами они меняются, переходя от ребенка к подростку, от мужчины к женщине, от молодого человека к старику, от бедняка к богачу, от гражданина богатой страны к жителю бедной и т.д.

Жизнь, так или иначе, заставляет нас определить свое отношение к деньгам, выбрав любую возможную позицию между отчаянным бессребреничеством или аскетической борьбой с роскошью и богатством, с одной стороны, и азартной погоней за деньгами, стремлением к обладанию максимальным их количеством – с другой стороны. Нашу профессиональную и личную жизнь уже невозможно представить без обсуждения проблем денег. Эта тема сегодня присутствует постоянно, она звучит то явно, то скрыта в подтекстах отношений. Иногда она осознаваема, иногда бессознательна, но всегда присутствует и часто управляет нами. В современном обществе деньги являются всеобщим основанием нашей профессиональной и личной жизни. Игнорирование или недостаточный учет главного, всеобщего основания – денег, не может повести к успеху, достижению важного, желанного результата. Во взаимодействии с деньгами нам предстоит еще многому научиться.

Изучение психологии денег в нашей стране только начинается. Для исследований в этой области сейчас открывается обширное поле, т.к. переход России к рыночной экономике можно считать состоявшимся. В жизни каждого жителя постсоветского пространства деньги заняли гораздо более важное место, чем во времена социализма, и играют большую роль, чем для жителей экономически развитых западных стран. Российское общество стало более свободным, но при этом перестали быть гарантированы такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги. Отношение к деньгам, потребление и другие виды экономических установок и поведения – важная часть психологии современного человека, без которой невозможно понимание, как отдельных человеческих поступков, так и жизненного мира личности в целом. Явления и процессы, связанные с формированием в России потребительского общества, многообразны. Это и изменение установок по отношению к деньгам у разных групп населения и формирование нового жизненного стиля. Вместе с социально-экономическими установками, а иногда и опережая их, меняются и поведенческие привычки россиян, связанные с ритмом труда и досуга, характером потребления, распределением семейного бюджета и экономических ролей в семье. Советская идеология бытовой скромности и самоотверженного труда на «общее благо» сменяется этикой потребительского общества, с его ценностями профессионализма, высоких заработков и не менее высокого уровня потребления.

Влияние денег заметно во всех сферах жизни человека. В семьях очень часты ссоры из-за денег: кто их зарабатывает, кто распоряжается семейным бюджетом, даже распределение ролей в семье очень часто зависит от денег (кто зарабатывает больше – тот хозяин в доме). В воспитании детей тоже появляется много сложностей, связанных с деньгами и финансовым положением в семье. Дети в семье постоянно слышат о деньгах и о проблемах, связанных с ними, и от родителей, и в телевизионных программах, и в семьях друзей, родственников, в детских садах и школах, что влияет на становление личности ребенка, а потом отражается на поведении, образе жизни, поступках, характере и на взаимоотношениях с другими людьми. Во взаимоотношениях людей деньги сейчас тоже играют большую роль. Прошли те времена, когда о человеке судили по его поступкам, сейчас больше оценивают его финансовое положение. «Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты!» или «Скажи мне, во что ты одет, на какой машине ездишь, в каком доме, районе, стране живешь… и т.д.» – это все главные лозунги настоящего времени, которое Н.С. Пряжников называет «эпохой продажности» (6). В таких лозунгах и мировоззренческих позициях человек (как личность) и деньги как бы меняются местами: не деньги, а сама личность превращается в разменную «монету» для приобретения сначала денег, а потом – благ. Но деньги позволяют перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и таким образом, также выступают в качестве важнейшего ориентира для людей, стремящихся к утверждению собственного достоинства.

Советские психологи практически не изучали тему «деньги», отношение к ним, их влияние на формирование личности, на поведение человека. Наверное, в этом и не было необходимости. Однако сейчас мы живем в мире денег и потребления, где действуют другие правила и ценности. Н.С. Пряжников пишет, «и все-таки можно выделить ценность, на которую ориентируется большинство людей независимо от вероисповедания, от знания или незнания правовых документов и т.п. – это деньги, и, прежде всего, доллары, как самая главная валюта и общепризнанный символ жизненного успеха» (6; с.65). Готовность обладать деньгами и тратить их у всех людей разная, разное отношение к деньгам, к их наличию и отсутствию. Неожиданное богатство или внезапное банкротство может привести к изменениям психики, к душевным травмам и пр. Деньги не только позволяют выжить, но и дают возможность самовыражаться, а каким будет это самовыражение, также зависит от особенностей личности.

Отечественные психологи в последнее время тоже начали заниматься исследованиями в этой области.

Так, например, исследовались соотношения свободы и материального успеха в системе ценностей представителей разных социальных групп и отношения к деньгам у предпринимателей (4). В России психология потребления находится в периоде становления, но уже начинается изучение экономического поведения, инвестиционного поведения и экономических установок (4). Во время переходного периода важную роль играют адаптационные ресурсы человека, и с этой точки зрения были проведены исследования адаптированности населения России к новой социально-экономической ситуации в стране и изучение проблем социально-экономической зависимости (1). Интересен сравнительный анализ отношений к двум видам валют – рублю и доллару, где оценивалась степень доверия к деньгам своей страны, а также изучала изменение образа денег в обыденном сознании граждан (5).

Изменения, произошедшие в обществе, не могли не отразиться на семье, на построении в ней взаимоотношений, связанных с деньгами. Изучались способы распределения бюджета семьи, гендерные особенности зарабатывания и распоряжения деньгами, зависимость распределения ролей в семье от уровня доходов каждого члена семьи (7,9). Семья и школа являются одними из главных источников экономической социализации подрастающего поколения и формируют их стремления и взгляды на будущее, и оценку своего социально-экономического статуса.

В связи с переходом к рыночной экономике, в нашей стране появились новые слои общества – богатые и бедные и возникла необходимость изучения их особенностей. В 2003г. сотрудниками ИКСИ (2) было проведено фундаментальное исследование «Богатые и бедные в современной России», где проводился сравнительный анализ «крайних» социальных слоев по широкому ряду социологических параметров, в том числе представлений о богатстве, особенностях социального поведения, формирования социальной идентичности и ценностных ориентаций богатых соотечественников.

Для психологов в нашей стране открывается широкая перспектива для изучения и исследования, т.к. тема денег и взаимоотношений людей и денег – практически безгранична.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН