Соктоева Б.В. Этнопсихологический фактор в работе с творчески-одаренными детьми

Б.В. Соктоева

Этнопсихологический фактор

в работе с творчески-одаренными детьми

Одной из основных задач российской психологии является изучение региональной специфики. Безусловно, актуальна работа по учету этнопсихологических особенностей индивидов, как взрослых, так и детей. Изучение же этнопсихологических особенностей детей является одним из предпосылок эффективной деятельности психолога и дает возможность составить более полную и четкую картину развития представителя определенного этноса.

Ребенок с самого детства находится под влиянием как экономических, социальных отношений, так и национальных факторов: национальной культуры и быта, обычаев и традиций, присущих народу привычек, норм поведения, жизненных ценностей. Все это приводит к формированию своеобразных черт национальной психологии человека. Учет этнопсихологического фактора является необходимым условием в развитии ребенка.

Проблема творческой одаренности начала интересовать ученых много лет назад. Еще Платон сформулировал понятие «божественная болезнь». Историк психиатрии А. Элленбергер вводит понятие «творческая болезнь» («maladie creatrice»), когда некоторые состояния и заболевания оказывают определенное влияние, стимулируют человеческое мышление. Но психиатры XIX в. дали «божественной болезни» следующий диагноз -«вырождение». Идеалом психического здоровья был рациональный, дисциплинированный, деятельный ум. Таким образом, со второй половины XIX в. в психиатрии господствовала теории дегенерации. Любые эксцессы, крайности, в том числе творческие способности, считались опасными отклонениями от нормы, нарушавшей способность к адаптации патологией. По утверждению итальянского психиатра Ц.Ломброзо творческие способности связаны со «скрытой эпилепсией», что является знаком вырождения.

В 1997, 2002 гг. группой психологов в Республике Бурятия было проведено эмпирической исследование по выявлению взаимосвязи типа нервной системы с эмоциональной напряженностью у творчески-одаренных детей. В исследовании принимало участие около 200 детей бурятской национальности преимущественно из сельских районов республики. В ходе исследования были получены различные результаты у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Дети экспериментальной группы чаще испытывают состояние эмоциональной напряженности и такие эмоциональные состояния, как тревожность и фрустрация, в результате чего возникает целый ряд проблем как психологических, так и социальных. М. Роговин отмечает, что под влиянием состояний напряжённости происходит сдвиг форм реагирования по направлению к крайней точке шкалы «торможение – возбуждение». Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении и т.д.

В состояниях напряжённости прежде всего, как показали многочисленные исследования В.Л.Марищука и его сотрудников, наблюдается общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов. В условиях аварийной ситуации такое поведение может выражаться в «блокаде» восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта. Согласно К.М.Гуревичу, другой уровень изменений психической деятельности образуют такие проявления личности, как растерянность, утрата самообладания. Наконец, крайние степени психических изменений приводят к фактическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что состояния психической напряжённости оказывают однозначное влияние на деятельность в сторону ухудшения. Соответственно, выявление этих проблем на более ранних этапах и их корректировка способствует положительному решению.

Результаты данного исследования позволили предположить, что все испытуемые, представители бурятской национальности, склонны испытывать эмоциональный дискомфорт, причиной которого являются этнопсихологические особенности нации. Творчески-одаренные же их сверстники обладают слабым и средне-слабым типом нервной системы, высоким уровнем фрустрации, тревожности, агрессивности, но отличаются большей гибкостью.

Актуальным становится вопрос подготовленности специалистов для выполнения наиболее корректной педагогической и психологической деятельности. Успешное осуществление совместной работы психолога и педагога с учетом этнопсихологического фактора предполагает знание особенностей национального самосознания, национального своеобразия потребностно-мотивационной сферы и национальной специфики поведенческой деятельности, также разработка и адаптирование психолого-педагогических методов и приемов воздействия как на творчески-одаренных детей, так и на обычных к их этнопсихологическим особенностям.

В учебно-воспитательной работе с учетом этнического своеобразия детей основополагающими должны стать психологические исследования, дающие представление о формах и методах работы с детьми. Знание учителем национальных особенностей учащихся будет способствовать пониманию особенностей их поведения и выбору наиболее эффективных путей педагогического воздействия на школьников.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН