Собильская А.С. Проблема определения ценностной сферы трудных подростков

Собильская А.С.

Проблема определения ценностной сферы трудных подростков

В современных условиях изменения российского общества особенно важен вопрос о воспитании подрастающего поколения, привития им духовно-нравственных ценностей, формирования правового сознания и предупреждения неправомерного поведения. Современные подростки испытывают постоянное действие стрессовых ситуаций, а это вызывает агрессивность по отношению к родителям, близким и к обществу в целом.

С точки зрения Е.Н.Кондрат, в современных российских условиях, связанных с трансформацией общественного устройства, отклоняющееся поведение в среде несовершеннолетних все более принимает формы массового явления, что ставит эту проблему в число наиболее актуальных проблем современной науки.

Соответственно, вполне логичным становится вопрос о месте ценностей в жизни подростков с отклоняющимся поведением.

Д.А. Леонтьев считает, что в изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Формируясь в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.

С точки зрения В.Б. Ольшанского, ценность порождена не индивидом, а обществом. Так же, как ценности интегрировали социальную систему, они интегрируют данную личность отдельного человека.

Тем самым, хотелось бы отметить важность именно подросткового периода в становлении личности, поскольку именно в этот период на основе предшествующих генетических стадий складываются основные его свойства, особенности и некоторые ценности. Наконец, формируется более или менее устойчивая самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных системах взаимосвязей в обществе, во взаимоотношениях с людьми.

Рассматривая личность подростка, мы должны обратиться, прежде всего, к ядру этой личности, которое связано с таким важнейшим психическим качеством – духовностью – высшим проявлением сущности человека, его внутренней приверженностью человеческому, нравственному долгу, подчиненностью человека высшему смыслу его бытия.

Стержнем, ядром в структуре личности является сформированная у нее ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально-значимым объектам и явлениям. Ценность – это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности.

Определение ценностного аспекта сознания как ценностно-нормативного находит свое отражение в трудах ученых, по сути отождествляющих нормы и ценности или отмечающих их значительное сходство. Это сходство состоит в том, что и ценностные представления, и нормы поведения не только выступают в качестве ориентиров или регуляторов поведения, но и являются средством, обеспечивающим самоутверждение личности.

Более обоснованной представляется точка зрения ученых, отличающих в определенной степени подчиненную, инструментальную роль социальных норм по отношению к принятым в обществе ценностям и нормам. Как отмечает Л. И. Иванько, ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело о полностью, принимая все ее элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная. В формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы – его средний «оптимум».

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает в школе и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать часто тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующихся популярностью взрослым женщинам.

С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, отрочество – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности).

Теоретические предпосылки вызвали большой интерес к практическому изучению данной проблемы. В исследовании приняли участие школьники общеобразовательных школ г. Ставрополя, а также подростки, находящиеся в СИЗО №1, г. Ставрополя. Для исследования ценностной сферы подростков мы использовали: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А.Леонтьев, «Тест ценностных ориентаций» М.Рокича, «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е.Личко.

Сравнительный анализ полученных данных, на основании «Теста смысложизненных ориентаций» (Леонтьева Д.А.), позволяет говорить, что правопослушные подростки имеют в жизни определенные цели в будущем, придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Испытуемые представляют собой сильные личности, обладающие достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле; убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. При этом трудные подростки характеризуются, прежде всего, неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, неверием в свои силы, неспособностью контролировать события собственной жизни, фатализмом и убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Полученные результаты методики «СЖО» у трудных подростков во многом обусловлены рядом факторов:

  • Социальные условия: отсутствие общественных благ, трудность в достижении желанных целей легальным путем, склонность общества «навешивать ярлыки».
  • Индивидуальные детерминанты: внешняя привлекательность криминальной субкультуры, близкое окружение подростков, имеющих криминальное прошлое.

Следовательно, внешняя привлекательность «криминальной» жизни, ее азартность, рискованное поведение, способность проявить себя и свою индивидуальность и обуславливает полученные результаты.

Методика Рокича, позволила сделать вывод о том, что девианты превыше всего ценят (в порядке предпочтения): здоровье, друзей, общественное признание, любовь и свободу (терминальные ценности); смелость, жизнерадостность, рационализм, честность, терпимость, (инструментальные ценности). В процессе проведенных бесед было выяснено, что в сознании девиантов значительно искажены понятия о таких ценностях, как друзья, свобода, честность. Полученные результаты согласуются с данными Ю.Р.Саара: происходит смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с созидательной сферы на развлекательно-потребительскую. Ценностные ориентации на образование большинства девиантов характеризуются неразвитостью, аморфностью и противоречивостью. Все несовершеннолетние девианты обнаруживают отсутствие ориентации на высшие общественные интересы, на альтруистическую деятельность, творческую работу, познание и жизненную мудрость.

На основании «Патохарактерологического диагностического опросника» А.Е. Личко, было выявлено, что для подростков с отклоняющимся поведением характерны такие типы акцентуаций, как:

Гипертимный тип (42%). Главная их черта – почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремлением к лидерству в этих компаниях. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить на долго из колеи;

Эпилептоидный тип (26%) – склонность к дисфории и тесно связанная с ним аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен с ущемлением его интересов;

Истероидный тип (10%) – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Большая склонность к рисовке и позерству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм – напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, удар, по которому может выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность;

Неустойчивый тип (5%) – в формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.

Трудные подростки подвержены большому влиянию дурной компании, асоциальному поведению, о чем и свидетельствуют показатели делинквентности, риск алкоголизации, риск развития наркомании. При попадании в асоциальную среду, легко происходит «срастание» с новой делинквентной субкультурой, изменение иерархии ценностей, формирование девиантных форм поведения особенно у подростков эпилептоидного и истероидного психотипов. Высокие баллы по данной шкале характерны для 36,8% делинквентных подростков; в то время как у правопослушных подростков данный показатель составляет 26%.

Таким образом, по результатам экспериментального исследования можно сказать, что испытуемые характеризуются всеми типичными психологическими особенностями подросткового возраста: эгоцентризм, личностная противоречивость, внутренней конфликтностью, ориентированностью на социальное окружение, нормы, принятые в группе сверстников, выраженной потребностью в общении, чуткости. Разница заключается лишь в том, что девиантные подростки выбирают и принимают нормы делинквентной субкультуры, в связи, с чем у них складывается искаженное понимание ценностей и их иерархии, что накладывает отпечаток не только на их поведение, но также и на мировоззрение и мироощущение.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН