Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета

Е.А.Семенова

Представления о психологии как будущей профессии

у студентов технического университета

На современном этапе развития отечественной науки представления о психологии как науке, как учебной дисциплине и как профессии претерпевают значительные изменения. В этой связи актуальной становится задача развития адекватных представлений о психологии как профессии и представления о себе как будущем профессионале у будущих психологов. Как справедливо замечает В.Г. Асеев, «…до сих пор усилия человека были в основном устремлены на познание внешнего мира и лишь в слабой степени на самого себя. Между тем, успешность познания и преобразования внешнего мира непосредственно связана с самопознанием человека, его умением управлять собой, осознавать и осуществлять свои цели и ценности. Необходимо сосредоточить внимание на изучении человека как неповторимой индивидуальности, как субъекте собственной жизни и психической деятельности».

Необходимо отметить, что интерес к проблеме представлений в современной науке проявляется у представителей различных отечественных и зарубежных философских и психологических течений, что является свидетельством сложности и значимости данной проблемы. В отечественной психологической литературе имеется немало высказываний о значении профессиональных представлений. В качестве регуляторов профессионального самоопределения их рассматривали наряду с другими личностными образованиями (интересами, намерениями, идеалами и т.д.) психологи В.Н. Гоголев, А.И. Донцов, Т.В. Кудрявцев и другие.

Как психологическая реальность обыденное сознание существует в форме представлений, образов, установок, стереотипов, отношений, диспозиций. В психике человека элементы обыденного сознания могут присутствовать на всех уровнях отражения, во всех формах. Больше всего они отражают содержание представлений. Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко определяют представление, как специфическое образование сознания, которое «является формой отражения объективной действительности, переходной от сенсорно-перцептивного к вербально-логическому уровню, следующей за ощущением и восприятием ступенью в прогрессивной линии развития когнитивных процессов». По мнению большинства психологов, представление – это сложное динамичное образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, полнотой, яркостью, четкостью, контролируемостью образа.

Организация представлений в сознании человека имеет системный характер, определяемый сложными взаимодействиями между отдельными его компонентами. Структурной характеристикой представлений является единство информативных и смысловых компонентов, как на уровне индивидуального, так и общественного сознания. Взаимосвязь когнитивной, регулятивной, сигнальной, прогностической, оценочной, мотивационной функций определяет значимость изучения конкретного содержания и динамических особенностей системы представлений для жизнедеятельности субъекта. Представления в виде первичного образа-цели управляют учебной и любой другой деятельностью, они составляют основное содержание знаний, умений и навыков, особенно тех, которые связаны с профессиональной деятельностью. Конечный образ-представление отражает результат деятельности.

В ряде работ (В.Д. Брагина, В.В. Овсянникова, Л.А. Сергеева) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (В.Г.Асеев, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников).

О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности».

В.Н. Обносов считает, что профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает такое определение: «Профессиональное представление – это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию». При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление как когнитивно-аффективное психическое образование обладает не только информационным, но и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития.

Данная точка зрения послужила теоретической основой нашего исследования, для изучения профессиональных представлений студентов-психологов мы использовали модифицированный вариант анкеты, разработанной В.Н. Обносовым. Она включает в себя вопросы, направленные на выявление мотивов выбора специальности студентами, самостоятельности выбора и устойчивости профессионального намерения. Ответы студентов на вопросы дают возможность оценить объем и полноту представлений о профессионально важных качествах личности и особенностях профессиональной деятельности психолога, а также степень сформированности представлений о профессиональном будущем, определение профессиональных и жизненных планов, намерений студентов. С целью выявления представлений студентов об образе идеального специалиста был предложен письменный опрос с постановкой открытого вопроса: «Каким должен быть идеальный специалист ?». При обработке ответов применялся контент-анализ содержания студенческих сочинений, направленный на выявление степени соответствия представлений студентов об идеальном специалисте требованиям, предъявляемых обществом к личности профессионала.

В исследовании приняли участие 94 студента Иркутского государственного технического университета, обучающиеся по специальности Психология. Мы предложили студентам назвать профессии наиболее интересные для них. Испытуемые выстроили следующую «лестницу привлекательности профессий»: на первом месте профессия «артист» (64 %), на втором – «юрист» (48 %), на третьем месте профессии «психолог» и «журналист» (по 22 %), далее следуют профессии дизайнер, врач, менеджер (по 16 %), переводчик, архитектор (по 10 %), единичные предпочтения получили профессии: модельер, экскурсовод, биолог, тренер и другие. Итак, мы видим, что профессия «психолог» является не самой привлекательной для студентов, обучающихся по данной специальности и можно предположить, что часть студентов разочаруются в своем выборе еще до окончания учебного заведения.

Одним из методов изучения профессиональной осведомленности является метод «ассоциативного ореола профессии». Студентам - будущим психологам предлагалось назвать профессии, сходные с той, которую они выбрали. При обработке результатов для нас важно было узнать, какие профессии были названы и какие их стороны считаются похожими на выбранную специальность: отражающие существенные моменты предстоящей работы или же напротив, второстепенные, указывающие на поверхностное сходство и не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности.

Результаты исследования показали, что большинство студентов-психологов (56%) в числе сходных назвали две-три профессии из области профессий типа «Человек-человек». В основном подчеркиваются профессии, связанные с обучением и воспитанием людей (воспитатель, учитель, преподаватель, гувернер). Достаточно большое количество студентов (26%) считают, что профессия психолога близка профессиям по медицинскому обслуживанию людей (врач, медсестра, психотерапевт) Часть студентов (10%) проводят параллель с профессиями актера, артиста, телеведущего, т.е. находят сходство с профессиями типа «Человек – художественный образ», а также с профессиями, направленными на информационно-художественное обслуживание людей (дирижер, культорганизатор). Часть респондентов (8%) считают, что профессия психолога схожа с профессиями правоохранительных органов (юрист, адвокат, судья).

Итак, наибольший разброс «ассоциативного ореола» профессии наблюдается у первокурсников (названо 75 смысловых единиц), в том числе показано сходство с профессиями по материально-бытовому обслуживанию людей (проводник, администратор). Это свидетельствует о недостаточной профессиональной осведомленности, узости представлений первокурсников. У третьекурсников разброс «ассоциативного ореола» наименьший (22 смысловых единицы); преобладающие ассоциации: «актер», «массовик-затейник», «воспитатель». Такая «трактовка» профессии может быть объяснена тем, что студенты на третьем курсе включены в первый вид практики и анализирует профессиональную деятельность психолога по внешним признакам как воспитателя, организатора. У третьекурсников чаще встречается негативное отношение к будущей профессии, что проявляется в таких ассоциациях, как: «дрессировщик», «милиционер». Это также свидетельствует о недостаточной профессиональной осведомленности, односторонности профессиональных представлений третьекурсников. Более адекватные профессиональные представления студентов становятся к пятому – выпускному курсу. У пятикурсников достаточно большое количество смысловых единиц (31), но меньший разброс «ассоциативного ореола». Выпускники находят сходства профессии психолога в профессиях типа «Человек-человек» и «Человек – художественный образ», при этом называют стороны, отражающие существенные моменты предстоящей деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что у студентов «ассоциативный ореол профессии» претерпевает изменения за период освоения профессии. Для первокурсников характерно указание на поверхностное сходство, не имеющего прямого отношения к основному содержанию деятельности психолога, для выпускников, напротив, важно отразить существенные, главные моменты предстоящей работы.

Анализ результатов исследования показал, что профессиональные представления у обследованных студентов отличаются определенными особенностями в зависимости от этапа обучения в университете. На этапе первичной адаптации для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, неадекватность требованиям профессии. Представления о профессии у первокурсников являются весьма упрощенными, схематичными, не отражающими специфики профессии психолога. Профессиональные представления недостаточно отчетливы, ярки и целостны. При этом эмоциональное отношение к психологии как учебной дисциплине и как профессии у первокурсников – положительное. На этапе погружения в учебно-профессиональную деятельность (третий курс) представления студентов о профессии и личности профессионала становятся более объемными, полными, яркими, четкими. При этом отношение к психологии как учебной дисциплине и как профессии преобладает нейтрально-положительное. На этапе готовности к самостоятельной профессиональной деятельности (пятый курс) представления студентов о психологии как профессии характеризуются достаточной полнотой, целостностью, яркостью, отчетливостью. Вместе с тем наблюдается ограниченность и неадекватность представлений о себе как будущем профессионале. Отношение к психологии как науке, как учебной дисциплине и как профессии амбивалентное: у выпускников присутствует гамма эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Таким образом, в целом профессиональные представления, даже у студентов пятого курса, находятся на среднем уровне сформированности и недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью. Их уровень знаний психологии превышает житейский, но не достигает научно-теоретического, оптимального, что делает необходимой и актуальной задачу разработки специальной системы педагогических воздействий, направленных на формирование адекватных профессиональных представлений у будущих психологов.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН