Полянский А.И. К вопросу об истории гендера

А.И. Полянский

К вопросу об истории гендера

Гендерная психология - это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов. Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания. Хотя термин "гендер" (социальный пол), пол как продукт культуры появился недавно(1975г.), тем не менее, в науке и ранее существовали разработки, идеи, которые можно отнести к этой области психологии.

В истории гендерной психологии можно выделить пять этапов:

1)разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времен до конца XIX века);

2)формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец ХIХ-начало ХХ века);

3)«фрейдовский период», связанный с именем З.Фрейда и психоанализом (начало ХХ века -1930-е гг.);

4)начало широких экспериментальных исследований и появления первых теорий (1950-1980гг.);

5)бурное развитие гендерной психологии: адаптация известных методов и методик для изучения гендерной AВ отечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX-начало ХХв.;1920-1930гг.;1960-1980гг.; с 1990-х гг.). Рассмотрим их параллельно с зарубежными. Античный период обычно связан с именем Платона и Аристотеля.

В своих трудах "Пир", "Государство", "Законы" и др. Платон Афинский (427-347гг. до н.э.) ввёл понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, подошёл к идее равноправии полов. Платон использовал миф об андрогинах (от греч. andros-мужчина и дупе или gynaikos - женщина) - существах, обладающих мужскими и женскими свойствами. В отличие от Платона, Аристотель Стагирит (384-322гг. до н.э.) выступает скорее "антифеминистом".

Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать. Взаимоотношения жены и мужа, по мнению Аристотеля, должны быть отношениями раба и господина. Единственный смысл разделения полов - рождение детей, а подчинение женщины - воспитание потомства и ведение хозяйства. В эпохи Возрождения необходимо коснуться утопии. Томас Мор(1478-1535) в своей «Золотой книге» описал идеальное государство. В нём занятие мужчин и женщин не различаются. На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители. Жан-Жак Руссо(1712-1778) проанализировал подобия полов, высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин, а так же рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин по взаимоотношениям в браке. Руссо считал, что женщина обладает изящным и проницательным умом, поэтому она способна получить образование, причём не только в области того, как вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. В брак и женщины и мужчины должны вступать по любви, оба пола имеют равное право самостоятельно выбирать будущего супруга. Иммануил Кант (1724-1804) разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых, по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам - пассивное. Гендерные стереотипы, высказанные Кантом, оказались очень живучи: и сегодня распространено мнение о том, что женщины не способны принимать политические решения. Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) высказал идеи об отражении статуса женщин и мужчин в обществе, о лидерстве мужчин и женщин, о гендерных взаимоотношениях и об ограничении рождаемости. Фурье предвидел многие современные проблемы гендерной психологии [14]. Артур Шопенгауэр (1788-1860) обратил внимание на различие психических процессов мужчины и женщины: для мужчин характерна абстрактность, для женщин - конкретность. Мужчинам понятна идея справедливости, а женщины сочувствуют конкретному человеку. Однако Шопенгауэр подразумевает, что мужская реакция-норма, а женская - отклонение от нее, что неприемлемо с позиций современной науки [15]. Второй этап (конец ХIХ – начало ХХ в.)- период формирования предмета и естественно научных основ гендерной психологии. В это время на Западе (Франция, Англия и США) началось движение за освобождение женщин. Происходило оно и в России. Понятие «феминизм» (от лат. femina- женщина) появилось во французском языке в первой половине XIX века.

В 1830 г. появляется термин «эмансипированная женщина» (от лат.emancipatio - освобождение), что означает предоставление прав женщин с мужчинами: избирательных, экономических, на получение образования и сексуальных свобод.

Возник феминизм во Франции в период Великой революции - в конце XVIII века. В этот период по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье.

В середине XIX века в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrage – голосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги.

В 1867 году в Лондоне было создано первое международное женское общество.

В 1860 гг. в Англии существовало и другое направление – аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией.

Феминистки в США добились того, что им разрешили преподавать в школах. Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства. Политические требования выдвигались одновременно с экономическими. Наряду с этим выдвигались требования предоставить право на образование. В ряде стран женщины добились включения их в экономическую жизнь (опять же - незамужних).

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи более узкие задачи - право на образование и трудовую деятельность. Хотя избирательное право ряду женщин было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины.

Ещё одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях. Это побудило исследователей сравнивать этих представителей между собой.

В 1902 году выходит в свет работа австрийского учёного Отто Вейнингера (1880-1903 гг.) «Пол и характер». Она вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор, С другой стороны он высказывал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, т.к. пронизаны духом ненависти к женщинам.

По Вейнингеру (1997), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма.

В конце XIX века начали проводиться первые исследования женщин - в Германии, Франции, Великобритании, Италии и Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности, работы Л. Фратти, Х. Ланге, М. Лафевра, Х. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей (последние три автора женщины).

Однако первым новой отрасли психологии можно считать голландского учёного Г. Гейманса. Его книга «Психология женщины» (1911 год) отличалась своей научностью, стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов, а также то, что он сам провёл два масштабных исследования.

Ценность исследования Гейманса в том, что он описывает характеристики поведения, которые обычно остаются за пределами внимания психологов.

В 1928 году вышла книга «Взросления на Самоа». Автором её была Маргарет Мид. Она описала особенности общения, воспитания и поведения (в том числе и сексуального) мальчиков и девочек, мужчин и женщин, взаимоотношений в семье народа Самоа. Эта книга привлекла внимание к проблемам гендерной идентичности, гендерной и сексуальной социализации, особенно к кросскультурным аспектам.

Третий этап – «психоаналитический» (начало XX века- 1939 гг.). Начало третьего этапа ознаменовалось деятельностью З. Фрейда. Влияние самого Фрейда как на психологию, так и на всю культуру было столь велико, что на многие годы его взгляды сформировали стереотипное представление о женщине, которое не подвергалось сомнению. Первая критика Фрейда была предпринята в начале XX века. Шарлотта Перкинс Гилман назвала его взгляды «возрождением фаллического культа». В середине 1920-х гг. эта критика прозвучала из уст ученицы Фрейда – Карен Хорни. Она отметила, что идеи о женщинах выросли из маскулинного нарциссизма.

Клара Томпсон заметила, что взгляды мужчин объясняются их обладанием властью, И если бы мы жили в матриархальном обществе, то символом власти была бы грудь, а не пенис.

Тем не менее, психоанализ продолжает оставаться одним из классических направлений в исследовании женщин.

В нашей стране в это время занимались данной проблематикой Е.А. Аркин, П.П. Блонский и др.

Четвертый этап (1960-1980 гг.) – это начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий. Среди авторов многочисленных работ данного периода можно выделить 5 женщин: М. Хорнер, Э. Маккоби, С. Бэм, Н. Ходоров и К. Гиллиган.

В отечественной науке в конце 1960-х гг. была создана более или менее благоприятная атмосфера для разработки гендерной проблематики. Огромная заслуга принадлежит Б.Г. Ананьеву, который вывел принцип полового диморфизма в один из основополагающих принципов психологического исследования.

Пятый этап (с 1990-х гг. по наст. время) характеризуется бурным развитием гендерной психологии. На новом этапе учёные приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики. Стали известны области, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия. Среди исследователей в нашей науке можно выделить В.С. Агеева, Е.П. Ильина, Л.Н. Ожигову, Т.В. Бендас, Г.Г Филиппову и др. Психология гендерных отношений делает в нашей стране первые шаги на пути одной из актуальных тем современной психологии.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН