Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности

Н.А. Федорова

 

Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности

Первое систематическое исследование феномена самопрезентации провел американский социолог И.Гофман. Предложенная Гофманом концепция социальной драматургии подробно описана в книге «Представление себя другим в повседневной жизни», ставшей признанной монографией по проблеме самопрезентации. Проведенный Гофманом подробный теоретический анализ не только сделал самопрезентацию предметом социально-психологических исследований, но и задал некоторые направления разработки этой проблематики. В частности, большое внимание И.Гофман уделил описанию различных приемов, используемых субъектом для контроля за впечатлениями, которые он производит на аудиторию.

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные, личностные и ситуационные.

Мотивационные теории анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых направлена самопрезентация. Так, по мнению Е.Джонса и Т.Питтмана (1982), в основе процесса самопрезентации лежит мотив власти, т.е. стремление поддержать и расширить влияние в межличностных отношениях. Согласно Джонсу и Питтману, можно выделить пять основных стратегий самопрезентации. Каждая стратегия направлена на достижение одного из пяти видов власти (власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания). Р.Аркин (1981) и А.Шутц (1998) рассматривают самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи и выделяют в соответствии с этими мотивами приобретающую самопрезентацию и защитную самопрезентацию. Для приобретающей самопрезентации характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами). Защитная самопрезентация чаще всего не осознается и проявляется в том, что субъект выбирает неадекватную для решения своих задач среду: либо руководствуясь заниженными требованиями, либо - непомерно высокими.

Личностные теории самопрезентации акцентируют внимание на личностных характеристиках субъекта самопрезентации, т.е. пытаются выявить индивидуальные особенности, связанные со склонностью субъекта управлять впечатлением о себе у партнера по взаимодействию. Среди таких индивидуальных особенностей выделяют, в частности, публичное самосознание (А.Фенигстейн, 1987) и самомониторинг (М.Снайдер, 1987).

Ситуационные теории самопрезентации рассматривают те детерминанты самопрезентации, которые связаны с особенностями ситуаций взаимодействия. Так, М.Лири и Р.Ковальски (1990) связывают самопрезентацию с такими характеристиками ситуации как степень публичности, значимость целей взаимодействия для субъекта, зависимость от объекта самопрезентации и др. Б.Шленкер (2003) отмечает, что большое значение для регуляции процесса самопрезентации имеют нормы и правила взаимодействия, принятые в данной культуре или социальной группе.

Очевидно, что перечисленные выше теории самопрезентации анализируют отдельные аспекты проблемы, не предлагая при этом какой-либо общей схемы или структуры анализа данного феномена. А учитывая тот факт, что феноменология самопрезентации достаточно разнообразна и неоднородна, в итоге социальная психология имеет огромное количество частных концепций, не претендующих на какие-либо обобщения. Данные эмпирических исследований, посвященных проблеме самопрезентации, также достаточно разнородны. Основной предмет этих исследований – различные формы самопрезентации, которые использует субъект для управления впечатлением о себе и эффекты, связанные с их применением. При этом единой типологии таких форм не существует. Различные авторы выделяют разные стратегии, тактики и техники самопрезентации, в то время как отсутствует единое определение этих понятий, и они зачастую используются как синонимы.

С нашей точки зрения, проблема разрозненности теоретических и эмпирических представлений о самопрезентации может быть решена с помощью привлечения к анализу данного феномена схемы, предложенной А.Н. Леонтьевым для описания структуры деятельности человека в рамках психологической теории деятельности. А.Н. предложил рассматривать деятельность как иерархически организованную структуру, состоящую из отдельных деятельностей, действий, операций и психофизиологических функций. При этом уровень деятельности соотносится с мотивом, уровень действий – с целью, уровень операции определяется условиями, в которых выполняется действие и характеризует средства, используемые субъектом для выполнения действий. Уровень психофизиологических функций связан с физиологическим обеспечением всех психических процессов. Анализ уровня психофизиологических функций выходит за рамки рассматриваемой нами проблематики, поэтому исключается из дальнейшего обсуждения.

В отношении процесса самопрезентации схема «деятельность-действие-операция» может быть использована следующим образом: самопрезентация определяется мотивом на уровне деятельности, характеризуется целью на уровне действий и включает в себя различные средства на уровне операций. Таким образом, процесс самопрезентации может быть рассмотрен на трех основополагающих уровнях: мотивационном уровне, уровне целей и уровне используемых средств. Рассмотрим подробнее содержание уровней самопрезентации.

Мотивационный уровень самопрезентации.

Согласно современным теориям самопрезентация является полимотивированной активностью, поэтому мы можем утверждать, что в основе самопрезентации в зависимости от конкретной ситуации и от личностных особенностей субъекта может лежать мотив власти (Джонс и Питтман), мотив самоконструирования и поддержания позитивной самооценки (Шленкер, Вейголд), мотив самовыражения (Харре), самораскрытия (Баумайстер), мотив достижения или избегания неудачи (Аркин,Шутц) и другие базовые мотивы личности.

На мотивационный уровень самопрезентации оказывают влияние личностные особенности субъекта, такие, как особенности мотивационной сферы и базовой мотивации, уровень самомониторинга, публичное самосознание и другие.

2) Уровень цели (содержательный уровень самопрезентации).

Уровень цели характеризует тот содержательный образ, который субъект самопрезентации стремиться донести до своей аудитории. Этот уровень самопрезентации всегда осознан субъектом (как отмечал А.Н. Леонтьев, цель – это образ результата, который всегда осознается). Основные факторы, определяющие содержание презентируемого образа – это Я-концепция и идентичность субъекта, а так же актуальные социальный роли.

3) Уровень средств.

Операциональный уровень самопрезентации характеризует конкретные приемы, используемые субъектом для формирования впечатления о себе. Уровень средств определяется конкретными условиями, т.е. теми ситуациями взаимодействия, в которых происходит процесс самопрезентации.

В соответствии с тремя уровнями мы можем выделить три основные единицы анализа процесса самопрезентации: стратегия, тактика и техника самопрезентации.

Наиболее крупной единицей анализа самопрезентации является стратегия самопрезентации. Стратегия самопрезентации соответствует мотивационному уровню (примером выделения стратегий самопрезентации может служить классификация, предложенная Джонсом и Питтманом, а также классификация А.Шутца) и характеризует самопрезентацию как отдельную деятельность. Уровню цели соответствуют тактики самопрезентации - те конкретные поведенческие приемы, которые используются субъектом для формирования определенного впечатления у аудитории (например, если перед субъектом стоит цель – казаться привлекательным, то он будет льстить, демонстрировать благосклонность и т.д.) Тактики характеризуют самопрезентацию как действие. Наиболее мелкой единицей анализа самопрезентации является техника самопрезентации как способ предоставления информации о себе. Техника самопрезентации характеризует самопрезентацию как операцию. Описываемые в литературе техники самопрезентации могут быть самыми разнообразными: от контроля за собственным внешним видом (манеры, одежда и др.) до использования имиджа других людей в собственных целях (непрямые техники «купание в лучах чужой славы» и «вредительство»). Все техники самопрезентации можно условно разделить на вербальные и невербальные. К невербальным техникам относятся внешний вид, одежда, манера держаться, обстановка и др. Вербальные техники самопрезентации бывают непрямыми, как, например, использование информации о других людях и «озвучивание» своих аттитюдов, и прямыми. Прямые техники самопрезентации – это самоописания через личностные и социо-ролевые характеристики, через действия и увлечения, а также через истории о своей жизни (нарративы).

Особенности стратегий, тактик и техник самопрезентации определяются в соответствии с тем уровнем процесса, которому они соответствуют: выбор стратегии определяется в большей степени особенностями мотивационной сферы субъекта и личностными особенностями, в то время как выбор техники осуществляется на ситуационном уровне.

Таким образом, использование схемы макроструктуры деятельности позволяет решить некоторые проблемы, связанные с анализом проблемы самопрезентации в современной социальной психологии, в частности проблему типологии форм самопрезентации и проблему детерминации процесса самопрезентации. Так, можно выделить три основные формы самопрезентации в соответствии с тремя уровнями структуры процесса самопрезентации – это стратегия, тактика и техника самопрезентации. При этом разные уровни имеют различную детерминацию. Самопрезентация как реализация некоторых стратегий имеет в большей степени мотивационную детерминацию, в то время как операционально-технические уровни самопрезентации (и соответствующие им тактики и техники самопрезентации) имеют в большей степени ситуационную детерминацию.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"