Черепанова У.Г. К вопросу об организации работы с родителями старших дошкольников

У.Г. Черепанова

К вопросу об организации работы

с родителями старших дошкольников

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на активных методах взаимодействия родителей со специалистами. Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи - практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей), организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация ретро-гостинных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями старших дошкольников, проводимой в рамках «школы дошкольника», показала, что информация не может быть представлена в полном объёме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому. Более эффективными оказались информационные письма, которые пришли в нашу практику из школы Марии Монтессори. Информация, касающаяся подготовки ребенка к школе, распечатывается на принтере, ксерокопируется в необходимом количестве и раздаётся психологами родителям. Для большей эффективности специалист через некоторое время может спросить: «Доходчиво ли было составлено сообщение? Заинтересовало ли сообщение родителей? Есть ли необходимость организовать встречу со специалистами по данной проблеме?». Иногда такое письмо соединяется с анкетой, которая составляется для того, чтобы оперативно получить отклик и выяснить позицию родителей по проблеме поступления ребенка в школу.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в «школе дошкольника», в которой с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность обсуждать волнующие их проблемы с психологом на специально организованных мероприятиях программы по формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей.

Занятия, проводимые совместно с детьми, имеют своей целью развитие интереса, внимательного отношения к членам своей семьи, эмоциональное сближение членов семьи, сплочение. Для выполнения подобного рода занятий необходимо специальное оснащение: бумага, краски, пластилин, природный материал (желуди, шишки, ветки и т.д.). Предварительно в качестве домашнего задания родители получают инструкцию написать вместе с ребенком историю вашей семьи. Пусть ребенок расспросит родственников о месте и дате их рождения, воспоминаниях, увлечениях и т. д. А на практическом занятии, перед тем как приступить к рассказу, родителям и ребенку нужно совместно приготовить себе «наглядное дополнение»: нарисовать или сделать что-то, что помогло бы вам описать семью.

Простором для творчества являются деловые игры. Они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей деловой игры.

Примерная структура игры такова:

  • Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования.
  • Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
  • Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации. В нашем случае они будут направлены на взаимодействие будущих первоклассников и родителей, в которых будут отражаться принятие новой социальной роли ребенка, его новых домашних обязанностей и т.д. Деловые игры, проводимые в родительских группах, нацелены на развитие их рефлексивных способностей, входящих в структуру личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу.

Одной из основных форм работы являются родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад специалиста на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Поэтому некоторые родительские собрания можно делать открытыми: совместно с методистом, психологом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Вопросники могут быть разными по содержанию.

Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.

На заключительных занятиях по формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу родители сами составляют памятку о взаимодействии с будущим первоклассником. Она может включать конкретные методические требования, характер и содержание взаимодействия, модель межличностных отношений в семье в целом, запреты на различные формы поведения в семье. Пример памятки родителям при поступлении ребенка в школу может выглядеть следующим образом.

Родителям нужно: заботиться о том, чтобы ребенок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений; знать возрастные нормы развития детей и особенности собственного ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них; не отвергать ребенка, не занижать его самооценку; создать благоприятный климат для него в семье; любить, как прежде, может быть даже больше и дать ему об этом знать; заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать; следить за умственным развитием ребенка; создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки его развития; читать ребенку сказки и стихи; учить с ребенком песни и вместе их петь; вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы и детское кино; хвалить его за первые рисунки; водить в музеи, театры, цирк и зоопарк; дарить разные игрушки, необходимые для развития в его возрасте; приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру; поощрять общение со сверстниками; воспитывать мир чувств; учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от родителей.

В семьях, где растет ребенок, необходимо создавать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития и воспитания, то есть близкие должны способствовать умственному, физическому и психическому здоровью ребенка. Для того чтобы выполнять условия предыдущего пункта, родителям следует расширять свои педагогические и психологические знания посредством изучения соответствующей литературы и сотрудничеством со специалистами.

Семьям, заинтересованным в достаточной подготовке к школе и успешной социализации своего ребенка, просто необходимо установить тесное сотрудничество с психологами и социальными педагогами, систематически обсуждать проблемы совместно. С этой целью родительские собрания можно проводить в форме в ечера вопросов и ответов. Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и специалистов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени психологи, методисты, учителя, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. Встает необходимость в способах организации поступления вопросов от родителей. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже. Вечера ответов и вопросов выполняют просветительскую функцию, а также функцию педагогической пропаганды.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания, обучения и подготовки к школе через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стендытипа "Для вас, родители", содержащие информацию по вопросам наиболее актуальным в данный момент. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде:рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе ДОУ и в начальной школе МОУ материалы стенда можно посвятить следующим темам: "Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе", "Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду, в школе".

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в работе с родителями старших дошкольников, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Таким образом, в настоящее время организация работы с родителями старших дошкольников по проблеме поступления ребенка в школу предполагает применение комплекса разнообразных форм и методов психолого-педагогической помощи.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН