Буркова С.А. Особенности самооценки детей 5-8 лет с дифференциальными показателями активности сердца в эмоциональной ситуации

С.А. Буркова

Особенности самооценки детей 5-8 лет с дифференциальными показателями активности сердца в эмоциональной ситуации

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. В этот период очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств.

В последние годы в нашем обществе активно изменяется стиль детско-родительских отношений, что ведет к изменению качества семейного воспитания. А ведь именно в семье ребенок получает основные знания об окружающем мире, об отношениях с окружающими и о самом себе. Безусловным является тот факт, что детская самооценка во многом основана на представлениях о нем его родителей (Фолкен, 2002; Бернс, 2003), а не на собственной оценке. Семья, по мнению целого ряда исследователей, является для ребенка основным источником информации, именно она оказывает огромное влияние на его восприятие действительности и себя в ней (А.В. Петровский, 1981; Л.Ф. Островская, 1982; А.Д. Кошелева, 1995; А.И. Захаров, 1996).

При воспитании и обучении ребенка в семье обычно используют поощрение и наказание. В тоже время не известна эффективность этих воздействий в реальных условиях семьи, не исследовались специфичность их применения и эмоциональные реакции участников в зависимости от возраста ребенка. Подписание Россией конвенции о правах ребенка предполагает определенные действия по защите прав детей в семье. Однако, при наличии большого числа социологических исследований, крайне скудны (Николаева, Иванова, 2003) психологические данные о роли поощрения и наказания в семье, несмотря на то, что они являются основными приемами воспитания, в процессе осуществления которых чаще всего и происходит нарушение прав ребенка.

Между тем получены данные, свидетельствующие о том, что уже в 5-7 лет у части детей наблюдаются искаженные реакции на эмоциональное воздействие. И в этом контексте представляло интерес выявить психофизиологические показатели, сопровождающие такого рода искажение восприятия эмоциональной информации.

С вышеизложенной целью, нами было проведено исследование по определению особенностей самооценки детей 5-8 лет с дифференциальными показателями активности сердца в эмоциональной ситуации.

Для определения уровня самооценки нами были использованы методики Дембо-Рубинштейна и «Лесенка» (Щур В. Г., 1982) ; а так же для уточнения полученных данных - ряд сопутствующих методик, таких как «Социометрия», «Рисунок семьи» (Захаров А.И., 1982), анкетирование преподавателей и наблюдение (Регуш А.А., 1996) за детьми в процессе различных видов деятельности (общение со сверстниками, преподавателями, учебной деятельности, игры, непосредственно участия в исследовании). В качестве метода оценки физиологических функций была выбрана вариабельность сердечного ритма (ВРС) в тот момент, когда дети отвечали на вопросы о том, как их поощряют и наказывают (« Вопросник осознанности использования системы поощрения и наказания в семье» (Николаева Е.И., 2002)).

В исследовании приняло участие 79 детей в возрасте 5-8 лет, из них 43 ученика первых классов гимназии и 36 детей из старших групп дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.

Первый этап нашего исследования включал обязательное налаживание контакта с детьми. При знакомстве с детьми был выявлен явный интерес с их стороны к экспериментатору, проводимой работе, заданиям. Но существуют и отличия в проведении исследования в разных возрастных группах. В детском саду практически все дети высказывали желание поучаствовать, быть первыми, просили обязательно взять их еще раз. Непосредственное общение проходило на высоком эмоциональном уровне – все дети активно включались в деятельность, проявляли серьезную заинтересованность в происходящем, пытались исследовать структуру прибора, задавали разнообразные вопросы, делали свои предположения (такой же прибор есть в больнице, я по телевизору такой прибор видела, на детектор лжи похоже…). Дети в школе были менее эмоциональны, но желание поучаствовать в исследовании проявляли абсолютно все – с большим интересом откликались на все просьбы экспериментатора, но особых предпочтений не показывали. Важно, на наш взгляд, отметь следующую особенность: при рисовании большинство детей просили дать им ручку или простой карандаш, расстраивались, что невозможно стереть нарисованное. Что касается исследования ВРС, почти все дети проявили заинтересованность, но были так же и те, которые боялись, что их ударит током, отказывались от проведения, и лишь после подробного объяснения, соглашались и даже активно вовлекались в процесс. Таким образом, можно заключить, что дети в школе проявляют большую осторожность и дисциплинированность, но большую заинтересованность и любознательность проявляют дети старшего дошкольного возраста.

Обобщая полученный материал по детям в первых классах гимназии, мы выделили следующие особенности:

Полученные результаты после проведения методик Дембо-Рубинштейна и Лесенка подтвердили наше предположение о том, что существующие методики для изучения самооценки не дают возможности адекватно оценить самооценку ребенка. Так мы можем видеть, что методика Дембо-Рубинштейна дает больший разброс уровней – по ее результатам выявлены все 3 уровня самооценки, но при этом большинство – высокая самооценка (84 %).А методика «Лесенка» представлена только двумя уровнями: высоким и средним, причем на каждом из них примерно равное число детей. Методика Дембо-Рубинштейна и методика «Лесенка» дают различные результаты. Так мы заметили, что среди всех полученных данных – 28% несовпадения.

По результатам проведения социометрии, мы распределили детей по 4 группам: звезд, предпочитаемых, принимаемых и не принимаемых. При сопоставлении с результатами по методикам самооценки оказалось, что среди детей каждой группы есть как те, чья внутренняя самооценка не нуждается в прямом подкреплении извне, так и те, кто зависит от мнения группы.

Более того, общее впечатление учителя не совпадает с мнением группы сверстников и результатами тестов по изучению самооценки. Его мнение об ученике практически напрямую связано только со школьной успеваемостью ребенка. На основе впечатления учителя мы выделили 2 группы детей: те, кого он оценивает на «отлично» и «хорошо». При анализе этих групп по уровням самооценки выявилось, что высокая самооценка преобладает у «хорошистов», тогда как среди отличников могут быть дети с разными самооценками. Это подтверждает то, что в начальной школе учеба не определяет уровень самооценки ребенка. В тоже время оказалось, что «хорошисты» точно чувствует отношение к нему учителя. Мнение учителя о ребенке и представление ребенка о том, как оценивает его учитель, в нашем исследовании совпадали в 70% случаев. Мнение отличников совпадает с мнением учителя лишь в 50% случаев.

По результатам исследования детей в детском саду, мы выделили по методике «лесенка» высокий и средний уровни самооценки - 40% и 60% соответственно, (у первоклассников эти же 2 уровня, но с небольшим преобладанием уже высокого). Методика же Дембо-Рубинштейна показала, что в детском саду преобладает больше высокий уровень самооценки – 88%, при 2% среднего, (в то время как у первоклассников 84% - высокий уровень, 5% - средний и появляется 1% низкий уровень). Это можно объяснить тем фактом, что в детском саду ребенок еще в большей степени опирается на внешнюю оценку, а внутренняя оценка себя еще не достаточно развита. Это подтверждается и при сопоставлении с результатами анкетирования преподавателей – у детей детского сада самооценка напрямую связана с оценкой его воспитателем (92% совпадения), а самооценка первоклассника уже практически не зависит от мнения о нем учителя.

Анализ же отношений внутри групп детей показал, что и в детском саду и в школе существуют так называемые «звезды» и «не принимаемые» дети, но в детском саду такое деление больше выражено. При этом на самооценку ребенка такое разделение не влияет: среди «звезд» встречаются дети со средним уровнем самооценки, «не принимаемые» дети обладают высокой самооценкой, что подтверждает наше предположение о том, что среди них встречаются как те, чья самооценка зависит от мнения окружающих, так и те, кто не нуждается во внешнем подкреплении.

Все вышеизложенное говорит о том, что новые социальные отношения при поступлении ребенка в школу уже начинают заметно влиять на его самооценку, и это влияние будет в дальнейшем усиливаться.

Так же важно отметить, что существующие методики для изучения самооценки детей данного возраста не адекватны – при сопоставлении полученных данных с результатами наблюдения видно, что выявляемый уровень самооценки напрямую зависит от того, задумывается ли ребенок над заданием или нет. Соответственно получаемый уровень самооценки связан с уровнем созревания когнитивного компонента и от непосредственного умения идентифицировать собственные эмоции, что в свою очередь подтверждается и сопоставлением с результатами проведения вопросника и анализа ВРС.

При анализе искажения эмоциональной информации особых различий в разных возрастных группах не обнаружено. В абсолютном большинстве случаев (исключение составил лишь несколько детей из всей выборки), дети искажают эмоциональную информацию, получаемую в процессе поощрения – наказания. Чаще всего искажению подвергается информация относительно испытываемых чувств – дети либо отказываются говорить о них, либо говорят, что не могут объяснить, в некоторых случаях дают неадекватные ответы (такие как «ничего не чувствую», «как обычно»...). Это можно объяснить включением механизмов психологической защиты в ситуациях, которые ребенку сложно вспоминать и понимать. Важно так же отметить, что ребенок лучше говорит о своих чувствах, в то время как чувства родителей для него чаще остаются неизвестными (примерно в 50% случаев).

Также ярко проявляется тот факт, что с большим трудом ребенок говорит о наказании, что отражает проблему вербализации собственных переживаний. В подавляющем большинстве случаев дети особым образом относятся к описанию своих чувств при наказании. Они отвечают, что не знают, не помнят или не чувствуют ничего при этом. Некоторые также утверждают, что им неприятно поощрение. Подобные реакции были квалифицированы как искажение восприятия эмоционально значимой информации.

При анализе ответов детей на предложенный вопросник, мы разделили детей по трем уровням искажения информации: высокий, средний и низкий. При сопоставлении с уровнями самооценки, мы сделали следующие выводы: У детей с сильным искажением информации высокая самооценка встречалась в 71% случаев, в 29% - неустойчивая самооценка (высокий или средний уровни). У детей же со слабым искажением информации высокий уровень самооценки встречается только в 50% случаев, неустойчивая самооценка и средний уровень соответственно в 25% и 25% случаев. При среднем уровне искажение высокая самооценка встречается у 54,2% детей, у 33,3% - неустойчивой и у 12,5% средняя. Следовательно, что чем сильнее искажение эмоциональной информации в болезненной ситуации наказания, тем выше самооценка ребенка. Это подтверждает включение механизма психологической защиты в процессе искажения восприятия эмоциональной информации при наказании. Отметим также, что при сильном искажении информации, дети часто склонны абсолютизировать любовь родителей к ним: так они чаще считают, что родители их поставят на верхнюю ступеньку лестницы (в методике «Лесенка»), а в методике Дембо-Рубинштейна, по параметру любви родителей, они чаще ставят себя на наивысший уровень.

Следовательно, на формирование самооценки ребенка значительное влияние оказывает процесс наказание и то, как он переживается ребенком.

Оценка вариабельности сердечного ритма позволила выявить ригидность сердечного ритма у детей с выраженным искажением эмоциональной информации (высокий уровень), в то время как в случае среднего и низкого уровня искажения эмоциональной информации, наблюдаются физиологически адекватные вариации сердечного ритма. Наши данные свидетельствуют о том, что особенности системы наказания и поощрения в семье в значительной мере влияют на самооценку ребенка. А психологическое напряжение в процессе адаптации ребенка к школе при неадекватно завышенной самооценке может влиять на изменение вариабельности сердечного ритма, что может отражать начало соматизации эмоционального конфликта.

Полученные данные свидетельствуют о том, что самооценка является комплексной характеристикой, зависящей от многих параметров. Каждая существующая методика ее определения фиксирует лишь отдельные из них. И явно встает проблема поиска адекватных способов оценки этого важнейшего компонента образа «Я».

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН