Алексеева Л.Ф. Психологические особенности принятия решения и реализации инноваций в области образования

Л.Ф. Алексеева

Психологические особенности принятия решения и реализации инноваций в области образования

Осознанные действия, поведение человека осуществляются на основе продуманных и принятых решений. Решение о характере, направлении, интенсивности действий зависит от понимания и учета ситуации. Это, в свою очередь, зависит от уровня интеллектуального развития, социального опыта человека.

Непосредственным побудителем действий человека является мотив или система мотивов. Систему мотивов поведения человека в разных ситуациях деятельности, общения, познания определяет его мировоззрение (совокупность идей, интересов, убеждений).

В стандартных ситуациях человек с определенным сформировавшимся мировоззрением ведет себя определенным образом в соответствии с принципами взаимодействия с окружающими людьми, которые не противоречат его мировоззрению.

Однако жизнь полна неопределенных ситуаций. В особенности современная российская действительность изобилует неопределенностью, непредсказуемостью исходов активности человека. В таких условиях принятие решений становится сложной психологической проблемой.

Принятие решения в условиях неопределенности связано с выбором, результат которого зависит от интеллектуально-личностных особенностей человека. «Выбор» позволяет снизить уровень неопределенности ситуации, так как он способствует преобразованию ситуации неопределенности и делает ситуацию более предсказуемой.

Процесс принятия решения недостаточно изучен с психологических позиций. Состояние изученности проблемы принятия решения таким образом относится к характеристике современного состояния и перспектив развития психологии.

Одним из авторов, предпринявших прояснить психологические подходы к принятию решений был Ю.Козелецкий. Он выделил четыре этапа в процессе принятия решения:

  • создание субъективного представления о задаче;
  • оценка последствия принятия альтернативных решений;
  • прогнозирование условий, определяющих эффективность при принятии альтернативных решений;
  • принятие решения на основе выбора из всех рассмотренных альтернатив.

Допуская возможность мысленной процедуры принятия решения по Ю.Козелецкому, проанализирует психологические особенности осуществления отдельных этапов теории принятия решений.

Следует отметить, что формирование субъективного представления о задаче, которую предстоит решить, может происходить лишь в том случае, если задача окажется актуальной для данного субъекта. Решение задачи должно входить в область его интересов, обязанностей, амбиций и т.п. При этом субъект может принять задачу, если ее решение на его взгляд, может способствовать самоосуществлению, самосовершенствованию как максимум, либо может способствовать удовлетворению потребностей какого-либо уровня (от физиологического, безопасности, аффилиации до самоактуализации) как минимум.

Уровень потребностей личности в значительной мере зависит от уровня развития интеллекта. В то же время интеллект субъекта позволит ему объективно («трезво») оценить задачу.

Принятие задачи непосредственно связано с системой мотивов субъекта к деятельности, общению, познанию.

После принятия решения субъект начинает перебирать (оценивать) альтернативные способы, пути решения проблемы. На данном этапе принятия решения исключительно значимым является аналитический ум субъекта.

Принятие решения, как правило, направлено на достижение результата, успеха в конкретной деятельности. Успех в любой сфере деятельности зависит не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения настойчиво работает, стремясь достичь намеченных целей.

Уровень мотивации в деятельности и принятие решения определяются:

  • значимостью достижения успеха;
  • надеждой на успех;
  • субъективной оценкой вероятности достижения успеха; субъективными эталонами достижения.

Субъект с мотивацией достижения успеха попытается найти оптимальный вариант решения проблемы, будет отвергать слишком сложные и очень легкие пути, которые предположительно могут привести к успеху в решении проблемы. Мотивация достижения определяет преимущества и ограничения, присущие личности как субъекту саморегуляции и как лицу, ответственному за принятие профессиональных решений. Субъекты с сильной мотивацией успеха отличаются:

  • стремлением достичь высоких результатов (успехов);
  • стремлением делать все как можно лучше;
  • выбором сложных заданий и желанием их выполнить;
  • c тремлением совершенствовать свое мастерство .

Субъекты с мотивацией избегания неудачи обычно выбирают наиболее легкие возможные пути достижения успеха. Уровень субъективного «акме» у них довольно низкий.

Оценка последствий альтернативных решений необязательно происходит в процессе интеллектуальной активности с опорой на знания, умения и способности. Выбор способа решения проблемы может быть стимулирован эмоциональным состоянием субъекта, под влиянием авторитетного, обожаемого человека в состоянии эйфории, без учета собственных возможностей и ситуационных обстоятельств. Таковыми являются выборы с расчетом на «шанс» («авось»).

Мотивы достижения успеха или избегания неудачи являются личностными переменными и обусловлены базовыми характеристиками личности, такими как самооценка, направленность, ценностные ориентации, притязания и др.

Каждый принимающий решение должен быть готов к тому, что реализация принятых решений может привести к неудачам. Неудача, как правило, является следствием действия личностных факторов: низкого уровня мотивации, отсутствия компетентности; а также следствием игнорирования объективных условий – материальной, общественной и психологической реальности. Причиной неудачи могут быть необоснованный оптимизм в принятии решений, переоценка собственных возможностей. Достижению успеха при реализации принятого решения мешает и то, что большинство людей сориентированы на быстрый успех. Необходима длительная мотивация, увлечение процессом деятельности.

Конструктивная реакция на неудачу усиливает мотивацию. Человек, осознав собственные неудачи, увеличивает расход энергии и времени на достижение цели. Неудача в случае конструктивной реакции на нее закаляет характер, увеличивает настойчивость и уровень мотивации.

Деструктивная реакция на неудачи может привести к снижению самооценки, формированию комплекса неполноценности, беспомощности, дезорганизации активности, к отказу от деятельности.

Качество принимаемого решения индивидом зависит от уровня его притязаний. Индивид с высоким реалистичным уровнем притязаний уверен в ценности своих действий при принятии решений. Принятие им решений связано с наличием устойчивых жизненных планов, стремлением к самоутверждению, ответственностью и готовностью к коррекции неудач за счет собственных усилий.

Индивид с нереалистичным уровнем притязаний отличается фрустрированностью, повышенной требовательностью к другим и готовностью обвинять других в своих неудачах, инфантильной аффективностью, неспособностью подчиняться решениям других. Такие личностные качества обусловливают низкое качество и нереалистичность принимаемых им решений.

Умеренный уровень притязаний является условием принятия индивидом реалистичных, неамбициозных решений. Люди с таким уровнем притязаний уверены в себе, настроены на успех, соразмеряют свои усилия с ценностью достигаемого.

Люди с низким уровнем притязаний неспособны принимать серьезные решения, склонны к подчинению другим, часто беспомощны, осознают свои невысокие возможности, не имеют ясных представлений о перспективах своей жизни.

Проблема принятия решения всегда связана с проблемой риска, так как реализация принятого решения, как правило, происходит в условиях некоторой степени неопределенности. Неопределенности возникают из-за невозможности точного прогнозирования результатов действия и взаимодействия ситуационных и диспозициональных (личностных) факторов.

Вероятностный характер достижения эффективности реализации принятых решений можно интерпретировать с ссылкой на «теорию проспектов» А.Тверского и Д.Канемана, представителей когнитивной психологии. Эта теория позволяет рассматривать анализ процессов психологической регуляции выборов решений из альтернатив с заранее известными вероятностями, обеспечивающих субъективную вероятность наступления событий, а также их субъективную ценность.

Последствия принятия решения могут быть негативными. В таком случае отношение к принятому решению можно определить в соответствии с теорией когнитивного диссонанса Л.Фестингера:

  • изменить или аннулировать решение;
  • изменить привлекательность имеющихся альтернатив решения;
  • выявить совпадающие когнитивные элементы альтернатив, чтобы убедиться, что при помещении альтернатив в новый контекст, они могут привести к одному и тому же результату.

Реализация любого, даже тщательно взвешенного решения с учетом действия всевозможных факторов всегда связана с определенным риском. Интеллектуальный потенциал принимающего решение может снизить уровень риска, но не может его исключить. В связи с этим в процедуре реализации решения следует предусмотреть возможность развития событий в альтернативных направлениях.

Одним из ведущих мотивирующих начал принятия решения для проявления активности в жизнедеятельности человека являются его потребности, обусловленные ценностными ориентациями. Для определения особенностей принятия решения при реализации инноваций в образовании следует проанализировать результаты обследования преподавателей на предмет выявления у них ведущих ценностных ориентаций. Данные обследования мотивационных тенденций преподавателей с помощью опросника А.Эдвардса ( Edwards Personal Preference Schedule ), определяющих ценностные ориентации, получены Т.В.Корниловой (2003). Обнаружено, что наиболее предпочтительными для преподавателей оказались мотивационные тенденции оказания опеки (1-ое место), достижения и автономии (2-3), стойкости в достижении цели (4). Разница в средних значениях показателей по данным тенденциям составляет примерно 1 балл (от 17,5 до 16,5 при максимальном значении в 20 баллов). Наименьшие значения показателей оказались по ценности принятия авторитетов (15), демонстративности (16).

В соответствии с такими показателями при принятии решения о внедрении инновационных технологий в учебный процесс вуза необходимо ориентироваться на такие из них, которые обеспечивают условиями для оказания студентам помощи при поиске ими способов и средств решения учебно-исследовательской проблемы на основе развития у них мотивации достижения и самостоятельности, побуждают к активной деятельности для достижения цели. Развитие тенденции неприятия авторитетов следует оценивать как показатель критического мышления, что весьма ценно при выборе решения относительно принятия или отвержения предлагаемых другими авторами инновационных технологий обучения.

При принятии решения к внедрению инноваций в учебный процесс преподавателю необходимо разносторонне проанализировать все факторы, предположительно способные влиять на исход деятельности студентов и самого преподавателя. Кроме факторов дидактического и материального плана, в первую очередь, необходимо учитывать готовность самого преподавателя и студентов к внедрению инноваций в учебно-познавательную деятельность (соответствие процедур инновационной деятельности индивидуально-типологическим особенностям студентов и преподавателя). Преподавателю необходимо знать, какой части студентов окажется приемлемой инновация в учебной деятельности. В распоряжении преподавателя должны быть результаты психодиагностического обследования студентов.

Часть студентов может оказаться невосприимчивой к динамическим требованиям инновационных процедур, к таким как темп, скорость, интенсивность выполнения действий. Некоторым студентам, чаще всего интровертам, неприемлемыми окажутся игровые технологии обучения.

Специфические особенности любой инновационной технологии обучения могут не соответствовать индивидуально-типологическим особенностям той или иной части студентов. Поэтому при принятии решения о внедрении инноваций в учебный процесс преподавателю необходимо позаботиться об индивидуализации реализации программ инновационных технологий.

Проблема личной ответственности преподавателя за принятие решения относительно внедрения инновационных технологий в учебный процесс связана с возможностью реализации собственного интеллектуального потенциала и потенциальных возможностей студентов. Кроме того, необходима нравственная регуляция процедуры внедрения инноваций, чтобы предотвратить возможность нанесения ущерба студентам, на состояние и самоощущение которых может повлиять принимаемое решение.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании

Приглашаем принять участие в исследовании жизнеспособности человека

Семинар Института психологии РАН

Сведения для экспертного анализа по основной референтной группе 39 "Психология и педагогические науки"