Абрамова М.Г. Особенности определения учителями понятия «цель урока»

Абрамова М.Г.

Особенности определения учителями понятия «цель урока»

В настоящее время в отечественной педагогической психологии все больше сторонников приобретает подход к обучению с позиции субъект-субъектных отношений, при которых не только педагог, но и ученик выступают полноправными субъектами учебной деятельности. Сама деятельность при этом становится совместной. Как любой другой вид деятельности, учебная деятельность представляет собой систему, в которой системообразующим фактором выступает цель (В.Д.Шадриков). Цель рассматривается как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности в его качественных и количественных параметрах. Цель соотносится со средствами достижения результата, направляет и определяет способ и характер деятельности, играя важнейшую роль в формировании психологической системы деятельности. На уроке в качестве цели могут выступать знания, которые необходимо усвоить, способы действий (умственных и физических), которыми необходимо овладеть, нравственные качества, которые необходимо сформировать. Ученик превращается в активного субъекта учебной деятельности при условии принятия учебной цели как личностно значимой.

На этапе формирования учебной деятельности младшего школьника ребенок еще не готов к самостоятельной постановке учебных целей, у него имеются только мотивы учения. «Мотив ребенка - цель взрослого. В учебной деятельности цель взрослого, трансформируясь в учебную задачу, которую он проектирует под эту цель, должна стать целью ученика» (В.Д.Шадриков). Поэтому вся ответственность в постановке цели на уроке для учащихся лежит полностью на учителе. От того, насколько педагог компетентен в области постановки цели, в какой степени учитель обладает умением сделать учебную цель личностно значимой для своих учеников, понятой ими, зависит, будет ли эта цель принята школьниками и станет ли она действительно системообразующим фактором их учебной деятельности, ведущей деятельности младших школьников. Отсюда следует, что при подготовке педагогов большое внимание необходимо уделять формированию компетенции будущих учителей в области постановки цели учебной деятельности.

В своем исследовании мы попытались выяснить, какой смысл вкладывают учителя начальных классов и студенты педагогического вуза в понятие «цель урока» и не происходит ли в сознании педагогов его подмены понятием «тема урока».

С целью выявления уровня компетенции учителей в определении понятия «цель урока» педагогам и студентам предлагалось ответить на вопросы анкеты:

    • Различаете ли Вы такие понятия, как тема урока и цель урока?
    • Если да, то попробуйте обозначить, чем отличаются тема урока и цель урока.
    • Просьба сообщить свое образование и стаж педагогической работы.

В исследовании приняли участие 22 учителя начальных классов со стажем педагогической работы более пяти лет.

На первый вопрос анкеты все учителя ответили положительно, т.е. 100% учителей считают, что они различают понятия тема урока и цель урока.

При ответе на второй вопрос анкеты учителя отмечают, что тема урока и его цель взаимосвязаны (3 чел.). Большинство учителей определяют тему как отражение содержательной стороны учебного материала, ту проблему, которой занимаются на уроке, направление работы учителя по обучению школьников, то, о чем идет речь на уроке (10 чел.). При этом отмечают, что может быть одна тема на несколько уроков, в то время как цели в зависимости от типа урока могут быть различными (5 чел.). Тему урока называют более общим понятием по сравнению с целью (3 чел.).

Также педагоги считают, что тему учитель объявляет на каждом уроке, а цели урока учитель формулирует не всегда (что мы и наблюдали на практике).

Учителя отмечают, что тема урока предопределена программой и календарным планом (1 чел.), а цель ставится учителем и зависит, по мнению педагогов, от темы урока (7 чел.). Среди ответов учителей на второй вопрос анкеты есть такое определение цели: «Цель - это заранее предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены» (1 чел.).

Под целью урока учителя подразумевают триединую педагогическую задачу (обучающую, развивающую, воспитывающую) (4 чел.). Ответы учителей также свидетельствуют о том, что, по их мнению, целью урока выступает формирование знаний, умений, навыков учащихся (4 чел.). Педагоги определяют цель как то, чему хочет научить учитель своих учеников на уроке. Многие пишут, что цели выбираются и ставятся учителем в зависимости от темы или типа урока (7 чел.), причем учитель ставит цель урока перед собой (а не перед учащимися!).

Один из респондентов отметил, что правильно поставленная цель позволит педагогу правильно выбрать и учебные задачи на каждом этапе урока, которые будут работать на достижение цели урока и реального результата обучения (видимо, здесь также имелась в виду постановка цели для учителя). Лишь один человек, отвечая на вопрос анкеты, написал, что учебная цель - это результат деятельности учащегося на уроке под руководством учителя.

Цель учителя считают более конкретным понятием по сравнению с темой урока (3 чел.), но имеются и прямо противоположные мнения (1 чел.).

Интересно, что один из педагогов написал о том, что учебная цель не всегда может быть достигнута.

Таким образом, качественный анализ ответов учителей начальных классов на второй (открытый) вопрос анкеты свидетельствует о том, что под целью урока большинство педагогов понимают ту цель, которую ставит перед собой и стремится достичь на уроке учитель. Учителя, исходя из собственного понимания, чего требуется достичь на уроке на определенную тему, ставят перед собой цель урока и в течение этого урока стремятся к ее достижению. При этом о постановке учебной цели для учащихся речь вообще не ведется.

Также необходимо отметить следующее: в то время как понятие «тема урока» большинство учителей определяют адекватно, дефиниция цели урока вызывает у педагогов затруднение. Суждения учителей по поводу учебных целей часто противоречивы.

Ту же анкету мы предложили учителям-студентам пятого курса вечернего отделения Московского педагогического государственного университета (факультет начальных классов). В исследовании приняли участие 50 человек.

При ответе на первый вопрос анкеты все респонденты отметили, что они различают понятия тема урока и цель урока.

Отвечая на второй вопрос анкеты, студенты вечернего отделения определяют тему урока как то, о чем будут говорить на уроке (9 чел.), основное содержание (6 чел.), основную мысль урока (3 чел.), название (!) урока (3 чел.), то, чему посвящен урок (3 чел.), формулировку того, что будет изучено на уроке (3 чел.), формулировку поставленной проблемы (1 чел.), направление, область работы по обучению учащихся (3 чел.), тот материал, который учитель должен сообщить детям (2 чел.), проблему, которую учитель рассматривает на уроке (1 чел.) и даже как одну из составляющих образовательной цели урока (1 чел.). 4 студента отметили, что тема урока определяет, какой материал будут изучать дети на уроке.

22 студента вечернего отделения считают, что тема урока - более общее понятие по сравнению с целью. По их мнению, цель конкретизирует тему.

Как и учителя со стажем работы более пяти лет, учителя-студенты отмечают, что тема в отличие от цели может быть одна на несколько уроков (9 чел.).

Также в ответах отражено мнение, что тема на каждом уроке может быть одна, а целей - несколько: обучающие, развивающие, воспитывающие (17 чел.).

Цель урока студенты вечернего отделения педагогического вуза определяют как то, что должно быть достигнуто на уроке (13 чел.), то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены усилия (1 чел.), стремление достигнуть результатов обучения (1 чел.), конкретное выражение темы (3 чел.), основное направление работы (1 чел.).

Ответы многих учителей-студентов свидетельствуют о понимании цели урока только как цели для учителя: цель - это то, что учитель должен достичь при изучении темы урока (5 чел.), тот результат, к которому стремится, которого хочет добиться учитель к концу урока (6 чел.), то, к чему стремится учитель (1 чел.), то, для чего учитель объясняет тему урока (1 чел.), какие основные знания и умения учитель хочет вложить в детей (1 чел.), то, что учитель собирается формировать на данном уроке (1 чел.), и даже «цель, которую учитель ставит перед собой – это всеми методами оправдать тему урока и добиться результата» (1 чел.).

11 человек считают, что цель на уроке - это формирование умений и навыков.

В ответе одного студента отразилось смешение понятий «цель» и «действие»: «цель - это конкретное действие учителя и учащихся при работе над темой».

Всего один студент вечернего отделения педагогического университета отразил свое понимание учебной цели именно по отношению к деятельности учащихся: «Цель - это то, чего должны достигнуть учащиеся при изучении данной темы».

Одна из студенток отметила, что если дети поняли тему урока, то цель была поставлена верно.

Мнения некоторых студентов диаметрально противоположны: одни считают, что цель - это более узкое понятие, чем тема урока (22 чел.), но есть и такие, которые, напротив, считают цель урока более широким понятием, чем тема (3 чел.).

Анализ ответов студентов-педагогов пятого курса вечернего отделения показывает, что для многих из них представляет трудность определить не только понятие «цель урока», но и «тема урока». Как и для учителей с более чем пятилетним стажем работы в школе, для учителей-студентов цель урока выступает прежде всего как цель для учителя, а не для ученика. Учитель формулирует цель для самого себя и сам же стремится к ее достижению на уроке.

Обобщая результаты проведенного анкетирования педагогов и студентов вечернего отделения, в первую очередь следует отметить, что 100% опрошенных считают, что они различают понятия тема урока и цель урока. И те, и другие отражают взаимосвязь понятий «цель урока» и «тема урока». Большинство при этом считают тему урока более широким понятием, чем цель. В понятии «тема», по мнению респондентов, отражена содержательная сторона урока. Цель для большинства педагогов представляет собой цель для учителя и конкретизируется в обучающих, развивающих и воспитательных задачах.

Для нас наиболее значимым является тот факт, что подавляющее большинство респондентов интерпретирует открытый вопрос анкеты о цели урока с позиции «цель урока для учителя», а не «цель для ученика». Это свидетельствует о склонности большинства опрошенных к реализации в практике обучения объект-объектных отношений. Отсюда следует вывод о необходимости формирования в сознании отечественных учителей (будущих учителей) самого понятия «цель урока для учащихся». Только после этого станет возможным решение вопроса о компетенции педагогов в постановке цели учебной деятельности для учащихся.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН