Калуцкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России

И.Н. Калуцкая

Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и

России

Я впервые посмотрела на отечественную психологию «другими глазами» в тот момент, когда после окончания своего университета оказалась по обменной программе в колледже Датчесс Коммьюнити штата Нью-Йорк, США. После того, как я отучилась пять лет на психологическом факультете в Москве, мне предстояло в течение одного года постигать азы американской социальной психологии вместе с другими студентами в США. Если честно, то я думала, что мое университетское образование хорошо меня подготовило, и я без труда смогу учиться в колледже. Позже оказалось, что я очень заблуждалась. Мне пришлось в буквальном смысле начинать все с начала.

Восприятие отечественной психологии в мире, в данном случае в США, очень отличалось от того, как я себе это представляла. Прежде всего, отучившись пять лет в России, я получила теоретическую подготовку именно в области отечественной психологии. За годы, проведенные в Университете, я научилась мыслить логически и системно, оперировать категориями, проводить эмпирические ислледования и штудировать классиков. Я стала разбираться в различных направлениях и психологических школах, существующих в психологии. Но самое главное, что на основе полученных знаний у меня сформировался определенный кругозор и мировоззрение и закончив ВУЗ, я вышла оттуда совершенно другим человеком. Все это, несомненно, выделяло меня на фоне остальных студентов. Однако мои знания в области отечественной психологии и истории психологии оказались невостребованными. Да, многие мои однокурсники слышали о Павлове, Бехтереве, Бернштейне, и многие из них искренне верили, что мы в России в основном занимаемся психофизиологическими проблемами. Каково же было их удивление, когда постепенно выяснилось, что это не так.

Самым тяжелым для меня, наверное, было развеять их представление, что за годы коммунистического режима вся наша психология развивалась только в русле марксистско-ленинской теории и что такими проблемами, как свобода, личность, развитие, индивидуальность мы не занимаемся.

Вообще, отношение в мире к России и в частности, к российской психологии, очень зависит от статуса и образования тех людей, с которыми приходится общаеться. В моем случае это были студенты моего же возраста, но они были студентами колледжа, не университета. Поэтому у них было свое восприятие российской психологии. Когда я общалась с преподавателями, то у них, естественно, было совершенно другое отношение. Я помню тот восторг, который появился у нашего декана, профессора Рензули, при известии о том, что у него на факультете целый год будет учиться студентка из России. Он с огромным уважением относился к достижениям наших отечественных ученых в области педагогической психологии. С ним мы обсуждали теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, культурно-историческую теорию и учение о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского. Именно при его поддержке мне удалось провести семинарское занятие, целиком посвященное этапам формирования умственных действий и понятий.

На занятии мы обсуждали не только теорию П.Я. Гальперина, но также затронули и другие темы из области отечественной психологии. Главной темой нашего обсуждения стали проблемы нравственности, воспитания и развития личности. У нас развернулась целая дискуссия на основе таких вопросов, как: «Можно ли каждого человека назвать личностью?», «Личностью рождаются или становятся?», «Существует ли связь между уровнем образования и нравственными качествами?», «Возможно ли с помощью воспитания изменить личностные качества человека, и каким должно быть такое воспитание?»С моей точки зрения, обсуждаемые проблемы вызвали неподдельный интерес у слушателей, так как помогли им, в свою очередь, увидеть что-то новое.

Принимая во внимание направленность нашего курса – социальную психологию, хочу заметить, что обычно на занятиях мы активно прорабатывали такие актуальные для Америки темы, как расовая дискриминация, проблемы расовых меньшинств, возникновение межрасовой агрессии и др. подобные. На этом фоне наше совместное семинарское занятие вызвало определенный интерес к тем проблемам, которые активно исследуются в нашей отечественной психологии.

Современное состояние российской науки, и в частности психологии, весьма неоднозначно трактуются за пределами нашей страны. Несомненно, во всем мире исторически сложилось глубокое уважение к традициям российского высшего образования. Однако в отношении психологического образования мнения расходятся.

В настоящее время, когда кажется, что уже в каждом ВУЗе имеется психологический факультет и число выпускников с дипломом психолога исчисляется несколькими тысячами в год, приходится говорить о снижении качества психологического образования в России. Как заявил в одном из своих выступлений Б.С. Братусь (чл. –корр. РАО, д-р психолог. наук, профессор факультета психологии МГУ): «...Сейчас появилась армия людей, которые думают, что они психологи, потому что прочли какие-то книги и получили какие-то знания и методики из третьих рук. В результате – взаимонепонимание, нередко конфронтация двух сторон, двух групп: профессионалов, выросших в настоящих психологических школах, и тех «новоделов», которых тиражирует современная образовательная система». Так же хочется процитировать А.П. Ситникова (д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой политконсалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ): «...О какой профессиональной адекватности может идти речь, когда мы говорим о массовой подготовке психологов не только на соответсвующих факультетах в Москве и Санкт-Петербурге, но и в сотнях университетов по всей стране – как государственных, так и коммерческих. Кто их готовит? Тысячи людей козыряют дипломом психолога, по сути дела, таковыми не являсь...»

В такой ситуации можно говорить о возможном кризисе психологической науки, когда люди, называющие себя специалистами–психологами, вооружившись несколькими методиками активно приступают к врачеванию человеческих душ. Такое положение вещей заметно снижает престиж отечественной психологии и в России и на Западе.

В связи с этим можно прогнозировать две тенденции в развитии отечественной психологии:

Первая, очевидная, тенденция – это развитие отечественной психологии в соответствии с современными запросами. Эта тенденция может выражаться в активном развитии отдельных психологических школ и направлений, усилении их автономии друг от друга, увеличении доли практических курсов и занятий при обучении психологии, повышении значимости практических навыков и умений.

Вторая, неочевидная, тенденция, которая может и должна развиваться как противодействие существующей ситуации – это фундаментализация психологического образования, т.е. усиление фундаментальной подготовки в области психологии, увеличение доли обязательных дисциплин и предметов, активное вовлечение студентов в проведение научных исследований. Такая подготовка имеет целью сформировать у студентов психологическое мировоззрение, т.е умение мыслить психологически при анализе человеческих действий и поступков, умение делать осознанный выбор и оценивать ситуацию. Хорошая академическая подготовка заставит студента подумать перед тем, как он возьмет в руки методику или тест, что он собирается исследовать. Знание теоретических основ психологии и владение предметом этой науки может уберечь будущего специалиста от многих ошибок.

Проблемы, которые испытывает сейчас отечественная психология, не являются уникальными или специфически российскими. Они скорее являются отражением экономической и политической ситуации, сложившейся в мире. При бурном росте технологий и экономики, при повышении благосостояния и денежных доходов населения меняется качество жизни людей, и соответственно, меняется их мировоззрение и психология (в житейском понимании). Аналогичные проблемы переживает и психология на Западе и в США, только проявляются они по-разному – в зависимости от менталитета, традиций, обычаев каждой определенной страны.

Восприятие отечественной психологии в мире зависит от каждого из нас: от того, какое впечатление мы создаем, выступая на международных конференциях или участвуя в семинарах; от того, какую подготовку получают наши студенты и какие знания они демонстрируют; от того, какие работы наших отечественных психологов выигрывают международные гранты. Каждый из нас в силах доказать, что мы – лучшие, что отечественная психология имеет богатую историю и уникальные перспективы развития.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН