РЕШЕНИЕ рабочего совещания «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований в инженерной психологии и эргономике»

5 апреля 2007г. в Институте психологии Российской академии наук проведено рабочее совещание «Актуальные направления фундаментальных и прикладных  исследований в инженерной психологии и эргономике».

В совещании приняли участие представители научно-исследовательских, научно-испытательных, учебных, опытно-конструкторских и производственных организаций  Москвы,  Санкт-Петербурга, Твери,  Казани,  Обнинска. 

Работой совещания руководил директор Института психологии РАН А.Л.Журавлев. С докладами и  сообщениями выступили:  А.А. Обознов (Институт психологии РАН, Москва); В.А. Пономаренко (Институт военной медицины, Москва); Г.М. Зараковский (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, Москва); В.Д. Шадриков (Высшая  школа экономики, Москва); В.М. Львов (Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок, Тверь); Ю.К. Стрелков (Московский государственный университет); С.А. Маничев (Санкт-Петербургский государственный университет); А.Б. Леонова (Московский государственный университет);    А.А. Меденков (Московский авиационный институт); А.В. Чунтул (Опытно-конструкторское бюро им. Миля, Москва); В.Н. Абрамова (Научно-исследовательский центр «Прогноз», г. Обнинск);  И.Г.Городецкий (Московский авиационно-технологический институт); О.Н.Чернышева (Московский государственный университет);  А.И. Фукин (Институт экономики и управления, г.Казань); И.В. Бурмистров (Российское общество RusCHI, Москва); И.И. Васильева («Мосэнерго»); М.Б. Меликова (Летно-испытательный институт им. Громова, Московская область),                          Андреев В.Н. (Российское общество RusCHI, Москва).

1. Рабочее совещание отмечает:

1.1. В силу объективных факторов, порожденных социально-экономическими изменениями в стране, за последние 15 лет произошло значительное сокращение объема инженерно-психологических и эргономических исследований. Некоторые подразделения данного профиля фактически перестали функционировать либо сменили направленность своих работ. Существенно снизилась численность как работающих, так и вновь подготавливаемых специалистов в области инженерной психологии и эргономики.

Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, инженерно-психологические и эргономические исследования продолжались. Их результаты  докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе   на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой Международных конференциях «Психология и эргономика: единство теории и практики», проводившихся в Межотраслевом центре эргономических исследований и разработок (Тверь, 1999, 2001, 2003, 2005); на 1-ой и      2-ой конференциях «Инженерная психология и эргономика в авиации»,  проводившихся в  Московском авиационном институте (Москва, 2005, 2006);  на 2-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Психология безопасности профессиональной деятельности», проводившейся в Институте психологии РАН (Москва, 2004);  на  конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России»,  проводившейся в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (Москва, 2005), а также публиковались в  научных журналах и тематических сборниках.

 1.2. Анализ  эксплуатируемых и вновь проектируемых социотехнических комплексов на транспорте, в энергетике и  оборонной сфере показал, что их разработчики при определении роли человека в управлении комплексами руководствуются технократическими взглядами. Это проявляется  в рассмотрении человека только как исполнителя предписанных действий, фактическом выключении его из процесса активного управления комплексами посредством полной автоматизации  при одновременном сохранении ответственности человека за безопасность и эффективность их функционирования.

В этой связи, особую актуальность приобретает утверждение и последовательная реализация антропоцентрического и социо-ориентированного  подходов в процессе  инженерно-психологического и эргономического сопровождения вновь создаваемых  социотехнических комплексов, установление равноправных и творческих взаимоотношений между разработчиками, операторами социотехнических комплексов, инженерными психологами и эргономистами.

1.3.  Интенсивное развитие и повсеместное применение информационных технологий, активные разработки так называемых «высоких» технологий существенно раздвигают границы востребованности научных знаний по инженерной психологии  и эргономике и, тем самым,  расширяют их предметные области исследований.   

2. Рабочее совещание намечает ряд   направлений фундаментальных и прикладных исследований в инженерной психологии и эргономике.

Направления фундаментальных исследований:

  • формирование и развитие социо-ориентированной методологии проектирования сложной техники;
  • методологические и методические основания психологического анализа деятельности, межличностных отношений т социальной активности  специалистов социотехникических комплексов;
  • психологические факторы безопасности и надежности социотехнических систем;
  • принятие решения операторами в опасных, непредвиденных  и экстремальных  ситуациях;
  • ценностно-мотивационная и нравственная регуляция профессионального поведения операторов;
  • психологические механизмы совместной деятельности операторов в социотехнических комплексах;
  • психическая регуляция совмещенной операторской деятельности.

Направления прикладных исследований:

  • разработка инженерно-психологических основ стратегии автоматизации процессов управления сложной техникой;
  • обоснование принципов и технологий эргономического проектирования адаптивных рабочих сред в социотехнических комплексах;
  • разработка социо-ориентированного подхода к организации профессионального обучения специалистов операторского профиля;
  • обоснование и инженерно-психологическое проектирование интегральных форм представления информации;
  • психологические  аспекты разработки «высоких» технологий и их применения человеком;
  • эргономическое проектирование и оценка пользовательских компьютерных интерфейсов.

Рабочее совещание поручает специалистам Института психологии РАН, Московского государственного университета,  Санкт-Петербургского государственного университета подготовить расширенный перечень конкретных  исследовательских тем и разослать его  участникам совещания  для  ознакомления и  дополнения.

3. Учитывая ограниченность кадровых, организационных, материальных и методических ресурсов, актуальной является разработка комплексных научно-исследовательских и научно-практических  программ в области инженерной психологии и эргономики. Рабочее совещание предлагает  заинтересованным участникам совещания и представителям других организаций сформировать  рабочую группу с целью разработки перспективного плана комплексных научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям инженерной психологии и эргономики.

Координацию работы группы возложить на Институт психологии РАН.

4. Считать важной задачей разработку нормативно-организационных документов, обеспечивающих проведение инженерно-психологического и эргономического сопровождения  социотехнических комплексов, а также осуществление эргономической оценки и экспертизы  технических средств и устройств, предназначенных для широкого круга пользователей.

Рабочее совещание  обращается с просьбой к   специалистам Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок (Тверь) выступить координирующей организацией в сфере разработки  нормативно-организационных документов.

5.  Для достижения высокого научного  и методического уровня инженерно-психологических и эргономических исследований, а также  обмена научной информацией целесообразно организовать постоянно действующий научно-практический семинар по актуальным проблемам психологии труда, инженерной психологии и эргономики с периодичностью одно заседание в квартал. Рассмотреть возможности проведения семинара на базе  различных организаций.

Просить специалистов Института психологии РАН разработать и согласовать с участниками совещания примерный план проведения семинара. Провести первое заседание семинара в 4-ом квартале 2007г.

6. С целью  подготовки квалифицированных специалистов  по инженерной психологии и эргономики целесообразно:

-  предложить ведущим специалистам разработать авторские программы учебных спецкурсов по актуальным проблемам инженерной психологии и эргономики;

-  разработать  расширенный   перечень тем диссертационных и дипломных исследований по данному профилю;

- способствовать  активному участию аспирантов в работе семинара, а также их  привлечению  к проведению практических разработок;

-  разработать предложения по организации конкурса на лучшую дипломную работу в области инженерной психологии и эргономики.

Рабочее совещание просит специалистов  МГУ, СПбГУ, МАИ, МАТИ  разработать и согласовать конкретные предложения по перечисленным  выше позициям.

7. Просить представителей высших учебных заведений, имеющих кафедры психологии труда, инженерной психологии и эргономики, рассмотреть возможность организации  курсов повышения квалификации для инженерных психологов и эргономистов.

8. С целью усиления востребованности и популяризации инженерно-психологических и эргономических знаний подготовить и организовать выпуски экспресс-информации, ознакомительные лекции и семинары, а также использовать иные формы привлечения внимания   представителей заказывающих организаций и потенциальных заказчиков к необходимости учета человеческого фактора  при разработке и создании  современной техники и технических средств деятельности.

Просить специалистов Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок (Тверь)  разработать предложения для реализации данного пункта решения.

9. Участники совещания обращаются к руководству Института психологии РАН с просьбой рассмотреть вопрос о создании специальной экспериментальной базы для проведения инженерно-психологических и эргономических исследований, а также о возможности расширения кадрового состава лаборатории инженерной психологии и эргономики.  

10. Рабочее совещание  обращается к руководству Института психологии РАН с просьбой осуществить издание  сборника научных трудов, в котором будут представлены материалы докладов на совещании, а также результаты исследований по вопросам психологического обеспечения проектирования, создания, испытаний и эксплуатации социо-технических систем различного назначения;  психической регуляции деятельности; диагностики и коррекции функциональных состояний; развития личности профессионала; профессиональной пригодности  и другим актуальным вопросам   инженерной психологии, эргономики и психологии труда.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН