РЕШЕНИЕ рабочего совещания «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований в инженерной психологии и эргономике»
5 апреля 2007г. в Институте психологии Российской академии наук проведено рабочее совещание «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований в инженерной психологии и эргономике».
В совещании приняли участие представители научно-исследовательских, научно-испытательных, учебных, опытно-конструкторских и производственных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Казани, Обнинска.
Работой совещания руководил директор Института психологии РАН А.Л.Журавлев. С докладами и сообщениями выступили: А.А. Обознов (Институт психологии РАН, Москва); В.А. Пономаренко (Институт военной медицины, Москва); Г.М. Зараковский (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики, Москва); В.Д. Шадриков (Высшая школа экономики, Москва); В.М. Львов (Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок, Тверь); Ю.К. Стрелков (Московский государственный университет); С.А. Маничев (Санкт-Петербургский государственный университет); А.Б. Леонова (Московский государственный университет); А.А. Меденков (Московский авиационный институт); А.В. Чунтул (Опытно-конструкторское бюро им. Миля, Москва); В.Н. Абрамова (Научно-исследовательский центр «Прогноз», г. Обнинск); И.Г.Городецкий (Московский авиационно-технологический институт); О.Н.Чернышева (Московский государственный университет); А.И. Фукин (Институт экономики и управления, г.Казань); И.В. Бурмистров (Российское общество RusCHI, Москва); И.И. Васильева («Мосэнерго»); М.Б. Меликова (Летно-испытательный институт им. Громова, Московская область), Андреев В.Н. (Российское общество RusCHI, Москва).
1. Рабочее совещание отмечает:
1.1. В силу объективных факторов, порожденных социально-экономическими изменениями в стране, за последние 15 лет произошло значительное сокращение объема инженерно-психологических и эргономических исследований. Некоторые подразделения данного профиля фактически перестали функционировать либо сменили направленность своих работ. Существенно снизилась численность как работающих, так и вновь подготавливаемых специалистов в области инженерной психологии и эргономики.
Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, инженерно-психологические и эргономические исследования продолжались. Их результаты докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе на 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой Международных конференциях «Психология и эргономика: единство теории и практики», проводившихся в Межотраслевом центре эргономических исследований и разработок (Тверь, 1999, 2001, 2003, 2005); на 1-ой и 2-ой конференциях «Инженерная психология и эргономика в авиации», проводившихся в Московском авиационном институте (Москва, 2005, 2006); на 2-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Психология безопасности профессиональной деятельности», проводившейся в Институте психологии РАН (Москва, 2004); на конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России», проводившейся в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова (Москва, 2005), а также публиковались в научных журналах и тематических сборниках.
1.2. Анализ эксплуатируемых и вновь проектируемых социотехнических комплексов на транспорте, в энергетике и оборонной сфере показал, что их разработчики при определении роли человека в управлении комплексами руководствуются технократическими взглядами. Это проявляется в рассмотрении человека только как исполнителя предписанных действий, фактическом выключении его из процесса активного управления комплексами посредством полной автоматизации при одновременном сохранении ответственности человека за безопасность и эффективность их функционирования.
В этой связи, особую актуальность приобретает утверждение и последовательная реализация антропоцентрического и социо-ориентированного подходов в процессе инженерно-психологического и эргономического сопровождения вновь создаваемых социотехнических комплексов, установление равноправных и творческих взаимоотношений между разработчиками, операторами социотехнических комплексов, инженерными психологами и эргономистами.
1.3. Интенсивное развитие и повсеместное применение информационных технологий, активные разработки так называемых «высоких» технологий существенно раздвигают границы востребованности научных знаний по инженерной психологии и эргономике и, тем самым, расширяют их предметные области исследований.
2. Рабочее совещание намечает ряд направлений фундаментальных и прикладных исследований в инженерной психологии и эргономике.
Направления фундаментальных исследований:
- формирование и развитие социо-ориентированной методологии проектирования сложной техники;
- методологические и методические основания психологического анализа деятельности, межличностных отношений т социальной активности специалистов социотехникических комплексов;
- психологические факторы безопасности и надежности социотехнических систем;
- принятие решения операторами в опасных, непредвиденных и экстремальных ситуациях;
- ценностно-мотивационная и нравственная регуляция профессионального поведения операторов;
- психологические механизмы совместной деятельности операторов в социотехнических комплексах;
- психическая регуляция совмещенной операторской деятельности.
Направления прикладных исследований:
- разработка инженерно-психологических основ стратегии автоматизации процессов управления сложной техникой;
- обоснование принципов и технологий эргономического проектирования адаптивных рабочих сред в социотехнических комплексах;
- разработка социо-ориентированного подхода к организации профессионального обучения специалистов операторского профиля;
- обоснование и инженерно-психологическое проектирование интегральных форм представления информации;
- психологические аспекты разработки «высоких» технологий и их применения человеком;
- эргономическое проектирование и оценка пользовательских компьютерных интерфейсов.
Рабочее совещание поручает специалистам Института психологии РАН, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета подготовить расширенный перечень конкретных исследовательских тем и разослать его участникам совещания для ознакомления и дополнения.
3. Учитывая ограниченность кадровых, организационных, материальных и методических ресурсов, актуальной является разработка комплексных научно-исследовательских и научно-практических программ в области инженерной психологии и эргономики. Рабочее совещание предлагает заинтересованным участникам совещания и представителям других организаций сформировать рабочую группу с целью разработки перспективного плана комплексных научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям инженерной психологии и эргономики.
Координацию работы группы возложить на Институт психологии РАН.
4. Считать важной задачей разработку нормативно-организационных документов, обеспечивающих проведение инженерно-психологического и эргономического сопровождения социотехнических комплексов, а также осуществление эргономической оценки и экспертизы технических средств и устройств, предназначенных для широкого круга пользователей.
Рабочее совещание обращается с просьбой к специалистам Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок (Тверь) выступить координирующей организацией в сфере разработки нормативно-организационных документов.
5. Для достижения высокого научного и методического уровня инженерно-психологических и эргономических исследований, а также обмена научной информацией целесообразно организовать постоянно действующий научно-практический семинар по актуальным проблемам психологии труда, инженерной психологии и эргономики с периодичностью одно заседание в квартал. Рассмотреть возможности проведения семинара на базе различных организаций.
Просить специалистов Института психологии РАН разработать и согласовать с участниками совещания примерный план проведения семинара. Провести первое заседание семинара в 4-ом квартале 2007г.
6. С целью подготовки квалифицированных специалистов по инженерной психологии и эргономики целесообразно:
- предложить ведущим специалистам разработать авторские программы учебных спецкурсов по актуальным проблемам инженерной психологии и эргономики;
- разработать расширенный перечень тем диссертационных и дипломных исследований по данному профилю;
- способствовать активному участию аспирантов в работе семинара, а также их привлечению к проведению практических разработок;
- разработать предложения по организации конкурса на лучшую дипломную работу в области инженерной психологии и эргономики.
Рабочее совещание просит специалистов МГУ, СПбГУ, МАИ, МАТИ разработать и согласовать конкретные предложения по перечисленным выше позициям.
7. Просить представителей высших учебных заведений, имеющих кафедры психологии труда, инженерной психологии и эргономики, рассмотреть возможность организации курсов повышения квалификации для инженерных психологов и эргономистов.
8. С целью усиления востребованности и популяризации инженерно-психологических и эргономических знаний подготовить и организовать выпуски экспресс-информации, ознакомительные лекции и семинары, а также использовать иные формы привлечения внимания представителей заказывающих организаций и потенциальных заказчиков к необходимости учета человеческого фактора при разработке и создании современной техники и технических средств деятельности.
Просить специалистов Межотраслевого центра эргономических исследований и разработок (Тверь) разработать предложения для реализации данного пункта решения.
9. Участники совещания обращаются к руководству Института психологии РАН с просьбой рассмотреть вопрос о создании специальной экспериментальной базы для проведения инженерно-психологических и эргономических исследований, а также о возможности расширения кадрового состава лаборатории инженерной психологии и эргономики.
10. Рабочее совещание обращается к руководству Института психологии РАН с просьбой осуществить издание сборника научных трудов, в котором будут представлены материалы докладов на совещании, а также результаты исследований по вопросам психологического обеспечения проектирования, создания, испытаний и эксплуатации социо-технических систем различного назначения; психической регуляции деятельности; диагностики и коррекции функциональных состояний; развития личности профессионала; профессиональной пригодности и другим актуальным вопросам инженерной психологии, эргономики и психологии труда.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты