Горюнова Наталья Борисовна

Старший научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики, кандидат психологических наук


Научная проблематика: психология когнитивных способностей, ресурсная модель общего интеллекта, когнитивный ресурс, дискурсивные способности.

Образование: 

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1997), кафедра общей психологии. С 1999 работала в Институте психологии РАН в лаборатории психологии способностей под руководством В.Н.Дружинина. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Дескрипторы когнитивного ресурса и интеллектуальная продуктивность (на примере решения тестовых и малых творческих задач)».  

Адрес: 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13

E-mail: nat-goryunova@yandex.ru
 

Основные публикации:


монография:


Когнитивный ресурс: структура, динамика и развитие. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2016.  247 с. (в соавторстве с А.Н.Ворониным)



статьи:

  • Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта / Психологический журнал, 2000,т. 21, № 4, с. 57-64.
  • Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы когнитивного ресурса и продуктивность решения тестовых задач и задач-головоломок / Психологический журнал, 2001,т. 22,№ 4,с. 21-29.
  • Горюнова Н.Б. Роль интеллектуальных, личностных и мотивационных факторов  в прогнозе академических достижений / ж-л Психология обучения, №3, 2008, с. 4-17.
  • Горюнова Н.Б. Теоретические и прикладные аспекты проблемы когнитивных ресурсов: структурно-динамический подход / Материалы 3-й международной конференции по когнитивным наукам, Москва, 2008, с. 239-241.
  • Горюнова Н.Б. Проблема общих и специальных способностей в исследованиях взаимосвязей интеллекта и личности  / Методология комплексного человекознания и ее роль в развитии современной психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
  • Горюнова Н.Б. Когнитивные и мотивационные предикторы интеллектуальной продуктивности / Тенденции развития современной психологической науки.  М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 
  • Горюнова Н.Б. Теоретические и прикладные аспекты проблемы  когнитивного ресурса в структуре общих познавательных способностей /Психология человека в современном мире  / Отв. ред.   А.Л. Журавлев, И.А. Джидарьян, В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов, Д.В. Ушаков.   М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, Том 2, с. 327-337. 
  • Горюнова Н.Б. Внутрииндивидуальная вариативность  и контроль внимания как источники изменения корреляций между умственной скоростью и  интеллектом / ж-л Психология обучения. М.,    11, 2009, с. 5-24.  
  • Горюнова Н.Б. (в соавт. с Ворониным А.Н.) Специфика познавательных ресурсов субъектов, включенных в современные сообщества глобализации / Психологические проблемы глобализации / Сборник научных трудов под ред. А.Н. Воронина, Е.В. Скворцовой, Н.В. Бибиковой.  М.: Изд-во «Сфера», 2009, с. 52-78.
  • Горюнова Н.Б. (в соавт. с Ворониным А.Н.) Интеллектуальная деятельность в современных сообществах глобализации / ж-л Уровень жизни населения регионов России. М., 2010,   №1, с. 25-34.
  • Горюнова Н.Б.Источники дисперсии, лежащие в основе взаимосвязей между  интеллектуальными и личностными конcтруктами / Математическая психология: Школа В.Ю. Крылова / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010, с. 289-296.
  • Горюнова, Н. Б. Роль дескрипторов когнитивного ресурса в процессе решения малых творческих задач / Психология творчества: наследие Я. А. Пономарева и современные исследования  / Науч. ред. Л. Я. Дорфман, Д. В. Ушаков.  Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010, с. 80–85.
  • Горюнова Н.Б. (в соавт. с Ворониным А.Н.) Специфика научного дискурса в исследованиях познавательных способностей / Дискурс в современном мире. Психологические исследования / Под ред. Н.Д. Павловой и И.А. Зачесовой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011, с.219-238.
  • Горюнова Н.Б. (в соавт. с Ворониным А.Н.) Когнитивные ресурсы совместной интеллектуальной деятельности / Психология обучения. № 8, 2013, с. 5-19.

Все научные публикации см здесь

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН