поиск по сайту

 Голиков Ю.Я

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ

Москва: ПЕР СЭ, 2003. 223 с

РЕЗЮМЕ

Для решения психологических проблем проектирования, создания и эксплуатации современной техники существует достаточно большое множество различных теоретических позиций: инженерно-психологических подходов к человеку и технике, концепций ее автоматизации и проектирования. В них предлагаются разные варианты оптимизации взаимодействия человека-оператора с автоматизированной системой, организации процессов управления, выбора роли человека-оператора, распределения функций между ним и автоматикой. Многие из них близки друг другу по своей направленности, по характеру решения основных проблем автоматизации. Но в то же время среди них выделяются и диаметрально противоположные теоретические позиции; в частности, сегодня реальные противоречия наблюдаются между позициями разработчиков техники и большинства представителей психологии труда, инженерной психологии и специалистов по эргономике и человеческому фактору.

Многообразие отечественных и зарубежных подходов и концепций, их разнородность, полярность и даже противоречивость показывают, насколько назрели сегодня в психологической науке исследования обобщающего характера по анализу адекватности их теоретических позиций, оценке соответствия используемых методологических средств свойствам сложных технических объектов, а также изучению взаимовлияния теоретических позиций и отношений к объекту тех профессиональных групп, которые принимают участие в процессе проектирования и эксплуатации техники.

Настоящая работа обобщающего  характера направлена на создание  единой теоретико-методологической базы решения главных задач проектирования и эксплуатации современной  и перспективной техники: формирования стратегии автоматизации (построения структуры управления техническим объектом, определения степени автоматизации и роли человека на всех ее уровнях); распределения функций и ответственности между представителями разных профессиональных групп; обеспечения эффективности, надежности и безопасности функционирования технического объекта; организации деятельности и межличностных отношений профессионалов.

Именно эти главные задачи обусловливают характер решений всех других задач проектирования, создания и эксплуатации технических объектов, в частности, по разработке средств отображения информации и управления, профессионального обучения и контроля за деятельностью операторов, обеспечения рациональных условий труда профессионалов.

Первым этапом создания теоретико-методологической базы явилась разработка  комплекса теоретических оснований методологических подходов к человеку и технике. Этот комплекс, построенный на фундаменте понятийного аппарата философии техники, гносеологии, системных исследований, системологии, синергетики, состоял из постулатов и принципов описания современной техники, общих и специальных средств методологического анализа субъект-объектных отношений.

На втором этапе был проведен анализ адекватности отечественных и зарубежных подходов к человеку и технике и концепций ее автоматизации и проектирования, их соответствия предложенному комплексу теоретических оснований. Если в целом оценивать соответствие существующих концепций и подходов системным свойствам современных сложных технических комплексов, характеру субъект-объектных отношений, все-таки необходимо говорить о недостаточности работ по общему, содержательному анализу структуры и развития техносферы и отсутствии общепринятой классификации техники, которая выделяла бы ее качественное своеобразие, основные свойства, типологию системно-структурной организации. Наиболее распространенными понятиями, определяющими объект исследования, являются система “человек-машина”, интерфейс между человеком и компьютером или социотехническая система. Однако практически во всех концепциях, использующих эти понятия, область их существования не ограничивается и охватывает все многообразие автоматизированных технических объектов; и, таким образом, остается открытым вопрос о правомерности такой абсолютизации. Отсутствие общих вариантов классификации техники затрудняет оценку применимости подходов и концепций для разных классов объектов, проверку адекватности их теоретических позиций и методов решения проблем проектирования

И, самое главное, хотя во многих подходах и концепциях, например, системотехнической направленности, в процессе решения проблем автоматизации в той или иной степени учитываются структурные и функциональные особенности технических объектов, следует отметить, что в теоретических позициях существующих подходов и концепций слабо отражены закономерности и особенности функционирования объектов со свойствами неустойчивости, нестабильности, критических состояний, в частности, трудности организации межсистемных взаимодействий, ограничения и неполнота моделей управления, потенциальные свойства объекта. А именно они характеризуют процесс развития и усложнения техники, описывая системные свойства объектов нового класса техники – человеко-машинных комплексов

На третьем, основном, этапе создания теоретико-методологической базы – с учетом требований комплекса теоретических оснований и ограничений существующих подходов и концепций – разработан общий методологический подход определения субъект-объектных отношений в технике как общее теоретического средства решения главных проблем ее проектирования. Он содержит представления, понятия и принципы, описывающие особенности функционирования и управления техническим объектом, деятельности субъектов – разработчиков, операторов и инженерных психологов, их взаимоотношений с объектом и между собой, задавая, таким образом, направления решений главных задач проектирования и эксплуатации объекта. Общий методологический подход стал основой для формирования частных методологических подходов определения субъект-объектных отношений в технике (подчиненных, независимых и равнозначных субъектных отношений в управлении) для отдельных выделенных типов системно-структурной организации объектов

Подход равнозначных субъектных отношений в управлении для наиболее сложной современной техники  отражает специфику системно-структурной организации объекта и новый инженерно-проектный (а не исполнительный) характер профессиональных функций операторов, а также постулирует необходимость более активного участия инженерного психолога и других специалистов по человеческому фактору в проектировании и эксплуатации объекта.

В данном подходе полагается, что область существования управления для него должна рассматриваться открытым множеством ситуаций, состоящим из двух подмножеств расчетных ситуаций  (формализуемых и неформализуемых) и подмножества нерасчетных, потенциальных ситуаций управления, возникновение которых возможно при изменении нормативных условий функционирования объекта или условий окружающей среды. Поэтому для человеко-машинного комплекса – вследствие открытости области существования управления и доминирования в ней подмножества нерасчетных, потенциальных ситуаций –  главной задачей в процессе его проектирования, создания и эксплуатации необходимо считать решение проблемы потенциальности при управлении, проблему раскрытия потенциальных системных свойств объекта.

В такой постановке проблема потенциальности при управлении человеко-машинными комплексами требует кардинального пересмотра идеологии проектирования и создания техники и решения инженерно-психологических проблем анализа операторской деятельности при ее эксплуатации. В  этом классе техники необходимо утвердить активную стратегию решения проблемы: целенаправленного поиска, раскрытия и актуализации потенциальных свойств объекта не только на этапах его проектирования и создания, но и на этапе эксплуатации в совместной деятельности всех профессионалов –  разработчиков, операторов, инженерных психологов. Речь идет о постановке принципиально новой перспективной проблемы: прогнозировании и изучении потенциальных свойств сложного объекта

В качестве возможных вариантов решения проблемы потенциальности с позиции предлагаемой идеологии рассматриваются следующие инженерно-психологические методы: моделирование операторами непредвиденных ситуаций управления, включение в состав комплекса экспертной системы как средства поддержки операторов при осуществлении ими этих функций, построение специальных этапов системы профессиональной подготовки операторов к инженерно-проектным задачам. Предлагаемые методы кардинально меняют характер труда, роль и социальный статус операторов, инженерных психологов и других специалистов по человеческому фактору, способствуют гармонизации их отношений с разработчиками, согласованности теоретических позиций и социальных условий труда субъектов всех профессиональных групп, решению социально-нравственных аспектов психологических проблем проектирования и эксплуатации современной сложной техники – ответственности и социальной зрелости профессионалов, социальной значимости их труда

Социально-нравственные аспекты проблем субъект-объектных отношений, а также проблема потенциальности  с особой остротой встают, если рассматривать даже ближайшие перспективы развития техники – симбиоз человека и технических средств, искусственный интеллект, информационные технологии, робототехнические объекты

Быстроразвивающиеся технологии информационных сетей, экспертных систем, симбиоза человека и компьютера, систем управления на базе виртуальной реальности, кибернетических и роботизированных устройств ставят перед психологией и другими науками новые проблемы: исключение человека из управления полностью автоматизированными техническими комплексами промышленного и военного назначения, изменение условий жизнедеятельности и среды обитания в роботизированном мире, непосредственное воздействие на психику и сознание человека в условиях виртуальной реальности и в процессе функционирования симбиотических устройств, этические аспекты неконтролируемого, неуправляемого развития новых технологий, существенное возрастание неопределенности последствий развития новой технологии. Здесь, за границами современной техносферы мы вступаем в пространство непознанного, где происходит качественный скачок в процессе познания. Поэтому проблемы прогнозирования, активной стратегии раскрытия потенциальности создаваемых технических объектов приобретают первостепенное значение. Для их решения потребуются междисциплинарные формы исследований, взаимодействие психологии труда, инженерной психологии, эргономики с другими научными дисциплинами – и с психологией личности, и с социальной психологией, и с философией, и с системными исследованиями.