Завалишина Д.Н.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

О потенциалах психического развития человека

В контексте системной детерминации психического развития человека (Б.Ф. Ломов) важное значение имеет выявление его потенциалов (предпосылок, условий, тенденций и т.д.) В предельно обобщенной форме потенциалы развития связывают в психологии с общими возможностями человека как представителя биологического вида и как социального индивида (предполагая в последнем случае и конкретно-исторические условия, в которых живет человек). Содержательно-структурные характеристики потенциалов развития как правило соотносимы с основными уровнями психической организации человека (его психофизиологическими, когнитивными, личностными свойствами). Эти характеристики конкретизируются обычно в эмпирических исследованиях через оппозиции "активационный-информационный", "динамический-содержательный", "когнитивный-личностный" и т.д. Предложена и "вертикальная" структура потенциалов как способностей (Б.Г. Ананьев) в оппозиции "потенции-тенденции". Важнейшим в рассмотрении потенциалов развития является динамический аспект, презентирующий психическое развитие как диалектику "потенциального-актуального". Основное внимание в этом аспекте уделяется "переходам": "актуального в потенциальное" (актуальному накоплению потенциалов, формированию предпосылок, условий, противоречий дальнейшего развития) и "потенциального в актуальное" (факторам и механизмам актуализации резервов и ресурсов человека). В рамках динамического аспекта в сущности обсуждаются важнейшие вопросы природыпсихического развития - целостности развития, преемственности его стадий и вместе с тем постоянного "выхода за пределы" уже приобретенных генетических эффектов, принципиального значения активности человека, его преобразующего взаимодействия с миром в интенсивности и прогрессивности собственного психического развития (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский).

В психологии труда накопление потенциалов развития в ходе профессиональной деятельности традиционно диагносцируется посредством замеров изменений уровневых характеристик профессионально-важных качеств субъекта и их структурных связей (в основном корреляционных) в связи со стажем работы, эффективностью труда и т.д. Важным потенциалом психического развития субъекта труда являются накапливаемые на любых стадиях профессионализации различные "рассогласования" между компонентами психического обеспечения деятельности (активационными, когнитивными, личностными) - по уровням выраженности в разное время, позитивным или негативным тенденциям изменения и т.д. Именно такие "рассогласования" (противоречивые отношения), опосредствованные творческой или адаптивной активностью субъекта, могут стать (или не стать) движущими силами дальнейшего развития. Проведенный нами анализ неравномерности и гетерохронности становления основных функций и механизмов интеллектуального обеспечения "вхождения" субъекта в реальную профессиональную деятельность (на стадии адаптации к ней - первые 3-5 лет работы) показал следующее.

1. Несмотря на бурное развитие на стадии адаптации когнитивных процессов всех уровней, их функциональный спектр ограничен: это в основном познание субъектом необходимых составляющих деятельности (ее предмета, средств, условий). Существенно отстает развитие самопознания (рефлексивных процессов), что выражается в том числе в "скачущей" самооценке.

2. Не сразу приобретают нужное качество операции синтеза, что выражается в неумении субъекта диагносцировать целостные ситуации труда, в том числе "усматривать" в них проблемные (можно выделить микроэтап "беспроблемности", сменяющийся микроэтапом "гиперпроблемности").

3. От развития диагностических отстают прогностические возможности субъекта (в частности, не сразу осваивается планирующая функция мышления).

4. Новое когнитивное содержание лишь постепенно "набирает" регуляторный потенциал. При этом регуляция обеспечивается в значительной степени общими способностями субъекта, которые сформировались у него ранее.

5. Ценностно-смысловое отношение субъекта к избранной деятельности на этой стадии представлено противоречивым спектром. В результате генетические "подвижки" могут быть инициированы разными уровнями психической организации субъекта (как "сверху", так и "снизу").