Завгородняя Е.В.

Институт психологии им. акад. Г.С. Костюка АПН Украины. Киев

САМОИЗМЕНЕНИЕ СУБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Одной из психологических особенностей художественно одарённого человека является высокий уровень впечатлительности. Это означает, с одной стороны, повышенную восприимчивость, препятствующую застою, стимулирующую развитие; художник вбирает в себя всё как "губка" (Б. Пастернак). С другой стороны, это - уязвимость, незащищённость души, "художественно-болевой рефлекс" (М. Цветаева). Впечатлительность -уязвимость художника обуславливает необходимость для него творчества, иначе, по мнению К. Юнга, ему угрожает психическое или физическое заболевание. Г. Гейне называет литературное творчество терапией: “Писательство является формой терапии; иногда я удивляюсь, как всем, кто не пишет, не творит музыку или живопись, удаётся избежать безумия, меланхолии, панического страха, присущих человеческой ситуации”.

Если художник теряет свою открытость впечатлениям, обедняется, замирает его внутренняя жизнь, это грозит творческим бессилием. “Мёртвый штиль - это катастрофа, это отчаяние” (А. Модильяни). Всё же не всегда художник может овладеть непредсказуемой душевной стихией и сбалансировать на грани безумия. Механизмами самоизменения в творческом акте являются процессы открытия и выражения смысла явления, которые переживает художник. Этот смысл нельзя объяснить, исходя из анализа событий жизни автора, "Истину, раскрывающуюся в произведении, никогда нельзя подтвердить или вывести из того, что было раньше. То, что было раньше, в его исключительной реальности, опровергают благодаря произведению". (М Хайдеггер). При этом изменяется привычное отношение к миру, его видение, оценивание. Создавая художественную реальность, автор преодолевает сложившуюся ситуацию и самого себя, выходит на другой ценностный уровень. "Меня породили мои писания" (Ж.П. Сартр). Осмысливая свою жизнь, преодолевая своё страдание, художник также структурирует душевный опыт людей, принадлежащих к общей с ним культуре, следовательно, преодолевает стихию страстей и страданий мира, в котором живёт. Таким образом, значение творческого процесса выходит за рамки самоисцеления и саморазвития. Результатом творчества является "внесение в мир смысла - и уже одним этим изменение мира в самоизменении субъекта культуры" (М. Бахтин).